19-05-2023
Мурад Эскендерович Аджиев | |
Имя при рождении: |
Мурад Эскендерович Аджиев |
---|---|
Псевдонимы: |
Мурад Аджи |
Дата рождения: | |
Место рождения: | |
Гражданство: | |
Род деятельности: | |
Жанр: | |
Язык произведений: | |
Дебют: |
«Мы — из рода половецкого!» (1992) |
www.adji.ru | |
Мура́д Эскенде́рович Аджи́ев (с 1994 года публикуется под псевдонимом Мурад Аджи; род. 9 декабря 1944 года, Москва) — писатель, публицист, автор серии популярных книг в жанре фолк-хистори[4][5], в которых изложена оригинальная псевдонаучная[6] гипотеза о тюркском «Великом переселении народов», зародившемся, по мнению автора, на Алтае, исторической родине древних тюрков. Книги Аджиева принесли ему известность, вызвав интерес в России и в некоторых тюркоязычных государствах[7].
По образованию географ, имеет степень кандидата экономических наук.
Содержание |
В 1964 году поступил на кафедру североведения географического факультета МГУ[8]. В 1969 году досрочно[1] окончил географический факультет МГУ, был принят в целевую аспирантуру[8]. Поступил на работу в Совет по изучению производительных сил при Госплане СССР. В 1973 году защитил кандидатскую диссертацию «Моделирование и оптимизация процесса промышленного освоения Северо-Востока СССР с выбором индустриально-строительных опорных баз»[9][10]. Научным руководителем учёного был профессор В. Ф. Бурханов[8].
После аспирантуры Аджиев работал в отделе прогнозирования при Министерстве цветной металлургии СССР[8]. Несколько лет занимался изучением социальных процессов строительства в Сибири[8]. Вместе с коллегами работал над проектом нового районирования Севера[8].
Работы Аджиева 1970-х годов получили высокую оценку у патриарха советского североведения Г. А. Аграната. В своей монографии «Возможности и реальности освоения Севера: глобальные уроки»[11] Агранат отмечал, что ему представляется интересной мысль Аджиева, впервые выдвинутая в 1976 году, об использовании в качестве границы Севера синтетического показателя общих энергетических затрат на производство и жизнь человека в этой зоне.
С 1975 года на протяжении почти 15 лет читал курс лекций по экономической географии во Всесоюзном заочном финансово-экономическом институте[1].
В 1970-е — 80-е годы издает работы о БАМе, освоении Сибири и территориально-производственных комплексах Сибири, энергосберегающих технологиях[12]. В это же время пишет серию детских книг о Сибири. Одновременно сотрудничает с ведущими журналами страны: «Новый мир», «Вокруг света», «Знание — сила» и др. В 1982 году выпустил книгу «Сибирь: ХХ век», которая вызвала критику со стороны партийных органов[1], что, по его словам, помешало ему защитить докторскую диссертацию[1]. В настоящее время эта книга входит в перечень рекомендованной или дополнительной литературы учебных курсов некоторых вузов страны[13][14][15]. Как специалист по Сибири выступал в роли редактора и составителя сборников, был членом редколлегии художественно-географического альманаха «На суше и на море»[16].
В 1989 году Аджиев перешёл на работу в журнал «Вокруг света»[1]. Организовывал экспедиции, будучи начальником и рабочим в одном лице, делал фотосъёмки, писал очерки о жизни малоизвестных народов[1]. Героями его этнографических очерков стали эвены, якуты, талыши, лезгины, табасараны, карачаевцы, кумыки и другие «исчезающие» народы Советского Союза в эпоху перестройки[1][17].
В начале 90-х годов участвовал в поездках в «горячие» точки, писал очерки о военных действиях на Кавказе[18]. Тогда и зародился интерес Аджиева к новой теме, которая определила его последующую деятельность. Он заинтересовался историей своего народа — кумыков. В своих очерках Аджиев сделал попытку исследовать более далёкое прошлое этих народов.
Первые результаты своих исследований в области истории тюркских народов Аджиев изложил в 1991 году на Международном симпозиуме «Право и этнос»[19]. В его докладе на примере кумыков рассматривались вопросы этногенеза древних тюрков, предполагаемая страна их обитания — Дешт-и-Кипчак, географические границы этой страны, государственное устройство и культура. Идеи доклада легли в основу книги «Мы — из рода половецкого!», за которую, по словам Аджиева, автора уволили из редакции журнала «Вокруг света»[1].
После увольнения продолжил изучение страны Дешт-и-Кипчак (Великой Степи, Половецкого поля), которая, по мнению Аджиева, была предшественницей Руси. Высказав гипотезу о Великом переселении народов, зародившемся на Алтае более 2000 лет назад, он проследил предполагаемые этапы переселения во времени и очертил их на географической карте. Автор пытался показать, как в итоге переселения и освоения новых территорий формировалась страна Дешт-и-Кипчак, территория которой в 1-м тысячелетии предположительно простиралась от Байкала до Атлантики и включала в себя значительную часть территории современной России[19][20][неавторитетный источник?].
