16-04-2023
Рейс 38 British Airways | |
Самолёт после аварийной посадки |
|
Общие сведения | |
---|---|
Дата |
17 января 2008 года |
Характер |
недолёт до полосы |
Причина |
загрязнение топлива льдом (FUEL) |
Место |
аэропорт Хитроу, Великобритания |
Координаты |
|
Погибшие |
0 |
Раненые |
47 |
Воздушное судно | |
Модель | |
Авиакомпания | |
Пункт вылета |
Пекин, Китай |
Пункт назначения |
Лондон, Великобритания |
Рейс |
38 |
Бортовой номер |
G-YMMM |
Пассажиры |
136 |
Экипаж |
16 |
Погибшие |
0 |
Раненые |
47 |
Выживших |
152 (все) |
Рейс 38 British Airways (позывной Speedbird 38) был регулярным рейсом авиакомпании British Airways из Певин в Лондон, выполнявшимся самолётом Boeing 777-200ER и потерпевшим аварию в аэропорту назначения 17 января 2008 года.[1] В результате аварии не было жертв, однако 47 человек получили травмы; один пассажир получил тяжёлую травму.[2] Самолёт стал первым потерянным Boeing 777 за всю историю эксплуатации модели.
Причиной аварии стало образование в топливе кристаллов льда, приведшее к засорению теплообменника системы подогрева топлива. Это затруднило подачу топлива в двигателе при увеличении тяги на посадке в аэропорту Хитроу.[3] Компания Boeing - производитель самолёта - определила, что проблема имела место исключительно с двигателями Rolls-Royce, а Rolls-Royce разработал программу модернизации теплообменника. Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) предписало заменить теплообменники на всех самолётах с такими двигателями до 1 января 2011 года.[2] Boeing 777 с двигателями GE и Pratt & Whitney не имели такой проблемы.[4]
Самолёт Boeing 777-200ER (бортовой номер G-YMMM, заводской 30314, серийный 342), оснащённый двигателями Rolls-Royce Trent 895-17 совершал рейс Пекин - Лондон.[5] На борту находились 136 пассажиров и 16 членов экипажа.
Маршрут рейса 38 проходил над Монголией, Сибирью и Скандинавией на высоте от 10600 до 12200 м при температуре за бортом до -65 до -74 °C.[6] Зная о низкой температуре за бортом, экипаж отслеживал температуру топлива, планируя снизиться в более тёплые слои атмосферы, если температура топлива упадёт ниже предельной.[6] В данном случае этого не потребовалось, поскольку температура топлива не опускалась ниже -34 °C, гораздо выше точки замерзания.[6]
Несмотря на то, что само топливо не опустилось ниже температуры замерзания, вода, всегда содержащаяся в авиационном керосине (в количестве до 100 частей на миллион), замерзла.[7] Лёд скопился на внутренних сторонах топливопроводов, предположительно в местах, где они проходят через пилоны двигателей.[8]
Этот лёд никак не влиял на полёт до последней стадии захода на посадку в аэропорту Хитроу, когда увеличившийся расход топлива, повышение температуры и турбулентность при снижении привели к выпадению льда в топливо.[9] "nnj привело к формированию ледяной каши из мягкого льда, который перемещался по топливопроводам, пока не осел на топливо-масляном теплообменнике. Последний состоит из 1180 стальных трубок малого диаметра. Топливо проходит по трубкам, а горячее масло циркулирует в корпусе теплообменника. Таким образом достигается подогрев топлива, подающегося в двигатели, и охлаждение масла.[10] В теплообменнике лёд снова замерз, перекрыв подачу топлива в двигатели.[11][12]
Первые признаки топливного голодания были замечены экипажем на высоте 220 м и удалении 3,2 км от торца ВПП, когда оба двигателя не отреагировали на команду автомата тяги. Для удержания посадочной глиссады, заданной курсо-глиссадной системой, автопилот на высоте 60 м снизил скорость до 200 км/ч. Автопилот отключился на высоте 45 метров; второй пилот продолжил пилотирование в ручном режиме.[13] В то же время командир воздушного судна (КВС) снизил угол установки закрылков с 30 до 25 градусов с целью снижения лобового сопротивления и увеличения времени планирования.[14]
Самолёт пересёк автодорогу A30 и приземлился на траву приблизительно в 270 метрах от торца ВПП 27L.[2][15] За несколько секунд до касания земли КВС успел подать сигнал бедствия.
Во время удара и короткого скольжения по земле передняя стойка шасси подломилась. Правая основная стойка оторвалась и пробила центральный топливный бак и фюзеляж. Левая основная стойка пробила крыло. Самолёт остановился на разметке порога полосы. Несмотря на утечку топлива из пробитых баков и двигателей пожара не возникло.[1] Четыре члена экипажа и восемь пассажиров получили незначительные травмы, один пассажир получил сотрясение мозга, ещё один сломал ногу.[1][16][17]
Отказ двигателя не рассматривался как вероятная причина в связи с низкой вероятностью отказа обоих двигателей.[18] Наиболее вероятной причиной назывался отказ электроники, ошибка в программном обеспечении системы управления двигателями.[18] Обе версии были отвергнуты в особом бюллетене.[1]
Предположение о том, что причиной аварии стали радиопереговоры кортежа премьер-министра, также было отвергнуто.[19]
Расследование проводилось Отделом по расследованию авиационных происшествий Великобритании (AAIB) при участии представителей Национального совета по безопасности на транспорте (NTSB), Boeing и Rolls-Royce.[2] Расследование заняло два года. AAIB опубликовал окончательный отчёт 9 февраля 2010 г. В ходе расследования было опубликовано несколько предварительных отчётов и издано 18 рекомендаций по безопасности полётов.[2]
Окончательный отчёт AAIB от 9 февраля 2010 г. определил следующие причины аварии:
Расследование определило, что потеря тяги обоих двигателей явилась результатом ограничения подачи топлива. Расследование определило следующие возможные причины, приведшие к ограничению подачи топлива:
|
AAIB также обратил внимание на пассивную безопасность воздушного судна в ходе происшествия. Он отметил, что основные точки крепления основных стоек шасси находятся на заднем лонжероне крыла, и, поскольку этот лонжерон также является задней стенкой топливных баков, аварийная посадка вызывает их разрыв. Компании Boeing рекомендовано изменить конструкцию крепления стоек шасси для снижения возможности утечки топлива в подобных обстоятельствах.
Авария Boeing 777 в Лондоне.