Lt304888.ru

Туристические услуги

Антиох IV Эпифан

09-07-2023

Антиох IV Эпифан
Αντίοχος Δ' Επιφανής
Бюст Антиоха IV Эпифанна в Старом музее (Берлин)
Царь государства Селевкидов
175164 до н. э.
Предшественник: Селевк IV Филопатор
Преемник: Антиох V Евпатор
 
Рождение: 215 год до н. э.(-215)
Смерть: 164 год до н. э.(-164)
Отец: Антиох III Великий
Мать: Лаодика III
Супруга: Лаодика IV
Дети: 1. Антиох V Евпатор
2. Лаодика VI

Антио́х IV Эпифан[1] (др.-греч. Αντίοχος Δ' Επιφανής; ок. 215 до н. э. — 164 до н. э.) — сирийский царь из династии Селевкидов[2] македонского происхождения, сын Антиоха III Великого, царствовал в Сирии в 175164 годах до н. э.

Проводил политику эллинизации населения, которая привела в конечном итоге к восстанию в Иудее и Маккавейским войнам. Период правления Антиоха IV характеризовался относительным подъёмом и стабилизацией Сирийского царства, однако после его неожиданной смерти это государство окончательно пришло в упадок.

Содержание

Происхождение

Родителями Эпифана были правители государства Селевкидов - Антиох III и Лаодика III, являвшихся двоюродными родственниками (их прадедушкой и прабабушкой являлись Антиох II Теос и Лаодика I). При рождении получил персидское имя Митридат, но после прихода к власти взял тронное имя Антиох.

Обстановка к началу правления

В 175 г. до н. э. Антиох IV вернулся в Сирию из Италии, где долгое время провёл заложником, и сверг узурпатора Гелиодора, убившего его брата Селевка IV Филопатора. Таким образом, он вернул власть законной династии, за что и получил прозвище «Эпифан», ставшее впоследствии официальным.

В это время царство Селевкидов находилось в глубоком кризисе после поражения в Сирийской войне. Численность греко-македонского населения, составлявшего основу армии и административного аппарата, резко сократилась. Территории собственно Греции, Македонии, греческой Малой Азии (в частности, Пергам) и Родос уже находились под сильнейшим влиянием Рима, что препятствовало миграции эллинов на восток. Всё это привело к упадку селевкидских полисов.

Внутренняя политика

Монета Антиоха IV Эпифана

Антиох IV стремился укрепить свой авторитет среди эллинского населения, используя для этого разнообразные приёмы: он регулярно одаривал полисы и греческие храмы, устраивал пышные религиозные празднества. С этой же целью царь совершал и более эксцентричные поступки: знакомился на улицах с первыми встречными из простонародья, демонстративно посещал общественные бани, решал мелкие споры на агоре, во время праздника в Дафне сам исполнял обязанности распорядителя. Некоторые современники видели в этих занятиях проявление простодушия и в насмешку «переименовали» Антиоха в «Епимана» (др.-греч. Επιμανής, «безумный»).

Он также предпринял попытку восстановить военную мощь государства и укрепить царскую власть за счёт резкого ускорения процесса эллинизации местного населения Сирии и Месопотамии. Рядом с уже существующими городами (например Вавилоном) создавались новые полисы. Поощрялось строительство театров, гимнасиев. Некоторые местные храмы посвящались греческим богам (например, самаритянский храм на горе Гаризим). Принимающие греческую культуру получали различные привилегии. В целом эта политика была довольно успешной и привела к временному подъёму царства.

Разорение Иерусалима

Области под властью Иуды Маккавея выделены красным

Поначалу процесс эллинизации в Иерусалиме, как, по-видимому, и во многих других городах, протекал мирно. Часть населения, в том числе некоторые священники, решила принять греческие обычаи и жить обособленной общиной. Однако ситуация осложнялась борьбой группировок, поддерживающих разных кандидатов на первосвященство, и самой спецификой иудаизма.

В 170 г. до н. э. Антиоху пришлось ввести в город войско, чтобы восстановить порядок; а в 168 г. до н. э. волнения, вызванные слухом о гибели царя, переросли в масштабное восстание. Антиох организовал карательный поход и жестоко подавил мятеж, Иерусалим был разграблен. После этого царь решил, опираясь на прогречески настроенную часть жречества, перейти к насильственной эллинизации жителей. Он превратил Иерусалимский храм в святилище Зевса и лично заколол свинью на его алтаре. Начались религиозные преследования, сопровождавшиеся публичными казнями, пытками и т. д. Городские укрепления были срыты, и неподалеку построена новая крепость, куда переселились филэллины.

