Lt304888.ru

Туристические услуги

Ак-Коюнлу

19-10-2023

Ак-Коюнлу
1468 — 1501 годы


Флаг
Столица Тебриз
Религия Ислам, суннитского толка[1][2]
История Азербайджана

Исторические области
на территории Азербайджана
Арран • Карабах¹  • Мугань
Чухур-Саад  • Шабран  • Ширван


Средние века
Кара-Коюнлу • Ак-Коюнлу
Сефевидское государство


Новое время
Азербайджанские ханства

В составе Российской империи:
Каспийская область, Закатальский округ
Губернии:
Бакинская  • Елизаветпольская  • Эриванская


Новейшее время
Бакинская коммуна  • Диктатура Центрокаспия
ЗДФР  • Мартовские события  • АДР
Муганская СР  • Аракская республика
Современность
Азербайджанская ССР
Азербайджанская Республика
Чёрный январь
Карабахская война


Портал:Азербайджан
¹ Большая часть области
находится под контролем непризнанной НКР

Ак-Коюнлу́ (азерб. Ağqoyunlu, тур. Akkoyunlu, туркм. Akgoýunly, перс. آق‌ قویونلو‎, арм. Աղ-Կոյունլուтюрк. дословно «белобаранные»[3][4], от „ак“ — белый и „коюн“ — баран) — объединение огузских туркоманских племён которые правили в восточной Анатолии и западном Иране до завоевания Сефевидами в 15011503 годах[5]. Также «Ак-Коюнлу» название основанного ими государства (1467—1501) и династии, стоявшей во главе этого объединения[6][7].

Содержание

История племени

Впервые туркоманские[8] племена Ак-Коюнлу упоминаются в византийских хрониках 1340 года, когда они кочевали в восточной Анатолии. В это время многие их вожди брали себе в жёны византийских принцесс, в том числе известный представитель династии Узун-Хасан.

Объединение огузских кочевых племен Ак-Коюнлу, кочевавшие в верховьях реки Тигр и между городами Диярбакыр и Ойвас, еще с конца XIV века вело постоянные войны с другим объединением огузских кочевых племен Кара-Коюнлу. Ведущим племенем Ак-Коюнлу было племя баяндур[9]. История племени восходит к Баяндур-хану, основателю одной из двадцати четырех огузских племен и внуку легендарного Огуз-хана.

В XIV веке происходили частые вооруженные столкновения между войсками Трапезунтской империи и вооруженными отрядами племени Ак-Коюнлу. И лишь в 1352 году был заключен мир, Мария Комнина, сестра правителя Трапезунда Алексея III, была выдана замуж за сына лидера племени Ак-Коюнлу Фахр-аль-ад-Дина Гутлу. Этот брак положил конец частым набегам в пределы Трапезунтской империи со стороны огузов Ак-Коюнлу, а впоследствии положил основу союзным отношениям между двумя государствами. В 1389 году власть перешла от Фахр-аль-ад-Дина Гутлу к его сыну Ахмеду, но вследствие безрассудства последнего его сменил родной брат Кара Осман. Согласно Энциклопедии Ираника, именно Кара Осман считается реальным основателем государства Ак-Коюнлу.

В 1402 году Тамерлан даровал им всю область вокруг Диярбакыра (в верховьях р. Тигр на востоке современной Турции). Долгое время им не удавалось расширить свои владения, так как они сдерживались родственными им племенами Кара-Коюнлу. К 1435 году племена Ак-Коюнлу, воспользовавшись ослаблением государства Кара-Коюнлу, значительно расширили свои владения, установили свою власть в Армении и вторглись во владения египетских мамлюков, что привело к началу конфликта с ранее дружественными Египетским султанатом. Таким образом, в годы правления Кара Османа конфедерация племен значительно увеличила количество контролируемых территорий и привлекла на свою сторону еще ряд племен. Наряду с доминирующей ролью туркманской военной элиты усиливался бюрократический аппарат ирано-исламского типа.

