Lt304888.ru

Туристические услуги

Абатай

13-10-2023

Абатай-хан (монг. Автай сайн хаан; 1534(1534)1586) — монгольский князь, основатель княжеского дома Тушэту-ханов.

Биография

Вел борьбу с ойратами, закончившуюся их покорением в 1577 году. В том же году Абатай-хан объявил своего сына ойратским ханом. После смерти Абатай-хана ойраты восстали и освободились от зависимости, убив хана. Абатай-хан был ревностным распространителем буддизма, для принятия которого ездил в 1577 в Хух-Хото, где встретился с Далай-лама. Хотя не мог произвести различие между жёлтой (гэлугпа-ламаистской) и красной (дугпа-красношапочной) верами — двумя враждебными друг другу сектами тибетского буддизма. В 1585 году начал постройку Эрдэни-Дзу, знаменитого ламаистского монастыря в Халха. В дореволюционной Монголии существовал особый культ Абатай-хана. Чингизид Абатай-хан является прадедом первого богдо-хана Богдо Гэгэн Дзанабадзара, он внук Бату-Мункэ Даян-хана (1464—1517/1543) — последнего объединителя Монголии, правивший 70 лет. Абатай-хан известен как последний хан пытавшийся объединить Монголию после распада Юаньской Империи. Его имя стоит в ряду таких объединителей, как Бату-Мункэ Даян-хан, Алтан-хан, Лигдэн-хан.

Образ Абатая в фольклоре и историографии

В Монголии существует «Синяя легенда о добродеятельном хане Абатае»[1] (монг. Автай сайн хаан), в котором повествуется о том, как он принёс буддизм в Монголию. В этой легенде также даётся интерпретация имени хана «Абатай», а именно, как: монг. «Аавдаа сайн хаан», то есть «Отцу добродеятельный хан», но это не соответствует действительности. Настоящее имя Абатай-хана — Сабатай-хан, приблизительно переводится как — «сосуд для подношений». Легенда о добродетельном хане Абатае была видимо придумана позже ламаистскими монахами в честь его заслуг в деле распространения буддизма в Монголии. Хотя на самом деле он был рьяным сторонником тенгрианства, то есть традиционного «шаманопоклонения». Переход к буддизму был прежде всего связан с политическими целями. То, что он сам до самой смерти придерживался именно традиционного веропоклонения свидетельствует тот факт, что он грел и лечил свои ноги от Подагра, засунув ноги в грудную полость наполненной свежей кровью только что убитой жертвы — это был в основном поверженный противник или по случаю принесённый в жертву раб. Освежевание живой жертвы производилось и поныне традиционным монгольским методом освежевания мелкого рогатого скота, когда на почву не ронялось ни капли крови, и вся кровь при разрыве аорты проходящей вдоль хребта в части грудной клетки, перекачивается полностью в грудную клетку.

Примечания

  1. монгол: Автай сайн ханы тухай хөх домгийн улбаа

Абатай.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01