Lt304888.ru

Туристические услуги

Андрагогика

25-09-2023

Перейти к: навигация, поиск

Понятие

Андрагогика (гр. андрос — взрослый человек, мужчина; агогейн — вести) — раздел теории обучения, раскрывающий специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности, а также особенности руководства этой деятельностью со стороны профессионального педагога. Понятие «андрагогика» было введено в научный обиход в 1833 году немецким историком педагогики А. Каппом [1].

Этимология определения

В Российском педагогическом энциклопедическом словаре издания 2003 года (гл. ред Б.М. Бим-Бад) дано следующее определение андрагогики: «Одно из названий отрасли педагогической науки, охватывающей теоретические и практические проблемы образования, обучения и воспитания взрослых»[2]. ... Наряду с термином А. в специальной литературе используются термины «педагогика взрослых», «теория образования взрослых» и др.

Термин сразу вызвал бурную дискуссию в среде ученых. Известно, что «против самой идеи изучения и развития образования взрослых в качестве специфического предмета возражал такой известный философ и педагог, как Гербарт».[3].

В первой половине XIX века образование взрослых не приобрело широких масштабов, и термин не получил распространения[4].

В 1920-е годы образование взрослых становится областью теоретизирования, например, в Германии. Термин «андрагогика» получает второе рождение, теперь описывая совокупность размышлений о том, почему, для чего и как преподавать взрослым[5].

Сегодня в Европе существует в основном три толкования термина[5].

Во-первых, во многих странах растет восприятие андрагогики как научного подхода к процессу учения взрослых. В этом значении андрагогика — это наука понимания (теория) и поддержки (практика) образования взрослых на протяжении всей жизни.

Во-вторых, главным образом в США, андрагогикой в традиции Малколма Ноулза называют специфический теоретический и практический подход, основанный на гуманистической концепции автономных обучающихся и преподавателей-фасилитаторов процесса учения.

В-третьих, наблюдается разброс в интерпретации андрагогики от «практики образования взрослых», «желаемых ценностей», «специфических методов преподавания» до «академической дисциплины» и «противоположности детской педагогике».

В России понятие «андрагогика» появилось в результате заимствования из концепции андрагогики М.Ш. Ноулза. Изучение литературы вопроса[6] (с.11) показывает, что многие российские ученые рассматривают её как самостоятельную науку и научную дисциплину, в разных работах авторы определяют андрагогику как область научного знания и как отрасль педагогической науки, как сферу социального знания и гуманитарную сферу знания. В одном и том же исследовании андрагогика может рассматриваться с разных сторон: как направление в системе наук об образовании, учебная дисциплина, наука об образовании взрослых. Так, например, Б.М. Бим-Бад и С.Н. Гавров определяют эту совокупность, дополняя ее экскурсами из истории западной педагогической мысли, как «Ребенок отец старика»[7]. Подобный разброс мнений свидетельствует о необходимости дальнейшего изучения андрагогики в России.

Источники

  1. Под ред. Колесниковой И. А. Основы андрагогики. — М.: «Академия», 2003. — С. 5. — 240 с. — ISBN 5-7695-0978-3.
  2. Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. Педагогический Энциклопедический словарь. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 528 с. — ISBN 5-7107-7304-2.
  3. Под ред. Колесниковой И. А. Основы андрагогики. — М.: «Академия», 2003. — С. 13. — 240 с. — ISBN 5-7695-0978-3.
  4. Змеев С.И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. — М.: М.: ПЕР СЭ, 2007. — С. 91. — 272 с. — ISBN 5-98549-022.
  5. ↑ Андрагогика. История, значение, контекст, функция (09.11.2004). Проверено 11 января 2010. Архивировано из первоисточника 16 февраля 2012.
  6. Кукуев А.И. Андрагогический подход в педагогике. — Ростов-на-Дону.: ИПО ПИ ЮФУ, 2009. — С. 11. — 328 с. — ISBN 978-5-8480-0690-2.
  7. В формате pdf Российское образование - Федеральный портал

Андрагогика.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01