Lt304888.ru

Туристические услуги

Австрийская Силезия

16-10-2023

Австрийская Силезия в составе Австро-Венгрии (на карте 1898 года)
Территория (бывшей австрийской) Силезии на нынешней карте Чехии (окрашено желтым). Территория Чехии окрашена зелёным, Моравии — синим цветом
Герб герцогства Верхняя- и Нижняя Силезия

Австрийская Силезия, официальное название Герцогство Верхняя- и Нижняя Силезия (нем. Oesterreichisch Schlesien, Herzogtum Ober- und Niederschlesien) — территория в Центральной Европе, являвшаяся частью земель Чешской короны в Австрийской империи и сохранившаяся в составе государства Габсбургов после раздела Силезии в 1742 году. С 1867 года называлась Кронланд Силезия в составе Австро-Венгрии.

Содержание

География

Земли Австрийской Силезии представляли собой гористай край (Бескиды), испещерённый хребтами и вершинами (гора Прадед высотой в 1.490 метров, Лыса Гора высотой в 1.320 метров и др.). Важнейшие реки были Одер и его приток Опава (нем. Оппа). Наибольшая часть бывшей Австрийской Силезии ныне находится на северо-востоке современной Чехии, лишь небольшая её часть в восточной части вокруг города Бельско-Бяла относится к польскому воеводству Силезия.

Австрийская Силезия делилась на две части — западную и восточную, разделённые между собой северным выступом территории Моравии (район Фридек-Мистек. На западе и на севере она граничила с прусской провинцией Силезия, в своей восточной части — с Галицией и Венгрией. Административным центром Австрийской Силезии был город Опава. Площадь её составляла 5.147 км².

История

Большинство городов и деревень на территории Австрийской Силезии были основаны немецкими переселенцами, о чём говорят немецкие названия большинства населённых пунктов на её территории в XVIII—XIX веках. Этот процесс начался при великопольском князе Генрихе I из королевского рода Пястов, который в начале XIII столетия приглашает на свои земли ремесленников, горняков, крестьян и торговцев из Саксонии, Тюрингии и Франконии, а новым городам предоставлял Магдебургское городское право. До 2-й половины XIII века район вокруг Опавы (нем. Троппау) был северной провинцией маркграфства Моравии, однако при чешском короле Оттокаре II и его потомках были образованы здесь чешские герцогства Троппау, Ягердорф и Леобшюц, которые с 1320 года считались уже верхнесилезскими герцогствами. В 1526 году Габсбурги, как короли Чехии, объявили о своей суверенной власти и над силезскими герцогствами.

После победы Пруссии над Австрией в Первой Силезской войне, по условиям мирного договора в Бреслау в 1742 году практически вся территория Силезии отошла к Пруссии. Лишь герцогства Троппау и Тешен остались австрийскими и впоследствии были объединены в Герцогство Силезия.

Вследствие Мартовской революции в 1848 году в Силезии создаётся свой парламент, а согласно Конституции Австрийской империи от 1849 года герцогство получила статус Кронланд (Коронной земли). В период с 1861 по 1918 год здесь избирался свой силезский ландтаг.

После распада Австро-Венгрии австрийская Силезия не смогла присоединиться к немецкоговорящей её части (как планировалось) и войти в состав Австрийской республики. Вместо этого наибольшая её часть вошла в состав Чехословакии, а восточные районы около Бельско-Бяла — в Польшу. До 1928 года чешская Силезия составляла отдельную провинцию Чехословакии, затем она была присоединена к Моравии. После Мюнхенского договора, с 1938 по 1945 год, бывшая Австрийская Силезия входила в состав Германии (рейхсгау Судетенланд). С мая 1945 года она снова в Чехословакии. Летом 1945 года из чешской Силезии было изгнано всё её немецкое население.

Население

По переписи 1910 года в Австрийской Силезии проживали 756.949 человек. Из них 41,5 % были этнические немцы, 31 % — поляки и 26 % — чехи. Евреев насчитывалось 1,5 % (в 1857 году — 0,7 %).

Города с населением более 5.000 человек (на 1880 год):

Наиболее развитыми отраслями экономики в Австрийской Силезии были горнодобывающая промышленность (каменный и бурый уголь, железная руда), а также металлообработка, машиностроение и текстильная промышленность. В сельском хозяйстве развивались как земледелие, так и скотоводство. Развита была транспортная сеть. Наиболее важной железнодорожной веткой была проходящая здесь Северная линия кайзера Фердинанда (Kaiser-Ferdinands-Nordbahn), направления Вена-Краков.

Литература

По истории:

  • Manfred Alexander: Kleine Geschichte der böhmischen Länder. Reclam, Ditzingen 2008, Содержание
  • Karl Bosl (Изд.): Handbuch der Geschichte der böhmischen Länder. Vier Bde. Hiersemann, Stuttgart 1966—1974, ISBN 978-3-7772-6707-4, ISBN 978-3-7772-7414-0, ISBN 978-3-7772-6827-9 или ISBN 978-3-7772-7012-8.
  • Collegium Carolinum (Institut) (Изд.): Biographisches Lexikon zur Geschichte der böhmischen Länder. ; тома, до сегодняшнего дня вышли 3 тома. Oldenbourg, München 1979ff, Содержание
  • Collegium Carolinum (Изд.): Ortslexikon der böhmischen Länder. München/Wien 1983, ISBN 3-486-51761-9.

По истории культуры:

  • Hugo Rokyta: Die böhmischen Länder. Handbuch der Denkmäler und Gedenkstätten europäischer Kulturbeziehungen in den böhmischen Ländern. Drei Bde. Bd. 3: Mähren und Schlesien. 2., перераб. и расшир. изд. Vitalis, Prag 1997, ISBN 80-8593817-0.


Австрийская Силезия.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01