13-07-2023
Юрий (Георгий) Карлович Арнольд | |
Основная информация | |
---|---|
Полное имя |
Юрій Арнольдъ |
Дата рождения | |
Место рождения | |
Дата смерти |
8 (20) июля 1898 (86 лет) |
Место смерти |
Каракаш, близ Симферополя, Крым Российская империя |
Страна | |
Профессии | |
Певческий голос |
баритон |
Инструменты |
фортепиано |
Псевдонимы |
А. Ю., Гармонин, Меломан |
Награды |
первая премия на конкурсе петербургского филармонического общества |
Ю́рий (Гео́ргий) Ка́рлович Арно́льд (13 ноября [1 ноября] 1811, Санкт-Петербург — 20 июля [8 июля] 1898, Каракаш, близ Симферополя), псевдонимы Карло Карлини, А. Ю., Гармонин, Меломан — музыкальный теоретик, композитор, преподаватель пения. Работа Арнольда в качестве музыкального журналиста в значительной мере способствовала популяризации русской музыки в Европе.
Сын литератора Карла Ивановича Арнольда; брат учёного-лесовода Фёдора Карловича Арнольда.
Содержание |
Родился в обрусевшей немецкой семье в Петербурге. Был православного вероисповедования. Учился в Дерптском университете, по филологическому факультету; курса не кончил. В 1831 году поступил в Стародубовский кирасирский полк, чтобы участвовать в усмирении польского мятежа.
В 1838 году Арнольд вышел в отставку со службы и целиком посвятил себя музыке. Почетный член Киевского литературно-артистического общества.
Музыкой стал заниматься с детского возраста, беря уроки фортепиано у А. И. Черлицкого, ученика Джона Фильда. Студентом исполнял публично фортепианный концерт Гуммеля и партию баритона в оратории Гайдна «Die Schopfung».
Арнольд занимался гармонией у Леопольда Фукса. Контрапункт изучал у О. К. Гунке.
В 1835 году появилось в печати первое сочинение Арнольда — романс «Вечерний звон» (Козлов). В 1836 году он написал оперу «Цыганка» на либретто Александра Мундта. В 1836 году познакомился с М. И. Глинкой и дал первый свой концерт (отрывки из опера «Цыганка»).
В 1839 году Арнольд выступил на конкурсе петербургского филармонического общества с кантатой «Светлана» (текст Василия Жуковского), получившей первую премию. К выдаче премии послужило препятствием немецкое происхождение автора (конкурс был объявлен для русских композиторов); дело дошло до императора Николая I, который повелел считать Арнольда природным русским. В 1842 году были изданы в Петербурге 40 его романсов. В том же году Арнольд познакомился с приезжавшим в Петербург Ф. Листом, в защиту которого впоследствии выступал в печати. В течение 1842—1860 годов Арнольд написал (на собственное немецкое либретто) трёхактную оперу «Нидия, или Последний день Помпеи». Эта опера исполнялась в разное время в России и в Германии, но только по частям, и осталась в рукописи. В 1852 году поставлена в Петербурге оперетта Арнольда «Der Invalid», а в следующем году — оперетта «Клад, или За Богом молитва, за царем служба — не пропадают»; впоследствии Арнольд написал к ней другой текст и переименовал в «Ночь на Ивана Купала». В 1860 году Арнольд написал увертюру к «Борису Годунову» Пушкина, в ней сказалось подражание Глинке. Она была исполнена за границей, и в 1897 году, под управлением автора, в одном из концертов Русского музыкального общества. В русском стиле написаны «Русская баллада» и «Как у всех-то людей» (слова Льва Мея).
Большая часть музыкальных сочинений Арнольда осталась не изданной. Как композитор Арнольд не обнаруживал яркой индивидуальности и находился под сильным влиянием немецких классиков, с одной стороны, и Глинки — с другой. В 1892—1893 годах издал свои «Воспоминания», охватывающие период времени с 1815 по 1875 годы и имеющие значение для истории быта и музыки в России. Арнольд работал над осуществлением идеи «амплификатора» — механического приспособления к фортепиано, придающего звуку певучесть. «Амплификатор» должен был улучшить звучность фортепиано и придать его настрою точность и ровность тембра. Фирма Шредера построила по его указаниям инструмент, но за смертью Арнольд его идея не получила практического осуществления.
В период от 1840-х до начала 1860-х годов Арнольд занимался также музыкальной критикой в «Библиотеке для чтения», «Пантеоне», «Северной пчеле» и «Сыне Отечества».
