29-04-2023
«Акаси» | ||
---|---|---|
明石 | ||
|
||
Крейсер «Акаси» | ||
Основная информация | ||
Тип | бронепалубный крейсер | |
Государство флага | Япония | |
Верфь | Морской Арсенал (Йокосука, Япония) | |
Заказан к постройке | 1893 | |
Строительство начато | 6 августа 1894 | |
Спущен на воду | 18 декабря 1897 | |
Введён в эксплуатацию | 30 марта 1899 | |
Выведен из состава флота | 1 апреля 1928 | |
Современный статус | потоплен как корабль-цель 3 августа 1930 года | |
Параметры | ||
Водоизмещение | 2756 т | |
Длина | 90,1 м | |
Ширина | 12,7 м | |
Осадка | 4,8 м | |
Бронирование | палуба: 25 мм скосы палубы: 50-мм щиты 152-мм орудий: 115-мм боевая рубка: 102-мм |
|
Технические данные | ||
Силовая установка | 2 вертикальные паровые машины тройного расширения 8 Локомотивных паровых котлов |
|
Мощность | 7890 л.с. | |
Винты | 2 | |
Скорость | 19,5 узлов максимальная | |
Дальность плавания | 11000 миль | |
Экипаж | 301 человек | |
Вооружение | ||
Артиллерийское вооружение | 2×1 152-мм 6×1 120-мм 12×1 47-мм 4×1 7,62-мм пулемёта Максима |
|
Торпедно-минное вооружение | 2 × 356-мм ТА |
«Ака́си» (明石) — бронепалубный крейсер Японского Императорского флота. Второй корабль в серии крейсеров типа «Сума». Участвовал в Русско-японской и Первой мировой войне.
Крейсер получил наименование в честь живописного морского побережья, описанного в средневековом романе Повесть о Гэндзи, ныне расположенного в городской черте Кобе[1].
Содержание |
С целью устранения недостатков проекта, выявленных при испытаниях головного корабля серии крейсера «Сума», в конструкцию «Акаси» был внесен ряд изменений. В том числе, для увеличения остойчивости и мореходности был надстроен высокий надводный борт, корпус стал гладкопалубным, боевые марсы не устанавливались[2].
Сразу после вступления в строй, в марте 1899 года «Акаси» вошел в состав Эскадры постоянной готовности, но уже в октябре 1899 года корабль пришлось поставить в док военно-морского арсенала Йокосука для ремонта одной из машин и покраски подводной части корпуса. В январе 1900 года корабль вновь встал в док для ремонта главных и вспомогательных механизмов обеих машин. Последующие ремонты были проведены в мае 1900 года в Курэ и в июле 1900 года в Сасэбо. С июля по ноябрь 1900 года крейсер был направлен в северный Китай в качестве стационера. По возвращении корабль прошел послепоходовый ремонт силовой установки в Курэ. С апреля по октябрь 1901 года крейсер находился в качестве стационера в южном Китае, после чего вновь прошел ремонт в Курэ. В феврале 1902 года корабль опять был отправлен в Китай, однако выяснилось, что в трех котлах из-за износа не держится давление, в результате чего крейсер не мог развивать скорость свыше 14 узлов. Корабль пришлось вернуть в Японию на ремонт. В мае, сразу после окончания ремонта, «Акаси» вновь отправился стационером в южный Китай, откуда вернулся в июне 1902 года. В августе 1902 года корабль перевели в резерв 1-го разряда. В марте 1903 года в Курэ был проведен плановый ремонт[3]. С 14 апреля по 29 августа 1903 года «Акаси» и однотипный «Сума» в качестве учебных кораблей с курсантами Школы механиков на борту совершили поход к берегам Китая и Кореи. Во время плаванья были совершены заходы в Фучжоу, Шанхай, Яньтай (Чифу), Инчхон (Чемульпо), Пусан и Вонсан[4]. В сентябре 1903 года в Сасэбо был проведен послепоходовый ремонт корабля[3]. С 16 октября по 18 октября «Акаси» и «Сума» провели практические стрельбы, а 19 ноября приняли участие в учениях по боевому маневрированию совместно с крейсерами «Читосэ», «Ёсино» и «Касаги»[5]. С 8 января по 17 января 1904 года «Акаси» выполнял специальное задание по обеспечению прокладки подводного телефонного кабеля судном «Окинава-мару» между бухтой Аиноура и рейдом Пхальгупхо[6]. В январе 1904 года крейсер прошел докование в Нагасаки, после чего на испытаниях развил скорость в 19,5 узлов[3]. В январе 1904 года, при подготовке к боевым действиям, на корабле была установлена дополнительная защита от осколков из манильских швартовых канатов[7].