Результаты своих изысканий Аджиев изложил в 1994 году в книге «Полынь Половецкого поля: Из родословной кумыков, карачаевцев, балкарцев, казаков, казахов, татар, чувашей, якутов, гагаузов, крымских татар, части русских, украинцев и других народов, ведущих свое начало от тюркского (кипчакского) корня и забывших его». По мнению Аджиева, эти народы являются потомками тех, кто начал Великое переселение с Алтая более 2000 лет назад и на протяжении нескольких веков постепенно осваивал и заселял степную зону Евразийского континента. Как сказано в аннотации к 3-ему изданию книги, автор считает, что российская история, «вопреки принятому мнению началась вовсе не в IX веке, а много раньше»[21].
Бакинским славянским университетом «Полынь Половецкого поля» была перечислена среди лучших произведений по тюркским языкам, литературам и истории, переведена на азербаджанский язык и издана в серии «Тюркология»[22].
После выхода «Полыни Половецкого поля» Аджиев организует экспедицию, цель которой поиски могилы святого Георгия в Дагестане. По результатам экспедиции он пишет книгу «Тайна святого Георгия, или подаренное Тенгри: Из духовного наследия тюрков». В этой книге он пишет о становлении христианства на Кавказе и прослеживает его взаимосвязи с предполагаемой древней религией тюрков — тенгрианством. По результатам своих изысканий, изложенных в книгах «Полынь Половецкого поля», «Тайна святого Георгия, или подаренное Тенгри», Аджиев в 1998 году делает доклад о тенгрианстве на Международном семинаре, посвящённом 100-летию М. О. Ауэзова[23]. В докладе Аджиев пытался опровергнуть устоявшийся тезис о том, что кипчаки — язычники, не знавшие монотеизма. По его концепции, жители страны Дешт-и-Кипчак исповедовали монотеистическое тенгрианство (веру в Бога Небесного — Тенгри), которое позднее дало начало другой монотеистической религии — христианству.
В 1998 году в издательстве «Мысль» выходит книга Аджиева «Европа. Тюрки. Великая Степь», продолжающая тему Великого переселения народов. Автор рассказывает свою версию социально-этнической истории Евразии, более детально описывает, как предположительно происходило освоение и заселение Степи. Особое внимание уделено вкладу Великой Степи в европейскую культуру.
В 2004 году в издательстве «АСТ» в серии «Историческая библиотека» выходит книга Аджиева «Тюрки и мир: сокровенная история». В ней автор наиболее полно формулирует основные положения своей концепции Великого переселения народов, зародившегося на Алтае. После ряда экспедиций на Кавказ Аджиев в 2006 году выпускает в издательстве «АСТ» книгу «Дыхание Армагеддона». Особое внимание в ней уделено истории Кавказской Албании — государству, практически неизвестному современному читателю. Интерес к этой теме Аджиев проявил ещё в 2001 году, когда как писатель-публицист принял участие в Международной научной конференции «Этнокультурное наследие Кавказской Албании»[3]. В этой книге Аджиев рассказывает об истории Кавказских войн, которые начались в XVI веке и не окончились поныне[24].
В 2010 году в издательстве АСТ в серии «Историческая библиотека» вышла книга Аджиева «Без Вечного Синего Неба: Очерки нашей истории». В книге автор подвёл итог своим многолетним литературным трудам и рассказал «о предшественнице Руси — степной державе Дешт-и-Кипчак (Великой Степи, Половецком поле), раздвинув тем самым диапазон отечественной истории на тысячу лет». Вывод, к которому автор пытается подвести читателя, «обескураживает своею неслыханною простотой: мы были единым народом единой страны»[25].
Сочинения Аджиева упоминаются в работах учёных разных специальностей[26], а также входят в список рекомендуемой литературы ряда вузов России[27]. Аджиев, по его словам, — автор более четырёхсот публицистических материалов[1], а также трёх десятков популярных книг, в том числе для юношества. Социологические опросы на Алтае показали, что, по мнению молодёжи, Аджиев входит в число фигур, повлиявших на историю народов Алтая[28]. Однако вариант этногенеза тюрков, предложенный Аджиевым, не нашёл широкой поддержки, например, в хакасском обществе[29]. По оценке специалистов, его гипотеза о роли тюрков в мировой истории непрофессиональна, имеет не научные, а мифологические корни и является прямым искажением истории[29].