После смерти Кара Османа началась борьба за правопреемство власти, в итоге которого лидером племен стал назначенный преемником Али, который не смог удержать власть и отправился в добровольное изгнание в Египет. Его сменил наиболее внушительный из племенных вождей, его брат Хамза, но и он умер в 1444 году. После этого власть перешла к Джахангиру, который после долгих военных междусобиц признал в 1452 году сюзеренитет от правителя Кара-Коюнлу Джаханшаха. Мирный договор был заключен без ведома младшего брата Джахангира — Хасана, известного как Узун-Хасан (тюрк. — «Длинный Хасан»), который посчитал этот шаг брата предательством. Узун Хасан пошел войском на своего брата Джахангира, армию которого с легкостью одолел, после чего возобновил войну с Кара-Коюнлу. В этот период огузы Ак-Коюнлу были союзниками Тимура, а после него Шахруха, в борьбе против огузов Кара-Коюнлу, пока в 1459 году правитель Кара-Коюнлу Джаханшах не заключил союз с тимуридcким султаном Абу Саидом. У племен Ак-Коюнлу были конфликтные отношения с Османской империей и тесные союзнические отношения с греческой Трапезундской империей. Трапезунд служил торговым портом для владений Ак—Коюнлу[10]. Женой Узун Хасана была дочь трапезунтского правителя Феодора Деспине Хатун.

В 1467 году произошла Мушская битва между войсками Узун Хасана и Джаханшаха. Победа Узун Хасана положила конец существованию государства Кара-Коюнлу и ознаменовала рождение нового государства — Ак-Коюнлу, в состав которого впоследствии вошли Южный Азербайджан, Северный Азербайджан до реки Кура, Армения, северная часть Курдистана, Ирак, провинции Хузистан, Фарс и Керман[5][10]. Остатки племен Кара Коюнлу влились в состав племен Ак Коюнлу[10].

Государство Ак-Коюнлу

Основание государства, военные походы и завоевания

В 1467 году Узун-Хасан (правил в 14531478) во главе племён Ак-Коюнлу, вступив в союз с государством Тимуридов, разгромил своих соперников — государство Кара-Коюнлу («чёрнобаранных»), овладел Арменией, Западным Ираном и Ираком и создал государство[6]. Отношение Узун-Хасана к христианскими соседям было двойственным: он захватывает все новые земли, совершает набеги на Грузию, но в то же время, возобновляет свою дружбу с правящим домом Трапезунда, образуя с ними союз против Османской империи. Решающим фактором, предостерегшим его от прямых военных столкновений с турками-османами, было явное военное превосходство последних и произошедшее в 1461 году взятие Трапезунда султан Мехмедом II. Это заставляет Узун-Хасана перенаправить свои военные силы на другие фронты, в 1462 году он завоевывает Хасанкейф, последние оплот Айюбидов, в 1465 году крепость Карпут (Карпузлу), совершает военные походы в Керман и Фарс. В 1468 году он захватывает Иранский Азербайджан и переносит столицу государства в Тебриз[5].

Впоследствии отношения с Османской имерией еще более осложняются и приводят к очередному военному противостоянию. Военные действия государства Ак-Коюнлу против османских правителей, в конечном счете, были неудачны. В 1472 году войска Ак-Коюнлу вторглись в османские владения, захватили Сивас и Кайсери, однако затем были отброшены османскими войсками на старые позиции. В 1473 году войско Узун-Хасана было разбито османскими турками в битве при Терджане (битва при Отлугбели), в верховьях реки Евфрат. Причинами неудачи были слабая артиллерия, нехватка огнестрельного оружия, а также устаревшие формы организации войска Ак-Коюнлу, которое представляло собой ополчение кочевых племен, выступающих в поход с семьями, рабами и скотом, причем поход был одновременно пере­кочевкой. Османские же войска уже тогда были хорошо организованы, обладали сильной артиллерией и были оснащены мушкетами. Союзник Ак-Коюнлу, Венецианская республика, пыталась организовать доставку огнестрельного оружия и пушек Узун Хасану, но венецианские пушки по пути следования были захвачены частью османскими турками, частью курдскими феодалами[5][10].