С 1863 года и по 1868 год Арнольд жил в Лейпциге. В лейпцигской «Новой музыкальной газете» (1863, № 8—15) Арнольд поместил обширную статью «Развитие русской национальной оперы» (нем. Die Entwickelung der russischen National-Oper), в которой впервые в немецкой прессе говорилось о значении Даргомыжского. В 1867—1868 годах он редактировал «Zeitschrift für Theater und Musik». В 1883 году в Лейпциге Арнольд прочел лекцию «Об основах древне-православного церковного пения». В 1889 году Арнольд опять ездил в Лейпциг, где читал лекции о русской музыке.
В 1868—1870 годах Арнольд жил в Австрии, в Граце где в музыкальном институте Яна Гувы преподавал музыкальную эстетику и учение о формах.
В 1870 Арнольд был приглашен в Московскую консерваторию на кафедру контрапункта, но в силу некоторых обстоятельств кафедру он не получил. По распоряжению великой княгини Елены Павловны Арнольду всё-таки дали звание профессора.
Оставшись в Москве Арнольд открыл общественные музыкальные классы, имевшие успех и просуществовавшие свыше 10 лет. Здесь он преподавал пение, теорию и историю музыки. Среди его учеников был известный баритон Павел Хохлов.
Не раз Арнольд выступал и как лектор, в России и за границей, по истории музыки и акустики.
В 1888 году занимал в Московском университете кафедру по истории музыки, получил звание приват-доцента. Вступительная его лекция «О данных для возрождения самобытной национальной русской музыкальной школы» в значительно расширенном изложении напечатана под заглавием: «Возможно ли в музыкальном искусстве установление характеристическо-самостоятельной русской национальной школы и на каких данных должна таковая основываться» («Баян», 1888—1889).
С 1894 года почти до конца жизни Арнольд оставался в Петербурге, где давал уроки пения. По вопросом о преподавании пения Арнольд написал статью «О причинах недостатка в России хороших певцов и певиц» («Музыкальный Мир», 1883, № 8 и 9) и в последние годы жизни издавал «Теорию постановки голоса» (не законченную), в которой отстаивал метод староитальянской школы.
В области церковной музыки Арнольд написал «Литургию св. Иоанна Златоуста» (Приложение к журналу «Музыка и Пение»)
Как теоретик, Арнольд известен исследованиями по русскому церковному пению. Пользовался поддержкой и советами прот. Димитрия Разумовского, свящ. Петра Преображенского, В.Ф. Одоевского, Е.Ф. Корша, М.Ю. Виельгорского. Собирая и изучая материалы еще с 1842 года, для чего нарочно ездил в Киев и на Волгу, он издал целый ряд трудов: «Die alten Kirchen modi historisch und akustisch entwickelt» (Лпц., 1878); «Теория древнерусского церковного и народного пения», вып. I: «Теория православного церковного пения» (М., 1880). Главный тезис этого исследования — что между нашим церковным пением и древнегреческой музыкой имеется неразрывная связь, — он защищал, между прочим, на диспуте, устроенном в Румянцевском музее Обществом любителей древнерусского искусства. Некоторые неологизмы из числа многих, которые Арнольд вводил по методу морфологической передачи греко-византийских оригиналов (например, метабола) в свои труды, много лет спустя вошли в лексикон русской (постсоветской) музыкальной науки.
Другие его труды: «Гармонизация древнерусского церковного пения» (М., 1886) [1]; «Применение древнеэллинской и византийской теории музыки к знаменному и столповому пению», «Общий свод правил гармонизации знаменного распева», «Гармонические начала церковных гласов», «О принципе гармонизации церковных гласов», «Die Lehre von der Tonkunst auf Grund physiologischen, asthetischen und psychologischen Gesetze», I ч., «Harmonik», т. I; «Die Grundharmonien» (Грац, 1869; по-русски); «Наука о музыке на основании эстетических и физиологических законов», т. I, «Гармония»; вышел только вып. I (М., 1875); т. II: «Die Elemente der polyphonen Bewegung» (М., 1871); т. III: «Die Discordanzen» (М., 1872); «Die absolute Tonlehre und die Klangzeichen der alten Griechen» (1874—1879).
Арнольд сотрудничал во многих русских и немецких изданиях то как театральный критик («Муз. Театрального Вестника», 1850), то как писатель о музыке (в «Московских Ведомостях»)
К музыкально-теоретическим трудам Арнольд принадлежат также: «Конспект рациональной музыкальной грамматики», «О теории музыкальных звуков на основании акустических начал», а также «Теория постановки голоса» (СПб., 1898, 2 части).
Это заготовка статьи о композиторе. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Арнольд, Юрий Карлович.