Lt304888.ru

Туристические услуги

Ахмад-Заки Валиди

23-04-2023

Ахмет-Заки Ахметшахович Валидов
Әхмәтзәки Әхмәтшаһ улы Вәлидов
Псевдонимы:

Тоган

Дата рождения:

10 декабря 1890(1890-12-10)

Место рождения:

Кузяново Ильчик-Тимировской волости Стерлитамакского уезда Уфимской губернии

Дата смерти:

26 июля 1970(1970-07-26) (79 лет)

Место смерти:

Стамбул

Образование:

Венский университет

Вероисповедание:

ислам

Род деятельности:

политика, востоковедение

Ахмет-Заки́ Ахметша́хович Вали́дов (башк. Әхмәтзәки Әхмәтшаһ улы Вәлидов; в эмиграции Заки́ Валиди́ Тога́н тур. Zeki Validi Togan, 10 декабря 1890 года, деревня Кузяново Ильчик-Тимировской волости Стерлитамакского уезда Уфимской губернии, ныне Ишимбайского района Республики Башкортостан, Россия — 28 июля 1970 года, Стамбул, Турция) — лидер башкирского национально-освободительного движения, востоковед-тюрколог, доктор философии (1935), профессор, почётный доктор Манчестерского университета (1967).

Содержание

Биография

Заки Валиди родился в семье башкирского сельского муллы. Происходил из башкирского рода Кай. Как писал Валиди в своих воспоминаниях: «Основной наш род Суклы-Кай, а также близкие нам роды Санаклы-Кай, Юрактау-Кай, Таулы-Кай входят составной частью в род Кай или Кайлы. Часто говорили о том, что этот род до прихода на нынешние земли жил на восточном Урале по Ирендыку…».[1] Окончил медресе в Утяково. В 1912—1915 преподаватель медресе «Касимия» в Казани. Кроме башкирского, татарского, турецкого и русского владел персидским, арабским, чагатайским и другими восточными языками. В 1912 году публикует первую научную книгу «История тюрко-татар» (Казань, 1912). Совершил две научных командировки от Российской Академии наук: в 1913 году в Ферганскую область и в 1914 году в Бухарское ханство. Во время второй экспедиции им была приобретена рукопись перевода Корана на тюркский язык, относящаяся к X веку.

В 1915 году уфимские мусульмане выбрали Валидова своим представителем в мусульманской фракции в 4-й Государственной думе Российской империи, был членом Временного центрального бюро российских мусульман. Избран депутатом Всероссийского Учредительного Собрания от Уфимской губернии. Депутат Миллэт Меджлиси (1917—1918).

В 1917 совместно с Ш. Манатовым организовал Башкирское Центральное Шуро (Совет депутатов), которое 29 ноября 1917 года в г. Оренбурге провозгласило образование башкирской территориально-национальной автономии как части федеративной России, и создал башкирский национальный флаг[2].

В 1917—1919 годах (с перерывами) возглавлял Башкирское правительство и пытался организовать Башкирскую республику. В феврале 1918 года был арестован большевиками в Оренбурге, просидел 2 месяца в оренбургской тюрьме, в апреле был освобожден белоказаками.

Во главе башкирских полков белогвардейских войск воевал на стороне атамана А. И. Дутова, затем — Верховного Правителя России адмирала А. В. Колчака.

В начале 1919 года перешёл на сторону cоветской власти; вёл переговоры с правительством РСФСР о легитимизации в качестве автономии Башкирской республики, которая была провозглашена в марте 1919 года как Автономная Советская Башкирская Республика.

С февраля 1919 по июнь 1920 (с перерывом) — председатель Башревкома.

В январе 1920 года принял участие в организации антисоветского мятежа.

В июне 1920 года, считая неприемлемым постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О государственном устройстве Автономной Советской Башкирской республики» от 19 мая 1920 года, принял участие в организации антисоветских мятежей.

После их подавления укрылся в Хивинском ханстве и Бухарском эмирате, где почти три года занимался организацией басмаческого движения в сотрудничестве с бухарским эмиром Саид Алим-ханом.

Летом 1921 года создал Национальный Совет Туркестана и его флаг[3].

В ноябре 1921 года в Бухару тайно прибыл бывший турецкий военный министр Энвер-Паша, который вместе с Валидовым возглавил басмаческое движение.