При Узун-Хасане государство Ак-Коюнлу достигло своего зенита. Он был первым из правителей конфедерации племен, который объявил себя независимым султаном, и в подтверждение своего статуса стал ежегодно посылать с паломниками в Мекку „мэхмэл“ (помеченную парчу). Несмотря на гонения на шиитов, Узун-Хасан поддерживал тесные отношения с суфийскими дервишами, и выдал одну из своих дочерей за вождя тюркского племени кызылбашей, лидера ардебильского ордена «Сефевийе» шейха Гейдара, отца Исмаила Сефевида. Ссылаясь на это, Энциклопедия «Ираника», отмечает сомнительность предположений о наличии явных религиозно-сектовых противоречий между суннитским государством Ак-Коюнлу и шиитскими Кара-Коюнлу и Сефевидами[5].

После смерти Узун-Хасна в 1478 году, к власти приходит его сын, султан Якуб. При Якубе продолжилась финансовая реформа, были отменены прежние земельные привилегии духовной и военной знати, а в 1489 году было проведено новое кадастровое описание земель. Эти меры вызвали резкое недовольство у духовных деятелей и военных феодалов. В 1490 году султан Якуб внезапно умер, причиной смерти стало отравление ядом. Смерть Якуба положила конец проведению реформ, инициированных воспитателем и советником султана Кази Сейфаддин Исой, который после смерти султана был предан казни своим личным врагом, тюркским эмиром Суфи Халилом.

С 1490 года по 1497 год, в государстве к власти приходили Байсангур-хан, сын султана Якуба, и Рустам-хан. В 1497 году их сменяет последний из султанов Ак-Коюнлу, султан Ахмед, который пытался предотвратить распад государства путем ослабления мощи и влияния тюркских кочевых феодалов — главных носителей феодальной раздроб­ленности. Он казнил некоторых из них и отменил все сделанные его предшественниками пожалования. В борьбе с кочевой знатью султан Ахмед опирался на другую группу класса феодалов — иранскую гражданскую бюрократию. Желая обеспечить себе сочувствие крестьянской массы, Ахмед провел налоговую реформу, сохранив только шариатские подати и отменив иные подати и повинности. Все эти меры раздражили кочевых феодалов, которые в итоге подняли мятеж в Ираке и Фарсе. Султан Ахмед погиб в битве с мятежниками близ Исфахана, все его указы были немедленно отменены. В борьбе за власть началась новая волна племенных междоусобиц и в 1500 году владения Ак-Коюнлу были разделены между двумя племенными лидерами: Алвенд получил Азербайджан и Армению, а Мурад — Ирак и Фарс[10].

Экономика

Несмотря на проводимую Узун-Хасаном политику экономических и земельных реформ, экономика переживала упадок. Это отмечал и венецианский посол Амброджо Контарини, который был поражен слабой населенностью и бесплодием сельских местностей Южного Азербайджана и Персидского Ирака, а также дороговизной «жизненных припасов». Так как главной причиной деградации сельского хозяйства был рост податей в предшест­вующие десятилетия, Узун Хасан провел налоговую реформу и упорядочил свод налоговых податей, был издан новый устав — «Гануннамэ». Текст его не сохранился, известно лишь, что были установлены точно фиксированные ставки позе­мельной подати, размер налога (тамги) был установлен в размере 5% от стоимости товаров. После смерти Узун Хасана финансовые чиновники мало считались с установленными нормами[10]. Городская элита приобретала все большее влияние на административное управление, вместе тем она по-прежнему была отстранена от участия в военных функциях. Этнический и социальный разрыв между тюркскими кочевыми воинами и иранскими оседлыми жителями оставался непреодолимым, и это также мешало полноценному политико-экономическому росту государства.[5]

