Lt304888.ru

Туристические услуги

Антиохийский собор (330)

18-10-2023

Антиохийский собор, состоявшийся, согласно хронологическим подсчётам Тиллемона (англ.)русск. в 330 году[1], либо в 327 году[2], стал одним из первых проявлений антиникейской реакции после возвращения осуждённых вместе с Арием епископов. Основным результатом собора стало осуждение и ссылка одного из лидеров сторонников Никейского собора, архиепископа Антиохии Евстафия.

Вскоре после того, как основная цель Никейского собора — осуждение учения Ария — была достигнута, мобилизованное угрозой догматическим основам христианства большинство восточных епископов начали испытывать опасение, что введённое в Никейский Символ веры понятие единосущный (др.-греч. ομοούσιοσ), не является вполне православным. Это понятие, впервые введённое гностиками[3], не встречающееся в Библии, не гарантировало, с учётом не достаточной терминологической ясности в богословии того времени, «ни единства, ни равночестности соотносящихся предметов»[4]. В результате, в учении старших никейцев консервативные восточные епископы видели скрытое савеллианство[5].

После того, как в 328 году из ссылки были возвращены лидеры ариан — епископы Евсевий Никомедийский и Феогнис Никейский, полемика между сторонниками и противниками Никейского Символа обострилась. О полемике между Евсевием Кесарийским и Евстафием Антиохийским сообщает Сократ Схоластик[6]. Группа богословов, объединившихся вокруг возвратившегося из ссылки Евсевия Никомедийского, в которую вошли ученики Лукиана Антиохийского, называемая обычно «евсевиане», отвергали как арианство в строгом смысле этого слова, так и учение Никейского собора[7].

В ходе конфликта Евстафий Антиохийский был обвинён в савеллианстве, и для разбора его дела был созван собор в Антиохии. Обвинителем был епископ Кир Беррийский, впоследствии сам обвинённый в савеллианстве[8]. Об ещё одном обвинении против Евстафия, связанном с оскорблением матери императора, сообщают Афанасий Великий[9] и Феодорит Кирский. Детали этого обвинения не известны. В результате Евстафий был низложен и сослан в Иллирию[10]. На его место был поставлен Павлин Тирский[2]. Вместе с Евстафием был низложен и ряд других епископов.

Примечания

  1. Hefele, 1876, p. 8
  2. 1 2 Barnes, 2001, p. 17
  3. Спасский, 1914, с. 78
  4. Спасский, 1914, с. 277
  5. Спасский, 1914, с. 279-282
  6. Сократ Схоластик, Церковная история, I, 23
  7. Спасский, 1914, с. 288
  8. Сократ Схоластик, Церковная история, I, 24
  9. Афанасий Великий, История ариан, IV
  10. Спасский, 1914, с. 292

Литература

Источники
  • Афанасий Великий Творения. — Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1902. — Т. II. — 494 с.
  • Сократ Схоластик Церковная история / Пер. СПбДА под ред. И. В. Кривушина. — М.: Росспэн, 1996. — 368 с. — (Классики античности и средневековья). — 2000 экз.
Исследования
  • Athanasius and Constantius: Theology and Politics in the Constantinian Empire. — Harvard University Press, 2001. — 343 p. — ISBN 0-674-05067-3
  • Karl Joseph von Hefele A History of the Counsils of the Church / trans. by H. N. Oxenham. — Edinburg, 1876. — Т. II. — 503 p.
  • Спасский А. А. История догматических движений в эпоху Вселенских соборов (в связи с философскими учениями того времени). Тринитарный вопрос (История учения о св. Троице). — Сергиев Посад, 1914.

Антиохийский собор (330).

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01