Lt304888.ru

Туристические услуги

Акаси (бронепалубный крейсер)

29-04-2023

«Акаси»
明石
Крейсер «Акаси»
Основная информация
Тип бронепалубный крейсер
Государство флага Япония
Верфь Морской Арсенал (Йокосука, Япония)
Заказан к постройке 1893
Строительство начато 6 августа 1894
Спущен на воду 18 декабря 1897
Введён в эксплуатацию 30 марта 1899
Выведен из состава флота 1 апреля 1928
Современный статус потоплен как корабль-цель 3 августа 1930 года
Параметры
Водоизмещение 2756 т
Длина 90,1 м
Ширина 12,7 м
Осадка 4,8 м
Бронирование палуба: 25 мм
скосы палубы: 50-мм
щиты 152-мм орудий: 115-мм
боевая рубка: 102-мм
Технические данные
Силовая установка 2 вертикальные паровые машины тройного расширения
8 Локомотивных паровых котлов
Мощность 7890 л.с.
Винты 2
Скорость 19,5 узлов максимальная
Дальность плавания 11000 миль
Экипаж 301 человек
Вооружение
Артиллерийское вооружение 2×1 152-мм
6×1 120-мм
12×1 47-мм
4×1 7,62-мм пулемёта Максима
Торпедно-минное вооружение 2 × 356-мм ТА

«Ака́си» (明石) — бронепалубный крейсер Японского Императорского флота. Второй корабль в серии крейсеров типа «Сума». Участвовал в Русско-японской и Первой мировой войне.

Крейсер получил наименование в честь живописного морского побережья, описанного в средневековом романе Повесть о Гэндзи, ныне расположенного в городской черте Кобе[1].

Содержание

Конструкция

С целью устранения недостатков проекта, выявленных при испытаниях головного корабля серии крейсера «Сума», в конструкцию «Акаси» был внесен ряд изменений. В том числе, для увеличения остойчивости и мореходности был надстроен высокий надводный борт, корпус стал гладкопалубным, боевые марсы не устанавливались[2].

История службы

Сразу после вступления в строй, в марте 1899 года «Акаси» вошел в состав Эскадры постоянной готовности, но уже в октябре 1899 года корабль пришлось поставить в док военно-морского арсенала Йокосука для ремонта одной из машин и покраски подводной части корпуса. В январе 1900 года корабль вновь встал в док для ремонта главных и вспомогательных механизмов обеих машин. Последующие ремонты были проведены в мае 1900 года в Курэ и в июле 1900 года в Сасэбо. С июля по ноябрь 1900 года крейсер был направлен в северный Китай в качестве стационера. По возвращении корабль прошел послепоходовый ремонт силовой установки в Курэ. С апреля по октябрь 1901 года крейсер находился в качестве стационера в южном Китае, после чего вновь прошел ремонт в Курэ. В феврале 1902 года корабль опять был отправлен в Китай, однако выяснилось, что в трех котлах из-за износа не держится давление, в результате чего крейсер не мог развивать скорость свыше 14 узлов. Корабль пришлось вернуть в Японию на ремонт. В мае, сразу после окончания ремонта, «Акаси» вновь отправился стационером в южный Китай, откуда вернулся в июне 1902 года. В августе 1902 года корабль перевели в резерв 1-го разряда. В марте 1903 года в Курэ был проведен плановый ремонт[3]. С 14 апреля по 29 августа 1903 года «Акаси» и однотипный «Сума» в качестве учебных кораблей с курсантами Школы механиков на борту совершили поход к берегам Китая и Кореи. Во время плаванья были совершены заходы в Фучжоу, Шанхай, Яньтай (Чифу), Инчхон (Чемульпо), Пусан и Вонсан[4]. В сентябре 1903 года в Сасэбо был проведен послепоходовый ремонт корабля[3]. С 16 октября по 18 октября «Акаси» и «Сума» провели практические стрельбы, а 19 ноября приняли участие в учениях по боевому маневрированию совместно с крейсерами «Читосэ», «Ёсино» и «Касаги»[5]. С 8 января по 17 января 1904 года «Акаси» выполнял специальное задание по обеспечению прокладки подводного телефонного кабеля судном «Окинава-мару» между бухтой Аиноура и рейдом Пхальгупхо[6]. В январе 1904 года крейсер прошел докование в Нагасаки, после чего на испытаниях развил скорость в 19,5 узлов[3]. В январе 1904 года, при подготовке к боевым действиям, на корабле была установлена дополнительная защита от осколков из манильских швартовых канатов[7].