Внешняя политика

Государство Ак-Коюнлу играло значительную роль и в международной политике. При дворе Узун Хасана, в Тебризе, постоянно находились венецианские послы — Катерино Зено, Барбаро, Амброджо Контарини, появлялись послы Венгрии и Польши и посол русского государя Ивана III итальянец Марко Россо, который вел переговоры о совместных действиях Ак-Коюнлу и Московского государства против Золотой Орды. В 1463 году Венеция, Римский папа, Венгрия заключили с государством Ак-Коюнлу союз против Османской империи, и образовали антиосманскую лигу, в которую позже вошли Неаполитанское королевство и Кипрское королевство. Антиосманская лига не оправдала ожиданий, которые на нее возлагались из-за сильных различий интересов, входивших в ее состав государств. Это также объяснялось территориальной разрозненностью и отдаленностью союзников и отсутствием единого стратегического плана действий коалиции.[10]

Падение государства

При преемниках Узун Хасана обнаружилась внутренняя слабость государства Ак Коюнлу. В результате роста феодальной раздробленности и отсутствия прочных экономических связей между отдельными областями начались нескончаемые междоусобные распри между кочевыми феодалами. Военная знать и феодалы (беки) пытались воздвигнуть на султанский престол царевичей (ханов) из потомков Узун Хасана, чтобы тем самым косвенно управлять государством, и в итоге за четверть века после смерти Узун-Хасана сменилось десять султанов. Несмотря на брачные узы, связывавшие правителей Ак-Коюнлу с Сефевидами, отношения между ними были натянутыми, а в Восточной Анатолии, владениях суннитского Ак-Коюнлу, вовсю шла пропаганда шиизма. Все это привело к военным столкновениям между ними и войска одного из последних правителей Ак-Коюнлу, Алвенда были побеждены кызылбашами Сефевидов. Войско другого правителя, Мурада, было разгромлено османскими войсками. Ослабленное к концу XV века феодальными междоусобиями и народными волнениями, государство Ак-Коюнлу было окончательно разгромлено в 1501 году кызылбашами во главе с Исмаилом Сефевидом (являвшимся внуком Узун Хасана по материнской линии), основавшим государство Сефевидов, к которому и перешли все территориальные завоевания государства Ак-Коюнлу.[9][10]

Примечания

  1. "AQ QOYUNLŪ", Encyclopedia Iranica, <http://www.iranica.com/newsite/index.isc?Article=http://www.iranicaonline.org/articles/aq-qoyunlu-confederation>. Проверено 29 октября 2009. 
  2. Michael M. Gunter. Historical dictionary of the Kurds. — Scarecrow Press, 2004. — С. 3. — ISBN 0810848708, 9780810848702
  3. Петрушевский И. П. Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI - начале XIX вв. — Л., 1949. — С. 35.
  4. Все монархи мира. Мусульманский Восток VII-XV вв.
  5. R. Quiring-Zoche. «AQ QOYUNLŪ», Encyclopedia Iranica
  6. Л. С. Васильев. История Востока Позднесредневековый Иран. Государство Сефевидов
  7. В Византийских источниках эту династию называют Аскропробатидами.
  8. Туркоман и туркмен, несмотря на то что имеют сходное название и смысл, от турк(о)-тюрк и мен- человек (наименование данное тюркам мусульманам в Иране), в действительности носят различные значения. Туркоманы — это собирательное название всех огузов-мусульман, а туркмен — только та часть огузов, которая осела на территории современного Туркменистана
  9. Clifford Edmund Bosworth. «The new Islamic dynasties: a chronological and genealogical manual». — Edinburgh University Press, 2004 — p. 275-276 —ISBN 0-7486-2137-7
  10. Пигулевская И.В., Якубовский А.Ю., Петрушевский И.П., Строева Л.В., Беленицкий А.М.. "История Ирана с древнейших времен до конца XVIII века." Глава 19. Западный Иран и сопредельные области во второй половине XV в., 1958.

Литература

  • А. Мюллер. История ислама. М. Астрель. 2004. т.3-4.
  • К. Рыжов. Мусульманский восток VIII—XV век. М. Вече. 2005
  • Bosworth, Clifford. The New Islamic Dynasties, 1996.
  • Morby, John. Oxford Dynasties of the World, 2002.
  • Амброджо Контарини. "Путешествие в Персию"

См. также

Ссылки

  • История Ак-Коюнлу

Ак-Коюнлу.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01