18-10-2023
Ан-8 | |
---|---|
Ан-8 на аэродроме Мячково 17 июля 1992 года | |
Тип | военно-транспортный самолёт |
Разработчик | АНТК им. О.К. Антонова |
Производитель | Ташкентский авиационный завод |
Главный конструктор | А.Я.Белолипецкий |
Первый полёт | 11 февраля 1956 года |
Начало эксплуатации | 1959 год |
Конец эксплуатации | 2004 год |
Статус | снят с эксплуатации |
Годы производства | 1958–1961 |
Единиц произведено | 151 |
Изображения на Викискладе |
Ан-8 (изделие "П", по кодификации НАТО: Camp) — военно-транспортный самолёт, разработанный в ОКБ им. О. К. Антонова.Предназначен для перевозки различных грузов, посадочного и парашютного десантирования ВДВ с придаваемой им техникой и вооружением, а также для перевозки раненых.
Содержание |
Разработка двухдвигательного самолёта Ан-8 началась в АНТК им. О. К. Антонова в январе 1954 года в соответствии с Постановлением СМ СССР № 2922-1251 от 11 декабря 1953 года и приказом МАП № 278 от 23 декабря 1953 года. Ведущим конструктором был назначен А. Я. Белолипецкий. Для работы над проектом в АНТК им. О. К. Антонова был переведён ряд специалистов из других КБ. В апреле 1954 года к ним добавился большой выпуск студентов Харьковского авиационного института. Большую помощь оказал также авиаконструктор Р. Л. Бартини (в частности, им был сконструирован пол грузовой кабины). Предусматривалась разработка машины в двух вариантах - военно-транспортном (изделие «П») и пассажирском (изделие «Н»).
Первоначально предполагалось установить на самолётах двигатели ТВ-2Ф, позже ТВ-2Т. Работы по проекту военно-транспортного самолёта продвигались быстрее, чем пассажирского, а вскоре разработка проекта последнего была вообще приостановлена, в пользу будущего Ан-10 (изделия «У»). Эскизный проект транспортного самолёта был готов в июле 1954 года. При работе над проектом конструкторам пришлось решить ряд сложных проблем, связанных с десантированием грузов. 25 октября 1954 года макетной комиссии заказчика был предъявлен макет с 2 вариантами силовой установки: с турбовинтовым двигателем ТВ-2Т и турбореактивным двигателем АЛ-7. Затем на Киевском авиационном заводе началось изготовление первого прототипа, которое завершилось в декабре 1955 года. Первый полёт Ан-8 совершил 11 февраля 1956 года под управлением лётчиков-испытателей Я. И. Верникова (командир) и В. П. Васина (второй пилот) с аэродрома Святошино. Первая публичная демонстрация самолёта состоялась 18 августа 1956 года, опытный Ан-8 принял участие в воздушном параде над Тушино совместно с другой новинкой советской авиатехники Ту-104. Со 2 октября по 27 ноября прошли государственные испытания самолёта. На испытаниях была выявлена недостаточная статическая устойчивость и управляемость самолёта на посадке при боковом ветре, самопроизвольные автоколебания в прямолинейном полёте, плохая работа двигателей на высотах более 6000 м.
Вместо ТВ-2Т было предложено установить двигатели АИ-20, но их мощности было явно недостаточно. Однако А. Г. Ивченко предложил форсировать АИ-20, доведя его мощность до 5180 л.с. В июле-октябре 1957 года были поведены работы по установке на прототипе двигателей АИ-20Д. Заводские испытания были завершены 21 ноября. Параллельно в АНТК им. О. К. Антонова была доработана конструкция самолёта: на 0,8 м увеличен размах крыльев, установлены киль от Ан-10 и противоштопорные интерцепторы, усилен фюзеляж. В том же году Ташкентский авиационный завод приступил к серийному производству самолёта под обозначением Ан-8. Для обеспечения эффективности производства на заводе был создан филиал АНТК им. О. К. Антонова (приказ ГКАТ от 29 июля 1959 года). Первый серийный Ан-8 вышел из ворот сборочного цеха в августе 1958 года. 20 июня 1959 года начались заводские, а 7 августа — государственные испытания серийного Ан-8. Испытания завершились 30 октября с положительным результатом. В том же году самолёт принят на вооружение ВТА. Но доводка продолжалась и после этого.
