Lt304888.ru

Туристические услуги

Аджиев, Мурад Эскендерович

19-05-2023

Мурад Эскендерович Аджиев
Имя при рождении:

Мурад Эскендерович Аджиев

Псевдонимы:

Мурад Аджи

Дата рождения:

9 декабря 1944(1944-12-09) (67 лет)

Место рождения:

Москва

Гражданство:

 Россия

Род деятельности:

писатель[1][2], публицист[3]

Жанр:

фолк-хистори

Язык произведений:

русский

Дебют:

«Мы — из рода половецкого!» (1992)

www.adji.ru

Мура́д Эскенде́рович Аджи́ев1994 года публикуется под псевдонимом Мурад Аджи; род. 9 декабря 1944 года, Москва) — писатель, публицист, автор серии популярных книг в жанре фолк-хистори[4][5], в которых изложена оригинальная псевдонаучная[6] гипотеза о тюркском «Великом переселении народов», зародившемся, по мнению автора, на Алтае, исторической родине древних тюрков. Книги Аджиева принесли ему известность, вызвав интерес в России и в некоторых тюркоязычных государствах[7].

По образованию географ, имеет степень кандидата экономических наук.

Содержание

Биография

В 1964 году поступил на кафедру североведения географического факультета МГУ[8]. В 1969 году досрочно[1] окончил географический факультет МГУ, был принят в целевую аспирантуру[8]. Поступил на работу в Совет по изучению производительных сил при Госплане СССР. В 1973 году защитил кандидатскую диссертацию «Моделирование и оптимизация процесса промышленного освоения Северо-Востока СССР с выбором индустриально-строительных опорных баз»[9][10]. Научным руководителем учёного был профессор В. Ф. Бурханов[8].

После аспирантуры Аджиев работал в отделе прогнозирования при Министерстве цветной металлургии СССР[8]. Несколько лет занимался изучением социальных процессов строительства в Сибири[8]. Вместе с коллегами работал над проектом нового районирования Севера[8].

Работы Аджиева 1970-х годов получили высокую оценку у патриарха советского североведения Г. А. Аграната. В своей монографии «Возможности и реальности освоения Севера: глобальные уроки»[11] Агранат отмечал, что ему представляется интересной мысль Аджиева, впервые выдвинутая в 1976 году, об использовании в качестве границы Севера синтетического показателя общих энергетических затрат на производство и жизнь человека в этой зоне.

С 1975 года на протяжении почти 15 лет читал курс лекций по экономической географии во Всесоюзном заочном финансово-экономическом институте[1].

Начало писательской и журналистской деятельности

В 1970-е — 80-е годы издает работы о БАМе, освоении Сибири и территориально-производственных комплексах Сибири, энергосберегающих технологиях[12]. В это же время пишет серию детских книг о Сибири. Одновременно сотрудничает с ведущими журналами страны: «Новый мир», «Вокруг света», «Знание — сила» и др. В 1982 году выпустил книгу «Сибирь: ХХ век», которая вызвала критику со стороны партийных органов[1], что, по его словам, помешало ему защитить докторскую диссертацию[1]. В настоящее время эта книга входит в перечень рекомендованной или дополнительной литературы учебных курсов некоторых вузов страны[13][14][15]. Как специалист по Сибири выступал в роли редактора и составителя сборников, был членом редколлегии художественно-географического альманаха «На суше и на море»[16].

В 1989 году Аджиев перешёл на работу в журнал «Вокруг света»[1]. Организовывал экспедиции, будучи начальником и рабочим в одном лице, делал фотосъёмки, писал очерки о жизни малоизвестных народов[1]. Героями его этнографических очерков стали эвены, якуты, талыши, лезгины, табасараны, карачаевцы, кумыки и другие «исчезающие» народы Советского Союза в эпоху перестройки[1][17].

В начале 90-х годов участвовал в поездках в «горячие» точки, писал очерки о военных действиях на Кавказе[18]. Тогда и зародился интерес Аджиева к новой теме, которая определила его последующую деятельность. Он заинтересовался историей своего народа — кумыков. В своих очерках Аджиев сделал попытку исследовать более далёкое прошлое этих народов.