После ряда военных неудач и ликвидации басмачества Валидов бежал в Афганистан, Персию и Турцию, и в конце осел во Франции в Париже.

В 1923 году эмигрировал. В том же году в библиотеке иранского города Мешхед нашел уникальную рукопись, содержащую текст знаменитой «Записки» Ибн Фадлана.

В 1924 году переехал в Берлин, где сотрудничал с Гаязом Исхаки.

С 1925 г. — гражданин Турции, советник министерства образования в Анкаре, затем преподаватель, профессор Стамбульского университета (Турция). Читал лекции в Стамбульском университете, участвовал в возрождении Туркестанского национального объединения «Джамиат» и издавал газету «Туркестан», в которой отстаивал свою идею об объединении всех мусульман вокруг Турции.

В 1935 окончил Венский университет, защитил докторскую диссертацию по теме «Путешествие Ибн Фадлана к северным болгарам, тюркам и хазарам».

Профессор Боннского (1935-37), Гёттингенского (1938-39) университетов (Германия).

В 1939 возвращается на кафедру всеобщей истории тюрков Стамбульского университета.

В 1939-1944, и в последующих годах преподавал историю тюркских народов в Стамбульском университете.

В 1951 году под председательством Валиди в Стамбуле проходил 21-й Международный конгресс востоковедов.

В 1953 году возглавил открытый при Стамбульском университете Институт исламских исследований. Избирался членом немецкого общества по изучению восточных стран, Австралийского научного общества, финно-угорского научного общества в Финляндии. Удостоен золотой медали 1-й степени Министерства просвещения Ирана.

Последние годы посвятил составлению «Справочника по тюркской культуре», писал «Воспоминания». Организатор и член многих научных обществ: основал Турецкую ассоциацию востоковедения, член Австрийского общества Хаммера-Пургшталя, почетный доктор Манчестерского университета.

Автор трудов по истории тюркских народов. Опубликовал около 400 работ на 11 языках.

Память

В 1992 году именем Заки Валиди названа уфимская республиканская библиотека им. Крупской. В 2008 году его именем названа улица в Уфе (бывшая улица Фрунзе).

В связи со 120-летием со дня рождения Международной организацией по совместному развитию тюркской культуры и искусства (ТЮРКСОЙ) 2010 год был объявлен годом Ахмет-Заки Валиди[4][5].

В башкирском издательстве «Китап» вышла его книга «История башкир»[6] и книга «Ахмет-Заки Валиди» на четырех языках (русском, башкирском, английском и турецком) [7]

26 августа 2010 года в районе Кечиорен г.Анкары(Турция) был открыт парк имени Ахмет-Заки Валиди.[8][9] В г.Ишимбай Республики Башкортостан есть башкирская школа с его именем.

15 февраля 2010 года открыта мемориальная доска в г.Уфа [10]

Учреждена памятная медаль «Ахмет-Заки Валиди Тоган» — ведомственная награда Академии наук Республики Башкортостан. [11]

Высказывания

О башкирском литературном языке

«Во времена съездов 1917 года я не был сторонником замены звуков «С» и «Ч» на «Һ» и «С»... Я желал, чтобы башкирский литературный язык развивался не на основе звуков «Һ» и «Ҙ», а на усилении тех его особенностей, которые являются общими с казахским наречием. Но ныне в силу современных реальных событий утвердилось чисто башкирское наречие с его звуками «Һ» и «Ҙ», появилась большая литература на этом языке. И татарский превратился в чисто казанское наречие с преобладанием звука «Ч». И сейчас, когда татарский алфавит, как его арабский, так и латинский вариант, обрел столь малопонятный для нас вид, усиление башкирского наречия естественно... Желаемого всеми «общего тюркского» литературного языка нет, в этой ситуации совершенно равнозначно, пишет ли человек на татарском, башкирском или казахском языке. Все это мелкие и преходящие вопросы, сложным же является вопрос об «общем тюркском» языке и культуре.»

