Lt304888.ru

Туристические услуги

Абу Ханифа

02-06-2023

Абу Хани́фа ан-Нума́н ибн Са́бит ибн Зута (араб. ابو حنيفة النعمان بن ثابت بن زوطا‎‎) (699(0699)767, по хиджре 80—150) — великий исламский богослов, факих и мухаддис, основатель и эпоним одной из четырёх суннитских правоведческих школ — ханафитского мазхаба. Абу Ханифа относится к поколению табиинов.

Содержание

Биография

Родился в городе Куфа в семье богатого торговца шёлком иранского происхождения[1] и был единственным сыном у своих родителей[источник не указан 455 дней]. Его дед принял ислам во времена халифа Умара ибн аль-Хаттаба[источник не указан 455 дней]. В Куфе Абу Ханифа получил общее и богословское образование. Среди его учителей были и сподвижники пророка Мухаммада. Когда Абу Ханифа было 22 года, он стал учеником иракского богослова Хаммада бен Аби Сулаймана, в кружке которого провёл 18 лет вплоть до смерти учителя, а затем сам возглавлял этот кружок в течение десяти лет, считаясь самым авторитетным факихом Куфы и Басры[1].

В 16 лет Абу Ханифа вместе с отцом совершил хадж и посетил могилу пророка Мухаммада в Медине[источник не указан 109 дней]. Там он увидел Абдуллу ибн аль-Хариса (одного из сахаба) и услышал от него слова пророка Мухаммада[источник не указан 455 дней].

В 747—748 годах отправился в Мекку. После утверждения у власти Аббасидов вернулся в Ирак, где продолжал жизнь богатого торговца и учёного. Халиф аль-Мансур предложил Абу Ханифа занять высокую должность в новой столице — Багдаде, но Абу Ханифа отказался[1].

Абу Ханифа — один из самых ранних и ярких представителей городских торгово-ремесленных кругов, обосновавший и защищавший их интересы, выразившиеся в форме религиозно-правовой доктрины[1].

Учение и ученики

С Абу Ханифа начинается письменная традиция в исламском богословии. Ему приписывается первое записанное сочинение по исламской догматике — «Аль-Фикх аль-акбар». В нём сформулированы основные положения исламской догматики о единобожии, об атрибутах Аллаха, о Коране как о слове божьем, о свободе воли, о предопределении, о праведности, о достоинствах тех, кто упомянут в Коране. В этом сочинении видна борьба против взглядов мурджиитов и мутазилитов[1].

Считается, что Абу Ханифа первым применил методы исследования правовых вопросов таким образом, что стало возможным сближение схоластических разработок факихов с требованиями повседневной жизни. Абу Ханифа и его ближайшие последователи разработали методику использования рационалистических принципов суждения по аналогии (кыяс) и предпочтения истихсан при решении правовых вопросов. Он обосновал возможность использования норм обычая (´урф) как одного из источников права[1].

Политические взгляды Абу Ханифа характеризуются тяготением к легитимному принципу верховной власти, находящейся под всесторонним контролем мусульманском общины[1].

Наследие Абу Ханифа сохранилось в виде цитат и ссылок в книгах двух его учеников: «Китаб аль-харадж» Абу Юсуфа, а также во всех сочинениях Мухаммада аш-Шайбани, особенно в «аль-Мабсут», «Китаб аз-зиядат» и «Китаб аль-асар»[1]. Именно эти два ученика Абу Ханифа сыграли важную роль в сохранении, систематизации и распространении ханафитского мазхаба, в котором метод вынесения правовых предписаний был основан на следующих источниках:

  1. Коран;
  2. Сунна — при тщательном отборе хадисов;
  3. иджма — единодушное мнение богословов относительно какого-либо вопроса, которое не может противоречит Корану и Сунне;
  4. кыяс — суждение по аналогии с тем, что уже имеется в Откровении; сопоставление правовой проблемы с уже решённой;
  5. истихсан — предпочтение противоречащего кыясу, но более целесообразного в данной ситуации решения;
  6. ´урф, или адат — традиционно распространённые мнения, обычаи.

Одним из методов вынесения правовых решений в мазхабе Абу Ханифы является четкая иерархия вердиктов авторитетов школы (Абу Ханифа, Абу Юсуф, Мухаммад аш-Шайбани и др.). Если по какой-либо проблеме возможно применение как кыяса, так и истихсана, то в большинстве случаев приоритет отдаётся истихсану.

В случае необходимости выбора из имеющихся различающихся предписаний приоритет отдаётся наиболее убедительному или мнению большинства. Слабые и сомнительные хадисы используются в качестве аргумента лишь в исключительных случаях.

Основными учениками Абу Ханифы являются:

Благодаря усилиям учеников Абу Ханифы его мазхаб стал всеобъемлющей школой мусульманского права, способной решить практически все проблемы фикха. Ханафитская школа поощрялась Аббасидами, заинтересованными в правовой основе государства.

Абу Ханифа и вопрос об обрезании

Абу Ханифа относится к тем исламским ученым (аль-Хасан аль-Басри, некоторые факихи ханбалитской школы и т. д.), которые рассматривают обрезание в качестве сунны-рекомендации, то есть другими словами, с точки зрения Абу Ханифы обряд обрезания для мусумальнина весьма желателен, но не строго обязателен[2].

Труды Абу Ханифы

  • «Аль-Фикх аль-Акбар» (араб. الفقه الأكبر‎‎), известное также как «Асль ат-Таухид» (араб. أصل التوحيد‎‎)
  • Сборник хадисов «Муснад Аби Ханифа» (араб. مسند أبي حنيفة‎‎)
  • «Китаб аль-Алим ва аль-Мутааллим» (араб. كتاب العالم والمتعلم‎‎)

Литература

  • Рустам Батыр. Абу-Ханифа. Жизнь и наследие. — Медина, 2007. — 288 с. — ISBN 978-5-9756-0026-4
  • Абу Захра, Мухаммад. Тарих аль-мазахиб. Каир: «Дар аль-фикр аль-арабий», без года.  (ар.)

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 Ислам. Энциклопедический словарь. М.: «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1991. — 315 с. — ISBN 5-02-016941-2 — с.11-12.
  2. Обрезание — Рождение ребенка в Исламе — Мусульманские имена со значением — Назовите. РУ — Справочник личных имен

Ссылки

  • Биография Имама Абу Ханифы


Абу Ханифа.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01