Публицистическая деятельность и литература о тюрках

Первые результаты своих исследований в области истории тюркских народов Аджиев изложил в 1991 году на Международном симпозиуме «Право и этнос»[19]. В его докладе на примере кумыков рассматривались вопросы этногенеза древних тюрков, предполагаемая страна их обитания — Дешт-и-Кипчак, географические границы этой страны, государственное устройство и культура. Идеи доклада легли в основу книги «Мы — из рода половецкого!», за которую, по словам Аджиева, автора уволили из редакции журнала «Вокруг света»[1].

После увольнения продолжил изучение страны Дешт-и-Кипчак (Великой Степи, Половецкого поля), которая, по мнению Аджиева, была предшественницей Руси. Высказав гипотезу о Великом переселении народов, зародившемся на Алтае более 2000 лет назад, он проследил предполагаемые этапы переселения во времени и очертил их на географической карте. Автор пытался показать, как в итоге переселения и освоения новых территорий формировалась страна Дешт-и-Кипчак, территория которой в 1-м тысячелетии предположительно простиралась от Байкала до Атлантики и включала в себя значительную часть территории современной России[19][20][неавторитетный источник?].

Результаты своих изысканий Аджиев изложил в 1994 году в книге «Полынь Половецкого поля: Из родословной кумыков, карачаевцев, балкарцев, казаков, казахов, татар, чувашей, якутов, гагаузов, крымских татар, части русских, украинцев и других народов, ведущих свое начало от тюркского (кипчакского) корня и забывших его». По мнению Аджиева, эти народы являются потомками тех, кто начал Великое переселение с Алтая более 2000 лет назад и на протяжении нескольких веков постепенно осваивал и заселял степную зону Евразийского континента. Как сказано в аннотации к 3-ему изданию книги, автор считает, что российская история, «вопреки принятому мнению началась вовсе не в IX веке, а много раньше»[21].

Бакинским славянским университетом «Полынь Половецкого поля» была перечислена среди лучших произведений по тюркским языкам, литературам и истории, переведена на азербаджанский язык и издана в серии «Тюркология»[22].

После выхода «Полыни Половецкого поля» Аджиев организует экспедицию, цель которой поиски могилы святого Георгия в Дагестане. По результатам экспедиции он пишет книгу «Тайна святого Георгия, или подаренное Тенгри: Из духовного наследия тюрков». В этой книге он пишет о становлении христианства на Кавказе и прослеживает его взаимосвязи с предполагаемой древней религией тюрков — тенгрианством. По результатам своих изысканий, изложенных в книгах «Полынь Половецкого поля», «Тайна святого Георгия, или подаренное Тенгри», Аджиев в 1998 году делает доклад о тенгрианстве на Международном семинаре, посвящённом 100-летию М. О. Ауэзова[23]. В докладе Аджиев пытался опровергнуть устоявшийся тезис о том, что кипчаки — язычники, не знавшие монотеизма. По его концепции, жители страны Дешт-и-Кипчак исповедовали монотеистическое тенгрианство (веру в Бога Небесного — Тенгри), которое позднее дало начало другой монотеистической религии — христианству.

В 1998 году в издательстве «Мысль» выходит книга Аджиева «Европа. Тюрки. Великая Степь», продолжающая тему Великого переселения народов. Автор рассказывает свою версию социально-этнической истории Евразии, более детально описывает, как предположительно происходило освоение и заселение Степи. Особое внимание уделено вкладу Великой Степи в европейскую культуру.

В 2004 году в издательстве «АСТ» в серии «Историческая библиотека» выходит книга Аджиева «Тюрки и мир: сокровенная история». В ней автор наиболее полно формулирует основные положения своей концепции Великого переселения народов, зародившегося на Алтае. После ряда экспедиций на Кавказ Аджиев в 2006 году выпускает в издательстве «АСТ» книгу «Дыхание Армагеддона». Особое внимание в ней уделено истории Кавказской Албании — государству, практически неизвестному современному читателю. Интерес к этой теме Аджиев проявил ещё в 2001 году, когда как писатель-публицист принял участие в Международной научной конференции «Этнокультурное наследие Кавказской Албании»[3]. В этой книге Аджиев рассказывает об истории Кавказских войн, которые начались в XVI веке и не окончились поныне[24].