Ан-8 серийно производился на Ташкентском авиационном заводе в 1958–1961 годах. Всего был выпущен 151 самолёт. С 1959 года самолёт Ан-8 стал поступать на вооружение военно-транспортной авиации, где эксплуатировался до 1970 года. К этому времени было списано 80 машин, а остальные перешли в подразделения других родов войск и различных министерств. В 1997 году в эксплуатации находилось 5 самолётов в авиакомпаниях России, которые осуществляют коммерческие перевозки в государствах Ближнего Востока, тогда как использование Ан-8 над РФ уже было запрещено. В 2004 году украинское АНТК им. О. К. Антонова отказалось от какой-либо ответственности за состояние еще находившихся в эксплуатации самолётов, фактически прекратив их легальное использование. Однако в Африке Ан-8 совершали коммерческие рейсы и после этого: в январе 2005 года в Конго потерпел аварию самолёт этого типа. Всего же за годы эксплуатации было потеряно 27 самолётов Ан-8.[1]
Бомбардировочное вооружение включает в себя осветительные авиабомбы: четыре ФОТАБ-100-80 на кассетных держателях в носовой части обтекателей шасси и шесть ЦОСАБ-10 на держателях в хвостовой части. В состав пушечного вооружения входят: кормовая башня с двумя 23-мм пушками АМ-23, электродистанционная система управления башней и прицельно-вычислительный блок.
В состав оборудования входили фотокамеры для дневных и ночных съёмок.
Десантно-транспортное оборудование обеспечивает размещение личного состава в грузовой кабине и парашютное десантирование, а также крепление грузов и техники и их сброс. Погрузка и разгрузка самоходной техники производятся своим ходом с использованием грузовых трапов (перевозятся на борту), несамоходной — с использованием тросовой системы при помощи тягача или электролебёдки, находящейся вне самолёта.
Ан-8 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего высокоплана. Конструкция цельнометаллическая. Фюзеляж типа полумонокок. Сечение фюзеляжа в средней части прямоугольное со скруглёнными углами и закруглённой верхней частью. Крыло прямое, двухлонжеронное, трапецевидное в плане. Механизация крыла состоит из двухщелевых закрылков и двухсекционных элеронов. Шасси трёхопорное, с носовой управляемой стойкой, убирается в фюзеляж. Пневматики низкого давления позволяли самолёту базироваться на грунтовых аэродромах. Силовая установка состоит из 2 турбовинтовых двигателей АИ-20Д с четырёхлопастными флюгируемыми винтами АВ-68Д. В левом обтекателе шасси установлен турбоагрегат ТГ-16. Кабина экипажа герметичная с частичным бронированием. Грузовая кабина негерметизированная. В хвостовой части расположен грузовой люк размером 2950×740 мм. Для погрузки несамоходной техники установлена лебёдка БЛ‑52. Для обеспечения групповой выброски грузов может устанавливаться транспортёр П95‑Т. Запас топлива размещён в 20 крыльевых мягких топливных баках общим объёмом 13080 л.[2]
Всего было потеряно 27 самолётов типа Ан-8.
Дата | Бортовой номер | Место катастрофы | Жертвы | Краткое описание |
---|---|---|---|---|
15.10.59 | н.д. | близ Тулы | н.д. | Борт ВВС СССР. Разбился при заходе на посадку близ села Рыдомо. При посадке не вышла одна из опор шасси. |
14.08.63 | н.д. | близ Укурея | н.д. | Борт ВВС СССР. Разбился при заходе на посадку днём в сложных метеоусловиях, по неустановленной схеме снижения. Столкнулся с сопкой. |
04.10.63 | н.д. | близ Новгорода | 5/6 | Борт ВВС СССР. Экипаж выполнял полёт на десантирование с 5 минутным интервалом между самолётами на одной высоте. В результате ошибки догнал и столкнулся с впереди летящим самолётом. Самолёт упал в районе деревни Высокое Чудовского р-на. |
