06-09-2023
Средний бронеавтомобиль БА-3. Вид с правого борта. 1934 год. | |
БА-3 | |
---|---|
Боевая масса, т | 5,82[1] |
Экипаж, чел. | 3[1] |
История | |
Производитель | Ижорский завод |
Годы производства | 1933—1936 |
Годы эксплуатации | 1933—1945[1] |
Количество выпущенных, шт. | 180 (168) |
Основные операторы | |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 4825 |
Ширина корпуса, мм | 1963 |
Высота, мм | 2494 |
База, мм | 254 |
Клиренс, мм | 250 |
Бронирование | |
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 8 |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 8 |
Борт корпуса (верх), мм/град. | 8 |
Борт корпуса (низ), мм/град. | 8 |
Корма корпуса (верх), мм/град. | 8 |
Корма корпуса (низ), мм/град. | 6 |
Днище, мм | 5 |
Крыша корпуса, мм | 4 |
Лоб башни, мм/град. | 9? |
Борт башни, мм/град. | 9? |
Корма башни, мм/град. | 9? |
Вооружение | |
Калибр и марка пушки | 45-мм обр. 1938 г. (20К) |
Боекомплект пушки | 60[1] |
Углы ГН, град. | 360 |
Прицелы | ТОП, ПТ-1 |
Пулемёты | 2×7,62-мм ДТ-29 |
Подвижность | |
Тип двигателя | рядный 4-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения |
Мощность двигателя, л. с. | 40[1] |
Скорость по шоссе, км/ч | 57[1] |
Запас хода по шоссе, км | 248[1] по шоссе, 143[1] по просёлку |
Колёсная формула | 6 х 4 |
Преодолеваемый подъём, град. | 20[1] |
Преодолеваемая стенка, м | 0,3 |
Преодолеваемый ров, м | 0,8 |
Преодолеваемый брод, м | 0,60[1] |
БА-3 — советский пушечный средний бронеавтомобиль 1930-х годов на трёхосном шасси «Форд-Тимкен» (модификация Ford AA с колёсной формулой 6×4, на базе которой был создан ГАЗ-ААА).
Содержание |
Был разработан в 1934 году конструкторским бюро Ижорского завода на базе модели БА-И. Корпус БА-И при этом изменился незначительно, а главным отличием новой машины стала башня с вооружением.
БА-3 получил башню от танка Т-26 со штатной спаренной установкой вооружения (45-мм пушкой 20К) и пулемётом ДТ-29, но с уменьшенной до 8 мм толщиной брони. Значительный для компактной машины боекомплект размещался частично в башне, частично в корпусе бронеавтомобиля. Для увеличения проходимости впервые в советском бронеавтомобилестроении были разработаны вездеходные гусеницы, которые надевались на задние скаты БА-3.
Производство бронированных автомобилей было налажено на Ижорском заводе и Выксунском 4 заводе дробильно-размольного оборудования[2], которые в 1934—1935 годах изготовили в общей сложности 180 бронемашин этого типа.
Бронеавтомобили БА-3 поступали на вооружение разведывательных подразделений танковых, кавалерийских и стрелковых соединений РККА. Они принимали участие почти во всех военных конфликтах тех лет, в которых принимала участие советская техника, в частности, в испанской гражданской войне, в боях с японскими войсками у озера Хасан и у реки Халхин-Гол, в советско-финской (Зимней) войне и польском освободительном походе, и даже в Великой Отечественной войне — на 14 апреля 1945 года 97-я рота охраны штаба 19-й армии всё ещё использовала три БА-3М и три БА-10. После войны все устаревшие бронеавтомобили были утилизированы.
Существовала железнодорожная модификация БА-3жд.
Модернизированная версия БА-3 — БА-3М — получила двигатели и шасси от ГАЗ-ААА, которые обладали большей ремонтопригодностью, а также новые пулестокие шины ГК из вспенённой резины.
Также на базе БА-3 был создан БА-6.
В настоящее время бронеавтомобиль БА-3 хранится в Музее бронетанковой техники и вооружения в подмосковной Кубинке[3].
БА-3.