В 2010 году в издательстве АСТ в серии «Историческая библиотека» вышла книга Аджиева «Без Вечного Синего Неба: Очерки нашей истории». В книге автор подвёл итог своим многолетним литературным трудам и рассказал «о предшественнице Руси — степной державе Дешт-и-Кипчак (Великой Степи, Половецком поле), раздвинув тем самым диапазон отечественной истории на тысячу лет». Вывод, к которому автор пытается подвести читателя, «обескураживает своею неслыханною простотой: мы были единым народом единой страны»[25].

Сочинения Аджиева упоминаются в работах учёных разных специальностей[26], а также входят в список рекомендуемой литературы ряда вузов России[27]. Аджиев, по его словам, — автор более четырёхсот публицистических материалов[1], а также трёх десятков популярных книг, в том числе для юношества. Социологические опросы на Алтае показали, что, по мнению молодёжи, Аджиев входит в число фигур, повлиявших на историю народов Алтая[28]. Однако вариант этногенеза тюрков, предложенный Аджиевым, не нашёл широкой поддержки, например, в хакасском обществе[29]. По оценке специалистов, его гипотеза о роли тюрков в мировой истории непрофессиональна, имеет не научные, а мифологические корни и является прямым искажением истории[29].

Литература для юношества

Дебют Аджиева как автора познавательных книг для школьников состоялся в 1976 году, когда вышла его детская книга «О том, как дороге дорогу искали» [30]. Эта работа вошла в издание «Зарница» [31], рекомендованное Министерством просвещения РСФСР для дополнительного чтения в 3-ем классе национальных школ РСФСР [32]

В 1981 году у Аджиева (в соавторстве) в издательстве « Педагогика» выходит в свет «Энциклопедический словарь юного географа-краеведа» для среднего и старшего школьного возраста. Как сказано в аннотации к изданию: «Словарь может быть использован для профориентации учеников средней школы» [33]

В 1996 году Аджиев публикует в энциклопедическом издании для школьников статью о древней религии Степи[34]. В этой статье он излагает основные положения своей гипотезы о Великом переселении народов, согласно которой главной отличительной чертой духовной культуры тюрков было единобожие, вера в Бога Небесного, творца мира сего (Тенгри). Контакты с тюрками, которые стояли в авангарде Великого переселения, привели, по мнению Аджиева, к зарождению таких учений и религий, как буддизм, христианство и др.[34]

В 1999 году у Аджиева выходит книга для школьников «Кипчаки. Древняя история тюрков и Великой Степи» [35]. В 2006 году эта книга переиздана в Казахстане и рекомендована Министерством образования и науки республики Казахстан в качестве учебного пособия для дополнительного образования[36] А в 2001 он пишет её продолжение «Кипчаки. Огузы. Средневековая история тюрков и Великой Степи» [37]. В книгах рассказывается о становлении тюрков как народа на Алтае и расселении по Евразии, о жизни и быте народа, о его духовной культуре, о следах Великого переселения в Индии и Персии, на Кавказе и Урале, в Византии и Риме, в Европе.

В 2007 году по приглашению Верхневилюйской гимназии Аджиев, в роли международного эксперта[38], участвует в Международной научно-практической конференции для учащихся и педагогов «Тюркология как фактор интеграции культур в формировании гражданского общества» [39].

Гипотеза Аджиева

Основные источники: [41], [40]

Современная историческая наука объясняет Великое переселение народов как результат нашествия множества племен на Римскую империю, в результате чего западная часть империи прекратила существование.

Согласно альтернативной гипотезе Аджиева, история России начиналась не с IX века, а по крайней мере 2,5 тысячи лет назад, на Алтае. Именно там свершились гигантские прорывы в истории человеческой цивилизации. Тюрки (по терминологии Аджиева «степняки») представляли из себя не этническую, а религиозную общность, объединённую верой в Тенгри. Цивилизация тюрок-степняков была одной из древнейших и высокоразвитых. Они изобрели новый метод плавки железной руды, что привело к появлению новых орудий труда и технических изобретений, в том числе плуга. Также тюрки изобрели новый вид колесного транспорта — бричку (кибитку), кирпичи, печи и др. Новые технологии и изобретения привели к улучшению жизни, что вызвало мощный демографический взрыв, который, свою очередь, привёл к Великому переселению народов. Часть переселенцев из Алтая освоила территорию нынешней Индии, другая часть основала цивилизации Ближнего и Среднего Востока, вышла в Северную Африку, и только потом была заселена Европа, где до их прихода «был бронзовый век». После завоевания «степняками» вплоть до начала XVI века Центральная Европа говорила и писала по-тюркски[42].

