Lt304888.ru

Туристические услуги

Арарат

23-06-2023

Арарат
тур. Ağrı Dağı
арм. Արարատ

Гора Арарат (вид со стороны Армении)
39°42′09.94″ с. ш. 44°18′01.37″ в. д. / 39.702761° с. ш. 44.300381° в. д. (G) (O) (Я)39°42′09.94″ с. ш. 44°18′01.37″ в. д. / 39.702761° с. ш. 44.300381° в. д. (G) (O) (Я) (T)
Расположение

 Турция, Ыгдыр

Горная система

Армянское нагорье

Высота вершины

5165 м

Первое восхождение

27 сентября 1829 года
Иоганн Фридрих Паррот
Хачатур Абовян
Алексей Здоровенко
Матвей Чалпанов
Ованнес Айвазян
Мурад Погосян[1]

Арарат
Арарат
Категория на Викискладе

Арара́т (тур. Ağrı Dağı; арм. Արարատ)  — самый высокий вулканический массив Армянского нагорья на востоке Турции; относится к стратовулканам[источник не указан 129 дней]. Расположен в турецком иле Ыгдыр по правому берегу среднего течения реки Аракс, в 16[источник не указан 129 дней] километрах от границы с Ираном, в 32[источник не указан 129 дней] километрах от границы с Арменией. Состоит из двух слившихся основаниями конусов потухших вулканов: Большого Арарата и Малого Арарата. Большой Арарат (5165 метров над уровнем моря[2][3]) является наивысшим пиком Армянского нагорья и Турции[4].

Содержание

Строение

Формирующие массив горы расположены в 11 километрах друг от друга, расстояние между их вершинами составляет 25 км. Потухшие вулканы разделены Сардар-Булакской седловиной.[5] Основание обеих вершин имеет протяжённость около 130 км в окружности. Сложен кайнозойскими базальтами. Склоны пустынны, образованы выветренными лавовыми потоками. Большой Арарат от 4 250 м и выше покрыт вечными снегами. В массиве имеется около 30 ледников (самый крупный — ледник святого Якова, длиной более 2 км).

Относительная высота (расстояние от подножия до вершины) Большого Арарата составляет 4365 м, Малого — 3 927 м.[6]

Извержения

Последнее извержение Арарата произошло в июле 1840 года; оно сопровождалось землетрясением. В результате оказался под лавой и уничтожен монастырь Святого Якова, город Дора на северо-западном склоне Арарата и Аора.[7]

Этимология названия

Араратская равнина. На переднем плане Большой Арарат и монастырь Хор Вирап

Название «Арарат» было дано массиву и составляющим его горам европейцами[8], и в XIX веке это название было устоявшимся среди европейских географов[9][10]. Джеймс Брайс в 1876 году отмечал в путевых заметках, что местным народам (армянам, туркам, татарам и персам) Арарат не известен под таким названием. Согласно Брайсу, название «Арарат» ко времени написания заметок начинало распространяться среди местного населения в связи с бо́льшим использованием ими русского языка[10].

Согласно Иранике, название «Арарат» было дано горе на основе библейского предания о Ноевом ковчеге: так как Арарат является самой высокой вершиной региона, то, по мнению европейцев, Ноев ковчег должен был пристать к нему (см. тж. раздел Арарат в Библии)[11]. Роберт Томсон объясняет происхождение названия горы смешением с названием провинции Айрарат[12]. В целом слово «Арарат» происходит от имени государства и народа Урарту[13][11].

Местные названия Арарата:

  • Армянское название Большого Арарата — Масис (арм. Մասիս), Малого Арарата — Сис (арм. Սիս). «Масис» имеет иранское происхождение, и само по себе означает «великий, большой», в смысле высочайшая (гора), так как по-среднеперсидски «масист» — «самый большой»[14][15].
  • Турецкое название Арарата — Агрыда́г или Агры-Даг (тур. Ağrı Dağı), «кривая гора»[13] или «гора боли» (от тур. Ağrı — «боль, скорбь»[14]).
  • Персидское название Арарата — Кухи-Нух (перс. کوه نوح‎), «гора Ноя».