13.04.64 | 41 | близ Кировабада | 6/6 | Борт ВВС СССР. Разбился при пересечении Главного Кавказского хребта во время ночных полётов в сложных метеоусловиях. |
16.09.64 | 55517? | Гостомель | 7/7 | Разбился при взлёте в ходе испытаний. |
25.01.65 | н.д. | Кировабад | 6/6 | Борт ВВС СССР. Разбился. При заходе на посадку потеря продольной управляемости при довыпуске закрылков при обледеневшем стабилизаторе. |
23.01.66 | н.д. | Аэропорт Лахта | 25/25 | Борт ВВС СССР. Разбился при заходе на посадку из-за обледенения. |
16.12.66 | 22 | близ Чирчика | 6/7 | Борт ВВС СССР. При заходе на посадку ночью в условиях плохой видимости столкнулся с землёй с выпущенными шасси с недолётом до ВПП и загорелся. Самолёт перевозил груз боеприпасов. Выжил бортмеханик, получивший ожоги. |
10.10.75 | 69316 | Свердловск | н.д. | Пожар двигателя при взлёте, потерял управление. |
20.01.76 | н.д. | Азербайджан | н.д. | Борт ВВС СССР. Разбился. Пункт вылета - Аджикабул (Кази-Магомед). Пункт назначения - Баку (Насосная). Обрыв части левого закрылка. |
30.08.77 | 48094 | близ Братска | н.д. | Отказ авиагоризонтов в ночном полёте, вошёл в пике и разрушился в воздухе. |
30.03.78 | н.д. | близ Ступино | 6/6 | Борт ВВС СССР. Разбился при взлёте. Учебно-тренировочный полёт. |
09.08.79 | 69314 | Домодедово | н.д. | При посадке разрушились шасси, самолёт загорелся. |
03.1980 | 27205 | Арсеньев | н.д. | При рулении отказали тормоза, выкатился с лётного поля. |
15.06.83 | 69336 | близ Харькова | н.д. | Пожар двигателя в полёте. Разбился при попытке посадки на аэродром Сокольниково. |
27.09.88 | 48101 | близ Козельска | 5/5 | Пожар двигателя в ночном полёте из-за утечки топлива, самолёт упал в лес. |
20.11.88 | 26183 | Ереван | н.д. | После посадки экипаж по ошибке убрал шасси. |
11.11.90 | 69320 | Новосибирск | 9/10 | Возгорание обоих двигателей на предпосадочной прямой. |
16.05.91 | 13330 | Иркутск | 1/7 | При заходе на посадку самопроизвольно зафлюгировался винт двигателя №1. |
29.10.92 | 69346 | Чита | 14/14 | Остановились оба двигателя при заходе на посадку - на 19 и 13 км (кончился керосин - взяли больше груза за счёт меньшего кол-ва топлива - экипаж знал и молчал), упал в 1,6 км от ВПП. |
29.10.92 | 13323 | Ереван | 0/8 | Приземлился за 150 метров до ВПП. |
29.09.94 | 59504 | Элиста | 0/24 | Пожар в грузовом отсеке, повреждение гидросистем. Аварийная посадка. |
30.09.94 | 27209 | Чайбуха | 8/20 | Не смог оторваться от ВПП и упал в овраг в 2,5 км от неё. Возможно, заклинило рули. |
06.12.94 | D2-FVA | Дундо | 0/6 | На разбеге самолёт снесло с ВПП и он врезался в ЛЭП. |
12.03.98 | EL-ALE | Могадишо | н.д. | Повреждён до степени списания. |
19.04.00 | TL-ACM | Пепа | 24/24 | Борт ВВС Руанды. Разбился после столкновения с птицами. Экипаж из России. |
22.01.05 | EL-WVA | Конголо | 0/10 | Во время захода на посадку врезался в дом за 100 м до ВПП. |
Самолёты ОКБ им. О. К. Антонова | |
---|---|
Многоцелевые | |
Гидросамолёты | |
Пасcажирские и грузо-паcсажирские | |
Специального назначения | |
Транспортные и военно-транспортные |
Ан-8 • Ан-12 • Ан-22 «Антей» • Ан-26 • Ан-32 • Ан-34 • Ан-70 • Ан-72 • Ан-74 • Ан-74ТК-300 • Ан-124 «Руслан» • Ан-225 «Мрия» |
Экспериментальные |
Ан-714 • ВП • Изделие 181 • ЛЕМ-2 • Э-153 |
Проекты | |
Планёры |
А-1 • А-2 • А-7 • А-9 • А-10 • А-11 • А-13 • А-15 • А-40 • БА-1 • БС-3 • БС-4 • БС-5 • Голубь • Город Ленина • ОКА-2 • ОКА-3 • ОКА-5 • ОКА-7 • ОКА-14 • ОКА-23 • ПС-1 • ПС-2 • Рот Фронт-1 • Рот Фронт-2 • Рот Фронт-3 • Рот Фронт-4 • Рот Фронт-5 • Рот Фронт-7 • РЭ-1 • РЭ-2 • РЭ-3 • РЭ-4 • РЭ-5 • РЭ-6 • Стандарт • УС-1 • УС-2 • УС-3 • УС-4 • УС-5 • УС-6 |
Ан-8.