На месте нынешней России существовало самое мощное в мире государство степняков Дешт-и-Кипчак. Степняки освободили народы Европы от подчинения Риму, познакомили их с технологиями обработки железа, столовыми приборами, новогодней ёлкой, научили строить храмы и монастыри, построили в Европе сотни городов и дорог. Гунны, саксы, бургунды, алеманы и другие народы на самом деле были тюрками, которые в разных источниках назывались по-разному. Китайская и греко-римская цивилизации попали в зависимость от тюркских ханов, степнякам платили дань Римская империя, Византия, Персия, Китай. Кроме того, степняки дали европейцам монотеистическую религию. Согласно Аджиеву, это было тенгрианство, в Европе позднее превратившееся в христианство, а в Индии в разновидность буддизма, махаяну. Тюркский язык стал европейским языком делового общения и сохранял эту функцию до XV—XVI веков. Народ степняков населял территории от Якутии до Альп, а возможно и до Атлантики. Многие из европейских и азиатских народов, таких как болгары, венгры, корейцы, сербы, русские, казаки, украинцы, англичане, французы и другие, на самом деле являются потомками тюрок-степняков, растворившихся среди других народов и забывших свои корни. Государство степняков Дешт-и-Кипчак просуществовало до XVIII века и погибло после походов Петра I, покорившего свободные казацкие земли[8].

Противоречия с известными историческими фактами в рамках гипотезы Аджиева объясняются глобальной фальсификацией исторических документов со стороны греков (которых Аджиев демонизирует), римлян и русских, вступивших в заговор против тюркской цивилизации.

Свои идеи Аджиев развил в книгах «Полынь Половецкого поля», «Тайна святого Георгия, или Подаренное Тенгри», «Европа, тюрки, Великая Степь», «Кипчаки», «Тюрки и мир: сокровенная история» и в других произведениях.

Критика

Специалисты считают сочинения Аджи в области истории тюркских народов лженаучными[6] и относят их к направлению фолк-хистори[4]. По мнению исследователей, для его книг характерны национализм[9][43][44], непрофессионализм и безапелляционность суждений, произвол в отборе и использовании фактов, проти­во­речие всему комплексу материалов, накопленных в результате труда многих поколений учёных[29][41][43][45][46].

Основные сочинения

  • Аджи М. Европа. Тюрки. Великая Степь. – М., «Мысль», 1998. – 334 с.: ил.
  • Аджи М. Кипчаки. Древняя история тюрков и Великой Степи. – М., ОАО «Типография «Новости», 1999. – 175 с.: ил. (п).
  • Аджи М. Азиатская Европа. М., 2006.
  • Аджи М. Полынь Половецкого поля. 3-е изд. М., 2008.
  • Аджи М. Без Вечного Синего Неба. М., 2010.