Восхождение на Большой Арарат

По верованиям местного населения (курдов, азербайджанцев, персов, армян и турок) даже попытка взойти на Арарат считается делом дерзким и богопротивным. Восхождение на Большой Арарат впервые совершили Иоганн Фридрих Паррот, Хачатур Абовян, Алексей Здоровенко, Матвей Чалпанов, Ованнес Айвазян и Мурад Погосян 27 сентября (9 октября) 1829 года.[1] Так Паррот представляет своих спутников:

«На вершине нас было шестеро: кроме меня — Хачатур Абовян, дьякон из Эчмиадзина, сын земледельца из Канакера у Эривана Алексей Здоровенко и Матвей Чалпанов из 41-го егерского полка Ованнес Айвазян и Мурад Погосян — крестьяне из села Аргури»[1][16]

«Мы прошли без пауз еще несколько холмов, и тут повеяло дыханием вершины: я прошел через очередной горб склона, и — перед моим пьяным от радости взором, без сомнения, лежал ледяной шатер вершины Арарата. Однако было необходимо последнее напряжение сил, чтобы с помощью ступенек преодолеть еще один ледник. И вот мы стоим на вершине Арарата — 15 часов 15 минут, 27 сентября 1829 года!»[1]

Восхождение на Арарат, 26 августа 2005 года

На сегодняшний день любой желающий может совершить восхождение на Арарат. Для этого достаточно получить специальную визу у турецких властей или купить туристическую путевку.

Восхождение в одиночку

Первое восхождение в одиночку совершил английский альпинист Джеймс Брайс 12 сентября 1876 года за 24 часа. Русский топограф Андрей Пастухов поднимался на Арарат в 1893, 1894 и 1895 годах. Восхождение в одиночку на Арарат совершил А. Абелян 14 сентября 1896 года[1][17][18] В истории Турции первое восхождение в одиночку совершил один из бывших председателей Федерации Альпинизма Турции Бозкурт Эргёр 21 февраля 1970 года[19].

Арарат в Библии

В Библии упоминаются «горы Араратские». Это понятие впоследствии нередко ассоциировалось с горой Арарат, хотя указание на какую-либо конкретную гору в Библии отсутствует.[20]

Согласно Библии, к вершине гор Араратских пристал спасшийся от всемирного потопа Ноев ковчег[21], а Ной, выйдя из ковчега, построил первый после Потопа алтарь и принёс жертвоприношение, возблагодарив Бога за спасение. Там же Бог заключил с Ноем Завет и обещал, что больше не будет наказывать человечество, уничтожая людей водами нового потопа, если люди перестанут уничтожать друг друга. Там же Ной посадил виноградную лозу, а получив из собранного урожая вместо обычного виноградного сока молодое вино, впервые опьянел от перебродившего виноградного сока, положив тем самым начало виноделию. Тогда же, согласно Библии (Ветхий Завет), на Земле впервые появилась радуга, как символ Завета, заключенного между Творцом и человеком.

Так, летописец Иосиф Флавий сообщает: «Одну часть корабля можно обнаружить еще и сегодня в Армении. …Там люди набирают смолу для изготовления амулетов…».[22] В XIII веке итальянский купец и путешественник Марко Поло в своей книге «Путешествия венецианца Марко Поло» сообщает:

… Вы должны знать, что в этой стране Армении, на вершине высокой горы покоится Ноев ковчег, покрытый вечными снегами, и никто не может туда, на вершину, забраться, тем более что снег никогда не тает, а новые снегопады дополняют толщину снежного покрова.[22]

Согласно А. П. Новосельцеву, эти легенды и отождествления Арарата и гор Араратских в Библии ошибочны[15]. По его мнению, армянские переводчики старшей школы, Масис с библейскими Араратскими горами не связывали, что характерно для комментаторов Библии того времени в целом. В качестве примера Новосельцев приводит комментарий Иосифа Флавия: горы Араратские — это Кордиенские горы, то есть горный хребет, непосредственно примыкающий с севера к Месопотамской равнине[23].