Русско-японская война

Перед началом русско-японской войны крейсер «Акаси» вошел в состав 4-го боевого отряда 2-й эскадры Соединенного флота[8]. Непосредственно до начала боевых действий 5 февраля 1904 года крейсер «Акаси» вышел в море юго-восточной оконечности Корейского полуострова для обеспечения телеграфной связи[9]. 7 февраля «Акаси» присоединился к своему отряду, совершавшему переход к Инчхону (Чемульпо), для уничтожения находившихся там русских кораблей (крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец»)[9]. 8 февраля «Акаси» вошел на рейд Инчхона (Чемульпо) и оставался там до утра 9 февраля, обеспечивая высадку подразделений японской армии на берег[10]. 9 февраля, в ходе боя с «Варягом» «Акаси» следовал в кильватер «Такачихо». Один из русских снарядов пролетел между дымовыми трубами «Акаси» и упал в 200 м от левого борта, другой снаряд упал в 400 м по корме. Потерь и повреждений не было. По «Варягу» с «Акаси» было произведено два выстрела из 152-мм кормового орудия, после чего из-за большой дистанции (около 6500 м) стрельба была прекращена[11]. После завершения боя и возвращения русских кораблей в Чемульпо, «Акаси» вновь вошел на рейд для разведки обстановки, приблизившись к «Варягу» на дистанцию около 4000 м[12].

15 мая 1904 года «Акаси» принял участие в прикрытии спасательных работ, подорвавшихся на минах, установленных возле Порт-Артура, минным заградителем «Амур», броненосцев «Ясима» и «Хацусе». «Акаси», «Чиода» и крейсер «Акицусима» вели огонь по русским миноносцам, вышедшим для атаки тонущего броненосца «Ясима»[13]. По японским данным, русские миноносцы пытались атаковать катера и шлюпки, занимавшихся спасением людей с уже затонувшего броненосца «Хацусе»[14]. Не смотря на то, что попаданий не было, русские миноносцы были вынуждены вернуться в Порт-Артур[15].

16 мая «Акаси» с «Чиода» и крейсер «Акицусима» обстреляли русские войска и строения на побережье Бохайского (Печилийского) залива[14].

7 июня «Акаси» во главе 6-го отряда, совместно с канонерскими лодками «Удзи», «Акачи» и 10-м отрядом миноносцев вошли в Бохайский (Печилийский) залив для оказания поддержки частям 2-й японской армии с моря[16]. В первой половине дня «Акаси», «Сума» и «Идзуми» обстреляли подразделения русских войск и линию железной дороги[17]. 11 июня 6-й отряд убыл из Бохайского (Печилийского) залива к главным силам японского флота[18].

23 июня «Акаси» в составе отряда участвовал в безрезультатной встрече Соединенного флота с кораблями русской эскадры, вышедшей из Порт-Артура[19].

9 июля, при выходе броненосца «Победа», крейсеров, канонерских лодок и миноносцев русской эскадры для обстрела японских позиций в бухте Лунвантан, «Акаси» в составе отряда обстрелял[20] со значительной дистанции русские миноносцы, но большинство снарядов легли с недолетами, попаданий не было[21].

26 июля, при очередном выходе крейсеров, канонерских лодок и миноносцев русской эскадры для поддержки своих обороняющихся войск, «Акаси», во главе 6-го боевого отряда, с большого расстояния совершили несколько безрезультатных выстрелов по уже возвращавшемуся в Порт-Артур крейсеру «Баян»[22].

Первая мировая война

В 1914 году «Акаси» принял участие в осаде Циндао[23]. В 1916 году «Сума» в составе 6-й эскадры, вместе с крейсерами «Ниитака», «Цусима», «Тонэ» и дивизионом эсминцев, вел поиск немецких рейдеров в восточной части Индийского океана[24].

11 марта 1917 года «Акаси» под флагом контр-адмирала Сато Кодзо, во главе двух дивизионов эсминцев, вышли из Сингапура в Средиземное море для участия в войне на европейском театре военных действий. По пути через Индийский океан соединение приняло участие в поиске немецких рейдеров и 4 апреля прибыло в Аден. 13 апреля «Акаси» прибыл на Мальту, где в течение двух месяцев выполнял обязанности штабного корабля. В июне 1917 года, после прибытия на Мальту крейсера «Идзумо», ставшим флагманским кораблем японской эскадры в европейских водах до конца войны, «Акаси» убыл в Японию[25].