Примечания

  1. ↑ Автобиография // официальный сайт М. Аджиева
  2. «Зеленые» перспективы Кыргызстана // МСН (Киргизия), 11.12.2009
  3. ↑ [1]
  4. 1 2 Термин «фолк-хистори» по отношению к сочинениям Аджиева применяется в следующих работах:
    • Петров А. Е. Перевернутая история. Лженаучные модели прошлого // Новая и новейшая история. — 2004. — № 3.
    • Феномен Фольк-Хистори // Международный исторический журнал. — 1999. — № 5.
    • «Новая хронология» как авангард фольк-хистори /издание=Новая и новейшая история]. — 2000. — № 3.
    • Олейников Д. КНИГА — ПОЛЫНЬ // Володихин Д., Елисеева О., Олейников Д. История России в мелкий горошек. — М.: ЗАО «Мануфактура», ООО «Издательство „Единство“», 1998. — 256 с.
      • Переизд. в сборнике: Володихин Д., Елисеева О., Олейников Д. История на продажу. Тупики псевдоисторической мысли.— М.: Вече, 2005.
    • Елисеев Г. А. Выдумки, ложь. Великая Степь // Русское Средневековье.— М.: Восток, 1999. ISBN 5930840083, ISBN 9785930840087. Также опубл. в сборниках:
      • Володихин Д. М. Духовный мир.— М.: Мануфактура, 1999.— 169 с.— ISBN 5930840083, ISBN 9785930840087.
      • Лаушкин А. В. Ложь «новых хронологий»: как воюют с христианством А. Т. Фоменко и его единомышленники.— М.: Паломник, 2001.— 173 с.— ISBN 587468011X, ISBN 9785874680114.
    • Конференция, посвященная проблеме фольк-хистори // Международный исторический журнал. — 1999. — № 6.
    • Ажгихина Н. Терминатор мировой истории // НГ-Наука, 19.01.2000.
    • Бисенбаев А. К. Глава XI. Центральноазиатский феномен фольк-хистори // Другая Центральная Азия.— Алматы: Аркасс, 2003.— 300 с.— ISBN 9965-25-049-9
    • Никитин Н. Паранаука на марше. Мурад Аджи против «официальных» историков // «Наш современник», №3, 2006. Версия — «Феномен Мурада Аджи»
    • Лучанский А. Мракобесие в эфире Первого канала // Наука в Сибири, № 28-29 (2563-2564). 20.07.2006.
  5. Моя горькая-горькая «фолк-хистори». Встреча вторая // adji.ru. — февраль 2005.
  6. 1 2 По отношению к сочинениям Аджиева или к его гипотезе термины «лженаука (лжеистория)», «псевдонаука (псевдоистория)», «квазинаука (квазиистория)», «паранаука» и аналогичные применяются в следующих работах:
    • Петров А. Е., 2004
    • Володихин, 1999
    • Семёнов Ю. История (историология) как строгая наука
    • Петров В. Б. История о квазиистории // Найдыш В. М., РУДН. Наука и квазинаучные формы культуры.— М.: МПУ Сигналъ, 1999.— 306 с. (автор — кандидат философских наук, доцент РУДН, см. Петров Василий Борисович. Личные данные. // Учебный портал РУДН. Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012. Проверено 21 декабря 2011.)
    • Кошеленко Г. А., Маринович Л. П. Лысенковщина, фоменковщина — далее везде? // Мифы «новой хронологии». Материалы конференции на историческом факультете МГУ имени М.В.Ломоносова 21 декабря 1999 года.— М.: Русская панорама, 2000. ISBN 5-93165-046x
    • Бисенбаев А. К. Глава XI. Центральноазиатский феномен фольк-хистори // Другая Центральная Азия.— Алматы: Аркасс, 2003.— 300 с.— ISBN 9965-25-049-9
    • Никитин Н. Паранаука на марше. Мурад Аджи против «официальных» историков // «Наш современник», №3, 2006. Версия — «Феномен Мурада Аджи»
  7. См. например:
    • Издибаев Т. Издана первая книга трилогии Мурада Аджи об истории тюркского мира // Panorama (Казахстан) № 16, 21.04.2000
    • Ильхам Алиев принял дагестанского писателя Мурада Аджи // ИА REGNUM, 9.08.2005
    • Гусейнзаде Э. О кыпчаках, или новое прочтение истории в фильме Мурада Аджи // Международное Информационное агентство «Тренд» (Азербайджан), 5.07.2007
    • Вюгарлы В. Уровень правды Мурада Аджи // Международное Информационное агентство «Тренд» (Азербайджан), 5.07.2007.
    • Корниенко А. Дерево Мурада Аджи // Литературная Россия, 7.12.2007
    • Карабаев Э. «Зеленые» перспективы Кыргызстана // МСН (Киргизия), 11.12.2009
    • Документальный цикл «Соотечественники». Мурад Аджи // Телерадиокомпания «Новый век» (Татарстан)