В тексте Библии Арарат упоминается как «эрэц Арарат» — земля Араратская. Древнеармянские переводчики перевели это выражение «еркир Арарад», то есть «земля Арарат». Речь идет в оригинале об Урарту, куда бежали сыновья убитого ассирийского царя. Переводчики не заменили Урарту Арменией, хотя в их время земля Урарту уже была населена армянами.

Об упоминаниях в Библии и их точности А. П. Новосельцев пишет следующее:

Ознакомление с текстом «Астватсашунча» показывает, почему упомянутые в Библии горы (гора) Арарат не могут быть отождествлены с армянским Масисом. Древнееврейский текст Книги Бытия сложился, как известно, из разновременно составленных произведений, в сохранившейся форме записанных скорее всего в VII—VI вв. до н. э. Ныне хорошо известно, что знаменитый миф о всемирном потопе, вошедший в состав этой книги, восходит к месопотамским преданиям, которые в свою очередь имеют источником шумерский эпос. Однако в древнееврейской среде данные сказания были переработаны, так что они уже во многом отличались от шумеро-вавилонского оригинала. Тем не менее шумерские истоки сказаний о потопе очевидны, к тому же за пределами Месопотамии они созданы быть не могли. В соответствующем месте Книги Бытия мы читаем: «В седьмом месяце в семнадцатый день месяца остановился ковчег на горах Араратских». Следовательно, речь идет не об одной горе, а о совокупности гор. Если поставить себя на место жителей северной Месопотамии (Ассирии), то очевидно, имелись в виду горы, расположенные на север от этой страны. Эта горная страна — северный сосед Ассирии и ее постоянный противник — именовалась у ассирийцев Урарту. И не случайно в одной из рукописей, найденных у Мертвого моря, обнаруживается вместо Арарат Урарат. Видимо, это название в ассирийский период прилагалось ко всему обширному нагорью вокруг озера Ван, которое позже, с арменизацией Урарту, получило название Армянское нагорье. Именно с южными отрогами этих гор и был связан в ассирийский период старый месопотамский миф о потопе.[15]

Лишь начиная с XI—XII вв. по Р. Х. армянским и затем и другими традициями современная гора Арарат стала отождествляться с местом, где пристал Ноев ковчег[24].

Ной и его ковчег
Йозеф Антон Кох, Ландшафт с благодарственным жертвоприношением Ноя, 1803 г. На заднем плане видна гора с ковчегом на вершине. Иван Айвазовский, Сошествие Ноя с Арарата, 1889 г.

Арарат как символ Армении

В Армении Арарат считается символом, вследствие чего гора изображена на гербе Армении и Армянской ССР.[25][26].

После образования в 1918 г. Демократической республики Армения страна также называлась армянами «Араратской республикой»[27]. Территория, на которой находится Арарат, перешла от Армянской ССР (образованной 29 ноября 1920 года) к Турции по Московскому и Карсскому договорам 1921 года.[28]

Арарат считается едва ли не самым известным символом Армении[29] и изображён на её гербе. На имеющем форму щита гербе независимой Республики Армения, отказавшейся от советской геральдики, Арарат сохранился и дополнен изображением Ноева ковчега[30]. Гору Арарат известный художник-маринист Иван Айвазовский писал не менее десяти раз. На выставке в Париже на вопрос о наличии в его творчестве армянских видов Айвазовский ответил: «Вот наша Армения»[31] и подвел к картине «Сошествие Ноя с Арарата». Арарату посвящены множество произведений искусства: картины, песни[32], литературные произведения. По легенде, в ответ на протест Турецкого правительства против того что, на гербе Армянской ССР изображён Арарат, не являющийся частью Армении, нарком иностранных дел Чичерин ответил: "На флаге Турции изображен полумесяц, но Луна не является частью Турции". [33] [34] .