Перед началом русско-японской войны крейсер «Акаси» вошел в состав 4-го боевого отряда 2-й эскадры Соединенного флота[8]. Непосредственно до начала боевых действий 5 февраля 1904 года крейсер «Акаси» вышел в море юго-восточной оконечности Корейского полуострова для обеспечения телеграфной связи[9]. 7 февраля «Акаси» присоединился к своему отряду, совершавшему переход к Инчхону (Чемульпо), для уничтожения находившихся там русских кораблей (крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец»)[9]. 8 февраля «Акаси» вошел на рейд Инчхона (Чемульпо) и оставался там до утра 9 февраля, обеспечивая высадку подразделений японской армии на берег[10]. 9 февраля, в ходе боя с «Варягом» «Акаси» следовал в кильватер «Такачихо». Один из русских снарядов пролетел между дымовыми трубами «Акаси» и упал в 200 м от левого борта, другой снаряд упал в 400 м по корме. Потерь и повреждений не было. По «Варягу» с «Акаси» было произведено два выстрела из 152-мм кормового орудия, после чего из-за большой дистанции (около 6500 м) стрельба была прекращена[11]. После завершения боя и возвращения русских кораблей в Чемульпо, «Акаси» вновь вошел на рейд для разведки обстановки, приблизившись к «Варягу» на дистанцию около 4000 м[12].
15 мая 1904 года «Акаси» принял участие в прикрытии спасательных работ, подорвавшихся на минах, установленных возле Порт-Артура, минным заградителем «Амур», броненосцев «Ясима» и «Хацусе». «Акаси», «Чиода» и крейсер «Акицусима» вели огонь по русским миноносцам, вышедшим для атаки тонущего броненосца «Ясима»[13]. По японским данным, русские миноносцы пытались атаковать катера и шлюпки, занимавшихся спасением людей с уже затонувшего броненосца «Хацусе»[14]. Не смотря на то, что попаданий не было, русские миноносцы были вынуждены вернуться в Порт-Артур[15].
16 мая «Акаси» с «Чиода» и крейсер «Акицусима» обстреляли русские войска и строения на побережье Бохайского (Печилийского) залива[14].
7 июня «Акаси» во главе 6-го отряда, совместно с канонерскими лодками «Удзи», «Акачи» и 10-м отрядом миноносцев вошли в Бохайский (Печилийский) залив для оказания поддержки частям 2-й японской армии с моря[16]. В первой половине дня «Акаси», «Сума» и «Идзуми» обстреляли подразделения русских войск и линию железной дороги[17]. 11 июня 6-й отряд убыл из Бохайского (Печилийского) залива к главным силам японского флота[18].
23 июня «Акаси» в составе отряда участвовал в безрезультатной встрече Соединенного флота с кораблями русской эскадры, вышедшей из Порт-Артура[19].
9 июля, при выходе броненосца «Победа», крейсеров, канонерских лодок и миноносцев русской эскадры для обстрела японских позиций в бухте Лунвантан, «Акаси» в составе отряда обстрелял[20] со значительной дистанции русские миноносцы, но большинство снарядов легли с недолетами, попаданий не было[21].
26 июля, при очередном выходе крейсеров, канонерских лодок и миноносцев русской эскадры для поддержки своих обороняющихся войск, «Акаси», во главе 6-го боевого отряда, с большого расстояния совершили несколько безрезультатных выстрелов по уже возвращавшемуся в Порт-Артур крейсеру «Баян»[22].
В 1914 году «Акаси» принял участие в осаде Циндао[23]. В 1916 году «Сума» в составе 6-й эскадры, вместе с крейсерами «Ниитака», «Цусима», «Тонэ» и дивизионом эсминцев, вел поиск немецких рейдеров в восточной части Индийского океана[24].
11 марта 1917 года «Акаси» под флагом контр-адмирала Сато Кодзо, во главе двух дивизионов эсминцев, вышли из Сингапура в Средиземное море для участия в войне на европейском театре военных действий. По пути через Индийский океан соединение приняло участие в поиске немецких рейдеров и 4 апреля прибыло в Аден. 13 апреля «Акаси» прибыл на Мальту, где в течение двух месяцев выполнял обязанности штабного корабля. В июне 1917 года, после прибытия на Мальту крейсера «Идзумо», ставшим флагманским кораблем японской эскадры в европейских водах до конца войны, «Акаси» убыл в Японию[25].
Крейсер «Акаси» в доке в 1905 году
Акаси (бронепалубный крейсер).