Дебют Аджиева как автора познавательных книг для школьников состоялся в 1976 году, когда вышла его детская книга «О том, как дороге дорогу искали» [30]. Эта работа вошла в издание «Зарница» [31], рекомендованное Министерством просвещения РСФСР для дополнительного чтения в 3-ем классе национальных школ РСФСР [32]
В 1981 году у Аджиева (в соавторстве) в издательстве « Педагогика» выходит в свет «Энциклопедический словарь юного географа-краеведа» для среднего и старшего школьного возраста. Как сказано в аннотации к изданию: «Словарь может быть использован для профориентации учеников средней школы» [33]
В 1996 году Аджиев публикует в энциклопедическом издании для школьников статью о древней религии Степи[34]. В этой статье он излагает основные положения своей гипотезы о Великом переселении народов, согласно которой главной отличительной чертой духовной культуры тюрков было единобожие, вера в Бога Небесного, творца мира сего (Тенгри). Контакты с тюрками, которые стояли в авангарде Великого переселения, привели, по мнению Аджиева, к зарождению таких учений и религий, как буддизм, христианство и др.[34]
В 1999 году у Аджиева выходит книга для школьников «Кипчаки. Древняя история тюрков и Великой Степи» [35]. В 2006 году эта книга переиздана в Казахстане и рекомендована Министерством образования и науки республики Казахстан в качестве учебного пособия для дополнительного образования[36] А в 2001 он пишет её продолжение «Кипчаки. Огузы. Средневековая история тюрков и Великой Степи» [37]. В книгах рассказывается о становлении тюрков как народа на Алтае и расселении по Евразии, о жизни и быте народа, о его духовной культуре, о следах Великого переселения в Индии и Персии, на Кавказе и Урале, в Византии и Риме, в Европе.
В 2007 году по приглашению Верхневилюйской гимназии Аджиев, в роли международного эксперта[38], участвует в Международной научно-практической конференции для учащихся и педагогов «Тюркология как фактор интеграции культур в формировании гражданского общества» [39].
Современная историческая наука объясняет Великое переселение народов как результат нашествия множества племен на Римскую империю, в результате чего западная часть империи прекратила существование.
Согласно альтернативной гипотезе Аджиева, история России начиналась не с IX века, а по крайней мере 2,5 тысячи лет назад, на Алтае. Именно там свершились гигантские прорывы в истории человеческой цивилизации. Тюрки (по терминологии Аджиева «степняки») представляли из себя не этническую, а религиозную общность, объединённую верой в Тенгри. Цивилизация тюрок-степняков была одной из древнейших и высокоразвитых. Они изобрели новый метод плавки железной руды, что привело к появлению новых орудий труда и технических изобретений, в том числе плуга. Также тюрки изобрели новый вид колесного транспорта — бричку (кибитку), кирпичи, печи и др. Новые технологии и изобретения привели к улучшению жизни, что вызвало мощный демографический взрыв, который, свою очередь, привёл к Великому переселению народов. Часть переселенцев из Алтая освоила территорию нынешней Индии, другая часть основала цивилизации Ближнего и Среднего Востока, вышла в Северную Африку, и только потом была заселена Европа, где до их прихода «был бронзовый век». После завоевания «степняками» вплоть до начала XVI века Центральная Европа говорила и писала по-тюркски[42].
На месте нынешней России существовало самое мощное в мире государство степняков Дешт-и-Кипчак. Степняки освободили народы Европы от подчинения Риму, познакомили их с технологиями обработки железа, столовыми приборами, новогодней ёлкой, научили строить храмы и монастыри, построили в Европе сотни городов и дорог. Гунны, саксы, бургунды, алеманы и другие народы на самом деле были тюрками, которые в разных источниках назывались по-разному. Китайская и греко-римская цивилизации попали в зависимость от тюркских ханов, степнякам платили дань Римская империя, Византия, Персия, Китай. Кроме того, степняки дали европейцам монотеистическую религию. Согласно Аджиеву, это было тенгрианство, в Европе позднее превратившееся в христианство, а в Индии в разновидность буддизма, махаяну. Тюркский язык стал европейским языком делового общения и сохранял эту функцию до XV—XVI веков. Народ степняков населял территории от Якутии до Альп, а возможно и до Атлантики. Многие из европейских и азиатских народов, таких как болгары, венгры, корейцы, сербы, русские, казаки, украинцы, англичане, французы и другие, на самом деле являются потомками тюрок-степняков, растворившихся среди других народов и забывших свои корни. Государство степняков Дешт-и-Кипчак просуществовало до XVIII века и погибло после походов Петра I, покорившего свободные казацкие земли[8].
Противоречия с известными историческими фактами в рамках гипотезы Аджиева объясняются глобальной фальсификацией исторических документов со стороны греков (которых Аджиев демонизирует), римлян и русских, вступивших в заговор против тюркской цивилизации.
Свои идеи Аджиев развил в книгах «Полынь Половецкого поля», «Тайна святого Георгия, или Подаренное Тенгри», «Европа, тюрки, Великая Степь», «Кипчаки», «Тюрки и мир: сокровенная история» и в других произведениях.
Специалисты считают сочинения Аджи в области истории тюркских народов лженаучными[6] и относят их к направлению фолк-хистори[4]. По мнению исследователей, для его книг характерны национализм[9][43][44], непрофессионализм и безапелляционность суждений, произвол в отборе и использовании фактов, противоречие всему комплексу материалов, накопленных в результате труда многих поколений учёных[29][41][43][45][46].
Аджиев, Мурад Эскендерович.