05-07-2023
Апион | |
Дата рождения: |
20-е годы до н.э. |
---|---|
Место рождения: | |
Дата смерти: |
45-48 года н. э. |
Место смерти: | |
Научная сфера: |
грамматик, софист |
Известные ученики: |
Апион (20-е годы до н. э. — около 45-48 года н. э.) — греко-египетский грамматик, софист.
Апион родился в египетском оазисе Сива. Его имя скорее всего происходит от имени египетского бога Аписа, что указывает на его египетское происхождение. Сам Апион утверждал, что он родился в Александрии, но вероятно он лишь переехал туда, где и учился. Когда Теон, глава гимнасии в Александрии умер, Апион стал его преемником на этом посту. В 40 году во время межобщинных столкновений в Египте входил в состав делегации, защищавшей перед императором Калигулой интересы греческой общины. Споры были посвящены статусу александрийских евреев. По этому поводу Апион выступил с большой речью против евреев. В результате Калигула принял сторону греческой делегации.
По этому поводу римско-еврейский историк Иосиф Флавий написал трактат, повествующий о древности еврейского народа — «Против Апиона». А Апион остался жить в Риме и открыл там школу, в которой учился Плиний Старший и преподавал риторику в Риме в правление императора Клавдия. В 45/48 году Апион «умер от загноения в страшных мучениях»[1]
Апион написал ряд работ, из которых ни одна не сохранилась целиком. Известны его история об Андрокле и льве, взятая из его книги «Чудеса Египта» и пятитомная история Египта. По словам Авла Геллия Апион был «отличался большой начитанностью» и имел прозвище «Плистоник»[2]. Известно, что он был комментатором поэму Гомера «Илиада»[3].
Повторив обвинения против евреев своих предшественников (Манефон, Лисимах, Посидоний, Молон (англ.))[4], Апион обвинял евреев также в человеческих жертвоприношениях и людоедстве. В одной из книг Апион написал, что греческий царь Антиох Епифан был в Иерусалимском храме и там к нему обратился грек, который утверждал, что его специально откармливают для последующего убийства и съедения. Иосиф Флавий высмеял это сочинение, указав, что в иудаизме нет человеческих жертвоприношений и что в описываемой части храма язычника-грека быть просто не могло[5]. Тем не менее, сочинение Апиона получило широкое распространение и впоследствии стало основой для появления кровавого навета[6].
Апион (грамматик).