Вскоре жестокие гонения вызвали новое восстание под предводительством Маккавеев (165 г. до н. э.). Внезапная смерть помешала царю организовать новый поход против иудеев; в то же время мятеж разрастался и принимал характер войны за независимость. Несмотря на неоднократные попытки наследников Антиоха вновь покорить Иерусалим, борьба закончилась победой иудеев.

Внешняя политика

Мина Антиоха IV

Антиох IV совершил два успешных похода в Египет, в ходе которых захватил огромную добычу. К 168 г. до н. э. Сирийское царство подчинило себе почти всю территорию Египта, в руках Птолемеев оставалась лишь Александрия, но в это время в войну вмешался Рим. Римский посол Гай Попилий Ленат прибыл к Антиоху и потребовал, чтобы тот увёл войска из долины Нила. Царю пришлось принять римские условия и отказаться, таким образом, от всех своих завоеваний.

Смерть

Существуют по крайней мере 2 версии гибели Антиоха IV:

  1. Царь умер от внезапной болезни,
  2. Он был обезглавлен жрецами Нанеи (отождествлялась с Артемидой) при попытке ограбить их храм.

После этого события Селевкиды продолжали царствовать ещё один век. Лишь с гибелью Антиоха XIII династия оборвалась, и в 64 г. до н. э. римский генерал Помпей присоединил Сирию, остававшуюся последним владением македонских завоевателей.

Семья

Внук Антиоха IV Эпифана - царь Понта Митридат VI Евпатор

Супругой Антиоха IV стала его родная сестра Лаодика IV, до встречи с ним успевшая побыть женой двух его братьев: Антиоха и Селевка IV Филопатора[3]. Браки между родственниками были привычным делом в эллинистическом мире, перенявшем этот обычай у покорённых персов.

От этого брака родились:

  • Антиох V Евпатор (173 до н. э. —162 до н. э.) - наследовал селевкидский трон после внезапной смерти своего отца. От имени ребёнка страной управлял Лисий.

Но спустя 2 года в страну вернулся сын Селевка IV Деметрий I Сотер, который был отправлен в Рим Антиохом IV в качестве почётного заложника взамен себя. После гибели своего дяди, он объявил сенаторам о том, что сирийский трон должен принадлежать ему, как более старшему представителю царской династии[4].

Однако римские законотворцы считали более выгодным правление малолетнего правителя, и Деметрий решился на побег, в чём ему помог историк Полибий. Под предлогом охоты Селевкид покинул город, и из Остии отплыл в Сирию. Высадившись в Триполи, он получил народную поддержку, и незамедлительно убил двоюродного брата и его опекуна[5].

Примечания

  1. C др.-греч. Επιφανής (Эпифан) — «славный», «со славой явленный»
  2. Антиох, цари Сирии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. Бенгтсон, Правители эпохи эллинизма. с.246
  4. Глава XXXIV.
  5. Глава 14.

Литература и источники

Источники

  • Диодор Сицилийский. «Историческая библиотека.
  • Первая книга Маккавейская
  • Вторая книга Маккавейская
  • Аппиан, Сирийские дела
  • Иосиф Флавий. Иудейские древности.
  • Полибий. Всеобщая история
  • Страбон. География. — М.: «Наука», 1964.
  • Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога «История Филиппа». — М.: «Наука», 1964.

Литература

  • Антиох IV Эпифан. Энциклопедия Британника.
  • A. E. Ostin et. al. The Cambridge Ancient History Volume VIII. — Cambridge: Cambridge University Press, 1989. — 592 с. — ISBN 0-521-23448-4
  • Бенгтсон Г. Правители эпохи эллинизма. — М.: Наука, 1982. — 391 с.
  • Бикерман Э. Государство Селевкидов. — М.: Наука, 1985. — 264 с.
  • Бикерман Э. Евреи в эпоху эллинизма. — М.: Гешарим, Мосты культуры, 2000. — 384 с. — ISBN 5-93273-024-2
  • Кошеленко Г. Греческий полис на эллинистическом востоке. — М.: Наука, 1979. — 400 с.
  • Климов О. Пергамское царство. — СПб.: Факультет филологии и искусств СПБГУ; Нестор-История, 2010. — 400 с. — ISBN 978-5-8465-0702-9
  • Мальком К. Парфяне. Последователи пророка Зараустры.. — М.: Центрполиграф, 2004. — 190 с. — ISBN 5-9524-1023-5
  • А. Б. Ранович Эллинизм и его историческая роль. — Москва: Издательство АН СССР, 1950. — 264 с.
  • Сапрыкин С. Понтийское царство: Государство греков и варваров в Причерноморье. — М.: Наука, 1996. — 195 с. — ISBN 5-02-009497-8

Антиох IV Эпифан.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01