— Заки Валиди, 30 января 1935 года[12]

О башкиро-татарских отношениях

Ахмет-Заки Валиди в 1935 году высказался по поводу башкиро-татарских отношений в письме, направленном Абдулле Батталу Таймасу, видному татарскому писателю и ученому:

«Очень хорошо, что ты не приемлешь башкирское движение из-за того, что башкиры, отказавшись от татарского литературного языка, встали на путь использования башкирского языка, и, оценивая это движение как явление отрицательное, собираешься развернуть против меня борьбу. Но как же этот замысел ты сам или вы все намереваетесь претворить в жизнь?.. Как вы намереваетесь в ходе этой борьбы добиться победы и осуществить свою идею? Может быть примените силу? Если в России начнутся перемены, создадите войска? Но если появятся такие возможности, башкиры раньше вас соорганизуются и войска создадут. В таком случае кто их заставит стать татарами? Единственная возможность осуществления этой вашей затеи — тот непотребный способ, которым пользовались до сих пор, — интриги и провокации, попытки воспрепятствовать любому полезному начинанию башкир, доносительство при каждом удобном случае русским, как белым, так и красным, изображая башкир как врагов русских, их государства. По существу это и будет методом вашей борьбы... Почему ты не стремишься смотреть на мир открытым, непредвзятым взглядом? Почему на все смотришь только с башни Суюмбики?.. Казанцы сумеют сыграть свою великую роль, только для этого они должны отказаться от того ложного пути, который им указали их нынешние «вожди», должны навечно отречься от мечтаний стать духовным поводырем, старшим братом всех остальных тюрков. ... Объединение башкир с татарами вокруг казанского диалекта — ошибочная, ложная мысль... Назойливое вмешательство татар в башкирские дела, повторение мысли о том, что без татар башкиры обречены на исчезновение — вредно и неверно... Если исчезнет это проклятое и бессмысленное притязание на татаризацию, между башкирами и татарами нет ни малейшего повода для склок. Мы ваши единомышленники. Если раз и навсегда будет взаимопонимание по упомянутому вопросу, мы готовы по первому вашему зову с радостью прийти к вам для сотрудничества по любому вопросу.»

— Заки Валиди, 30 января 1935 года[12]

Основные работы

  • Biruni’s Picture of the World. Delhi, 1937.
  • lbn Fadlan’s Reisebericht // Abhandlungen für die Kunde des Morgenlandes, Leipzig. 1939. В. 24. N 3.
  • Völkerschaften des Chazarenreiches im neunten Jahrhundert // Korosi Csoma Archivum. 1940 Bd. 3
  • Urnumi turk tarihine giris. Istanbul, 1946.
  • Тоган Заки Валиди. Воспоминания. Борьба мусульман Туркестана и других восточных тюрок за национальное существование и культуру. Пер. с тур. — Москва, 1997.
  • «Из истории российской эмиграции: письма А.-З. Валидова и M. Чокаева (1924—1932 гг.)». — Москва, РАН, 1999.

Примечания

  1. Заки Валиди. Воспоминания
  2. Республика Башкортостан
  3. Туркестан
  4. 2010 год объявлен ТЮРКСОЙ годом Ахмет-Заки Валиди.
  5. 2010 год — Год Ахмет-Заки Валиди Тогана.
  6. В издательстве «Китап» вышла книга Ахмет-Заки Валиди «История башкир»
  7. книга о видном ученом, политике, патриоте Ахмет-Заки Валиди.
  8. Ahmet Zeki Velidi Togan Parkı Açılıyor
  9. Городскому парку Анкары присвоено имя Ахмет-Заки Валиди
  10. В Уфе открыли мемориальную доску Ахмет-Заки Валиди
  11. Генеральный секретарь Международной организации тюркской культуры (ТЮРКСОЙ) Дюсен Касеинов награжден медалью «Ахмет-Заки Валиди Тоган» Академии наук Республики Башкортостан.
  12. ↑ Ахметзаки Валиди. ПИСЬМО ДРУГУ

Литература

  • Кульшарипов М. М., Юлдашбаев А. М. Заки Валиди как политик и ученый-востоковед. — Уфа, 2010.
  • С.М. Исхакова и В.М. Воинова в кн.: Политические деятели России 1917. биографический словарь. Москва, 1993.
  • Л.Г. Протасов. Люди Учредительного собрания: портрет в интерьере эпохи. М., РОСПЭН, 2008

Ссылки

  • Валидов Ахмет-Заки. Биографический указатель
  • Г. Хусаинов «А.-З.Валиди Тоган»
  • Учёные Германии о башкирском политике, востоковеде Заки Валиди
  • «Кто нам лжёт о Валиди»
  • Фотографии Заки Валиди
  • Валиди: человек пера и сабли на YouTube
  • Личность в башкирской истории: Ахмет-Заки Валиди Тоган на YouTube

Ахмад-Заки Валиди.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01