Командиры корабля

Галерея

Примечания

  1. Frade T. Jane. The Imperial Japanese navy. — P.398.
  2. Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860—1910. — С.273.
  3. 1 2 3 Полутов А. В. Десантная операция японской армии и флота в феврале 1904 года в Инчхоне. — С.81
  4. Полутов А. В. Десантная операция японской армии и флота в феврале 1904 года в Инчхоне. — С.60
  5. Полутов А. В. Десантная операция японской армии и флота в феврале 1904 года в Инчхоне. — С.61
  6. Полутов А. В. Десантная операция японской армии и флота в феврале 1904 года в Инчхоне. — С.62
  7. Полутов А. В. Десантная операция японской армии и флота в феврале 1904 года в Инчхоне. — С.83
  8. Русско-японская война: Осада и падение Порт-Артура. — С.37.
  9. 1 2 Полутов А. В. Десантная операция японской армии и флота в феврале 1904 года в Инчхоне. — С.154
  10. Русско-японская война: Осада и падение Порт-Артура. — С.56.
  11. Полутов А. В. Десантная операция японской армии и флота в феврале 1904 года в Инчхоне. — С.360
  12. Полутов А. В. Десантная операция японской армии и флота в феврале 1904 года в Инчхоне. — С.361
  13. Русско-Японская война 1904—1905 гг. Книга вторая. Действия флота на Южном театре от перерыва сообщений с Порт-Артуром до морского боя 28 июля (10 августа) в Желтом море. — СПб: Историческая комиссия по описанию действий флота в войну 1904—1905 гг. при Морском Генеральном Штабе, 1913—394 с. С.38
  14. 1 2 Русско-японская война: Осада и падение Порт-Артура. — С.382.
  15. Русско-Японская война 1904—1905 гг. Книга вторая. Действия флота на Южном театре от перерыва сообщений с Порт-Артуром до морского боя 28 июля (10 августа) в Желтом море. — СПб: Историческая комиссия по описанию действий флота в войну 1904—1905 гг. при Морском Генеральном Штабе, 1913—394 с. С.39
  16. Русско-японская война: Осада и падение Порт-Артура. — С.400.
  17. Русско-японская война: Осада и падение Порт-Артура. — С.401.
  18. Русско-японская война: Осада и падение Порт-Артура. — С.402.
  19. Русско-японская война: Осада и падение Порт-Артура. — С.205.
  20. Русско-японская война: Осада и падение Порт-Артура. — С.226.
  21. Русско-Японская война 1904—1905 гг. Книга вторая. Действия флота на Южном театре от перерыва сообщений с Порт-Артуром до морского боя 28 июля (10 августа) в Желтом море. — СПб: Историческая комиссия по описанию действий флота в войну 1904—1905 гг. при Морском Генеральном Штабе, 1913—394 с. С.252
  22. Русско-японская война: Осада и падение Порт-Артура. — С.233.
  23. Исаков И. С. Операция японцев против Циндао в 1914 году. — СПб.: Издатель Леонов М. А., 2002—176 с. ISBN 5-902236-01-0
  24. Japanese naval assistance and its effect on Australian-Japanese relations
  25. Больных А. Г. Морские битвы Первой мировой: На океанских просторах. — М.: АСТ, 2002—560 с. ISBN 5-17-004429-1
  26. ↑ Materials of IJN (Graduates of Naval Academy class 7th)
  27. Materials of IJN (Graduates of Naval Academy class 9th)
  28. Materials of IJN (Graduates of Naval Academy class 11th)

Литература

  • Conway's All The World's Fighting Ships 1860—1905 / E. Gardiner, R. Chesnau, E. M. Kolesnik. — Лондон: Conway Maritime Press, 1979. — 448 с. — ISBN 0-85177-133-5
  • Frade T. Jane. The Imperial Japanese navy. — London: W.Thacker and Co, 1904. — 410 с.
  • Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860—1910. — М.: АСТ, 2006. — 464 с. — ISBN 5-17-030194-4
  • Полутов А. В. Десантная операция японской армии и флота в феврале 1904 года в Инчхоне. — Владивосток: ООО “Русский остров”, 2009. — 472 с. — ISBN 978-5-93577-045-7
  • Сулига С. В. Корабли русско-японской войны 1904—1905 гг. Японский флот. — Аскольдъ, 1993. — 51 с. — ISBN 5-85259-077-0
  • Русско-японская война: Осада и падение Порт-Артура. — М.: ООО “Издательство АСТ”, 2002. — 733 с. — ISBN 5-17-024932-2
  • Русско-японская война: От Владивостока до Цусимы. — М.: ООО “Издательство АСТ”, 2002. — 605 с. — ISBN 5-17-025036-3

Акаси (бронепалубный крейсер).

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01