Арарат как символ Армении
Герб Армянской ССР Армянский драм Герб Республики Армения

Об Арагаце и Арарате

гл 9 :

И наступает срок сказать мне честно
О прегрешеньях дней моих и лет,
Но в час, когда пора держать ответ,
Моя душа робка и бессловесна.
И если я припомню все, что было,
И воды моря превращу в чернила,
И, как пергаменты, я расстелю
Все склоны гор пологие и дали,
И тростники на перья изрублю,
То и тогда при помощи письма
Я перечислю, Господи, едва ли
Мои грехи, которых тьма и тьма.
И если кедр ливанский в три обхвата
Свалю я, сделав рычагом весов,
На чаше их и тяжесть Арарата
Не перетянет всех моих грехов,

По армянской легенде гора Арагац являлась сестрой горе Арарат. Однажды любящие друг друга сестры поссорились. Тщетно пыталась их помирить гора Марутасар; разгневанная, она прокляла их обеих — они оказались навсегда разлученными[35].

Фотогалерея

См. также

Примечания

  1. ↑ Арарат: история восхождений
  2. Арарат (вулканический массив) — статья из Большой советской энциклопедии
  3. Mount Ararat — статья из Энциклопедии Британника
  4. Турция. Общая информация о стране
  5. IĞDIR: AĞRI DAĞI ZAFER TIRMANIŞI SONA ERDİ  (тур.)
  6. Армения — Google Книги
  7. Вокруг Света | Журнал | Притяжение Арарата
  8. Арарат — Библейская энциклопедия Брокгауза на Академике
  9. Journey to Ararat, 1846, стр. 143
  10. ↑ стр. 198
  11. ↑ Ararat — статья из Encyclopædia Iranica. X. de Planhol
  12. History of the Armenians. — Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press (1978), примечание на стр. 91:

    Ararat (by confusion with Ayrarat, the name of the province)

  13. 1 2 Поспелов Е. М. Географические названия мира: Топонимический словарь: Свыше 5 000 единиц / Отв. ред. Р. А. Агеева. — М.: «Русские словари», 1998. — С. 42. — 503 с. — ISBN ISBN 5-89216-029-7
  14. ↑ О местонахождении библейской «горы Арарат» — «Восточная Европа в древности и средневековье», М., Наука, 1978, стр. 61-66
  15. А. П. Новосельцев. О местонахождении библейской «горы Арарат»
  16. Аргури // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  17. Кладовая всяких полезностей
  18. 100 великих катастроф
  19. Iğdır — Ağrı Dağı  (тур.)
  20. Комментарий к «Толковой Библии» Лопухина. Бытие, глава 8, пункт 4,5
  21. протоиерей Стефан Ляшевский, Библия и наука о сотворении мира. Часть четвёртая. История поисков Ноева Ковчега.
  22. ↑ http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/847/ Притяжение Арарата
  23. Иосиф Флавий. Иудейские древности, I, I, 6
  24. А. Беляев, Арарат. «Православная Энциклопедия», т. III
  25. Герб Армении
  26. Герб Армянской ССР
  27. The Times History of the War, 1919, Page 82
  28. Московский договор 1921 года
  29. Перемещенные символы
  30. Турция — статья из Большой советской энциклопедии (3-е издание)
  31. Иван Айвазовский. Всемирный потоп. Описание картины. | Русские художники. Russian Artists
  32. Арарат
  33. Лев Славин. Армения! Армения! // Дружба народов, Выпуски 9-12. Союз писателей СССР. Гос. изд-во "Худож. лит-ра,", 1970. Стр. 230
  34. Михаил Кольцов. Избранные произведения, Том 1. Гос. изд-во худож. лит-ры, 1957. Стр. 332
  35. М. А Исалабдулаев. Мифология народов Кавказа

Ссылки

  • Mt. Ararat Photos
  • Фотографии горы Арарат

Арарат.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01