    • Аспандиярова А. Книга, которая должна была появиться раньше // Казахстанская правда
  8. ↑ С. 10-11
  9. ↑ КНИГА — ПОЛЫНЬ // Володихин Д., Елисеева О., Олейников Д. История России в мелкий горошек.— М.: ЗАО «Мануфактура», ООО «Издательство „Единство“», 1998.— 256 с. Переизд.: Володихин Д., Елисеева О., Олейников Д. История на продажу. Тупики псевдоисторической мысли. — М.: Вече, 2005.
  10. Мракобесие в эфире Первого канала // Наука в Сибири, № 28-29 (2563-2564). 20.07.2006.
  11. Агранат Г. А. Возможности и реальности освоения Севера: глобальные уроки. — М., 1992.
  12. Аджиев М. Э. Энергосберегающие технологии. – М. : Знание, 1990
  13. История Сибири: Программа курса // Томский государственный университет.
  14. Учебная программа дисциплины «История Сибири» Специальность: 050501(030500) Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии) // Иркутский государственный педагогический университет. Факультет математики, физики и информатики
  15. Культура Западной Сибири: Учебная программа // Омский государственный университет.
  16. На суше и на море.— М.: Мысль. 1989
  17. См. например:
    • Аджиев М. Лезги из Тагирджала // Вокруг света. 1991, №5
    • Аджиев М. Скажи свое имя, Талыш // Вокруг света. №7, 1989.
    • Аджиев М. Талыш, Чаруж и другие // Вокруг света. №1, 1991.
    • Аджиев М. Кумык из рода Половецкого, или Открытие самого себя // Вокруг света. №2, 1991.
    • Аджиев М. Строительство №500: до и после // На суше и на море. Москва, 1990. С. 407—430
    • Аджиев М. Молчаливые табасараны // Вокруг света. 1990, №4
  18. См. например:
    • Аджиев М. По дороге на Чермен // Вокруг света. 1993, №1.
  19. ↑ [2] // Международный симпозиум «Право и этнос». Материалы для обсуждения. Москва — Голицыно, октябрь 1991. С. 141 — 149.
  20. Выдержки из рецензии на книгу Мурада Аджи «Без Вечного Синего Неба» // Сайт объединения выпускников географического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова
  21. Аджи М. Полынь Половецкого поля.— 3-е изд.— М.: АСТ, 2006
  22. Бакинский славянский университет. Научно-исследовательская лаборатория «Проблемы перевода»
  23. [3]
  24. Аджи М. Дыхание Армагеддона.— М.: АСТ, Хранитель, 2006. С. 252
  25. [4]
  26. Творчество Аджиева упоминается:
    • В диссертациях на соискание учёных степеней
      • Талашов М. В. Этноконфессиональные отношения на территории Хазарского каганата: Отечественная историография: вторая половина XVIII — начало XXI века. // Автореферат диссертации. Ярославль, 2004.
      • Ковальчук Ю. С. Корейский протестантизм и особенности его миссионерских практик в азиатской части Российской федерации в конце XX — начале XXI века. // Автореферат диссертации. Новосибирск, 2006.
      • Гекман Л. П. Персоносфера этнической вселенной в мифопоэтике народов Сибири // Автореферат диссертации. Барнаул, 2006.
      • Нуриева Ф. Ш. Формирование и функционирование литературного тюркско-татарского языка периода Золотой Орды. // Автореферат диссертации. Казань, 2004.
      • Якупов М. Т. Роль социальной утопии в просветительской мысли Поволжья и Приуралья // Автореферат диссертации. Уфа, 2002.
      • Мухаметова Г. Ф. Этнолингвистические исследования татарских говоров региона юго-восточного Закамья Татарстана // Автореферат диссертации. Казань, 2007.
      • Байсонгуров И. Б. Психологическая характеристика этнических особенностей кумыков // Автореферат диссертации. Ярославль, 2005.
      • Алиева А. Т. Отражение в кумыкском фольклоре морали, этики и права: Древний и средневековый периоды // Автореферат диссертации. Махачкала, 2006.
      • Русанов В. Ю. Военная организация Древнерусского государства, X-XI вв. // Автореферат диссертации. Москва, 2001.
    • В трудах учёных
      • Тагиров И. Р. История национальной государственности татарского народа и Татарстана. Казань, 2000. Гл. 4. [5]
      • Чибилев А. А., Богданов С. В. Наследие кочевнических империй в ландшафтах степей Северной Евразии // Вестник Российской академии наук. Т. 79, №9, сентябрь 2009, с. 823—839.
      • Чибилев А. А. Ландшафты степей Евразии как объект исторического степеведения // География и природные ресурсы. 2009, 33. С. 12- 17.
      • Сабитова З. К. Лингвокреативная энергия единиц языка и культуры // III Международный конгресс исследователей русского языка «Русский язык: исторические судьбы и современность». Сборник тезисов, М., 2007. С. 31
      • и др.
    • Переводы на иностранные языки
      • Гаджиев Т. Полынь половецкой степи. Баку, 1997. 194 с.; Тюрки и мир: сокровенная история. Пер. на азерб. // Бакинский государственный университет, кафедра тюркологии, 2005. См. список трудов Гаджиева
  27. См. например:
    • Аллабердина Г. И. История России: Учебно-методический комплекс. // Для студентов специальности «История».— Сибай, 2010. 67 с. Сибайский институт (филиал Башкирского государственного университета).
    • Циунчук Р. А. Программа дисциплины «Казаневедение (Казань в панораме веков, диалоге культур и цивилизаций)». Специальность «Отечественная история» // Казанский государственный университет.
    • Заболотный В. М. Древние языки и культуры. Учебно-методический комплекс // Московский государственный университет экономики, статистики, информатики. Кафедра лингвистики и межкультурной коммуникации
    • История мировых религий. Методические указания к спецкурсу // Пензенский государственный университет
    • Кадыров А. М., Коровина С. В., Кропачев А. И., Феклина О. Б., Шаяхметова А. М., Ширяев Л. А. Методические указания по курсам «Культурология и русский язык», «Культурология» // Уфимский государственный авиационный технический университет. Кафедра истории Отечества и культурологии
  28. Коллективная память в этническом самосознании горноалтайской молодежи // Социология образования. 2010, №1.
  29. ↑ Этничность в научном и политическом дискурсе современной Хакассии (конец XX — начало XXI в.) // Вестник ТГУ. 2007. № 303. С. 61-68.
  30. Аджиев М. Э.О том, как дорогу искали.— М.: Дет. Лит., 1976.
  31. По М. Аджиеву О том, как дороге дорогу искали //Михеева А. А. «Зарница». Книга для дополнительного чтения в 3-ем классе национальных школ РСФСР. Издание четвертое. Ленинград. «Просвещение». Ленинградское отделение. 1987. С. 124 - 128
  32. По М. Аджиеву О том, как дороге дорогу искали. //Михеева А. А. «Зарница». Книга для дополнительного чтения в 3-ем классе национальных школ РСФСР. Издание четвертое. Ленинград. «Просвещение». Ленинградское отделение. 1987. С. 3
  33. [6]
  34. ↑ Релігія стародавнього сходу
  35. [7]
  36. [8]
  37. [9]
  38. [10]
  39. [11]
  40. Lomonosov’s bastards: Anatolii Fomenko, pseudo-history and Russia’s search for a post-communist identity // A thesis submitted in fulfillment of the requirements for the award of the degree Doctor of Philosophy. University of Wollongong, 2004
  41. ↑ История о квазиистории // Найдыш В. М., РУДН. Наука и квазинаучные формы культуры.— М.: МПУ Сигналъ, 1999.— 306 с.
  42. Петров А. Е., 2004
  43. ↑ Перевернутая история. Лженаучные модели прошлого
  44. «Новая хронология» как авангард фольк-хистори // Новая и новейшая история, №3, 2000.
  45. Паранаука на марше. Мурад Аджи против «официальных» историков // «Наш современник», №3, 2006. Версия — «Феномен Мурада Аджи»
  46. Лысенковщина, фоменковщина — далее везде? // Мифы «новой хронологии». Материалы конференции на историческом факультете МГУ имени М.В.Ломоносова 21 декабря 1999 года.— М.: Русская панорама, 2000. ISBN 5-93165-046x

Ссылки

  • www.adji.ru — официальный сайт Мурада Аджиева
  • Олейников Д. КНИГА — ПОЛЫНЬ // Володихин Д., Елисеева О., Олейников Д. История России в мелкий горошек.— М.: ЗАО «Мануфактура», ООО «Издательство „Единство“», 1998.— 256 с.
    • Некоторые возражения на критику Олейникова см.: Перевалов С. М. Восстание дилетантов: российская историография на рубеже веков // Вестник Владикавказского научного центра. 2002. Т. 2, № 4. С. 11 [неавторитетный источник?]


Аджиев, Мурад Эскендерович.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01