10-10-2023
Байкальская железнодорожная переправа | |
Годы работы: |
1901—1905 как часть основного хода Транссиба и 1905—1918 как вспомогательный ход Транссиба |
---|---|
Страна: | |
Город управления: | |
Состояние: |
недействующая |
Байка́льская железнодорожная переправа или Байкальская паромная переправа — часть исторической Кругобайкальской железной дороги в Иркутской области России, в прошлом — часть Транссибирской магистрали.
Содержание |
С целью установления сквозного железнодорожного сообщения было решено до окончания строительства Кругобайкальской железной дороги соединить берега озера железнодорожной паромной переправой[1].
По замыслу Комитета по строительству Транссиба после ввода в эксплуатацию основного железнодорожного пути Кругобайкальской железной дороги Байкальская железнодорожная переправа должна была бы выполнять следующие функции:
Для обеспечения работы Байкальской железнодорожной переправы должны были быть проведены гидрографические исследования озера Байкал, составлены морские навигационные карты, лоция, исследования льда озера Байкал, выбраны места для маяков и метеорологических станций. Данная работа была выполнена Гидрографической экспедицией Байкальского озера (1895—1903) под руководством Ф. К. Дриженко.
Проект гидрографических исследований озера Байкал составили в 1894 году Ф. К. Дриженко и Ю. М. Шокальский.[3]
В 1895 году была создана Гидрографическая экспедиция Байкальского озера под руководством полковника Ф. К. Дриженко, которая в 1896 году начала рекогносцировочные работы на озере Байкал.[4] Работы экспедиции продолжались в летние сезоны 1897—1902 годов, причём в 1902 году исследовалась река Верхняя Ангара и волок от Верхней Ангары до Бодайбо. Результатом работы экспедиции стали морские навигационные карты и атлас озера Байкал, лоция озера Байкал с описанием физико-географических условий плавания[5], атлас Верхней Ангары[6], атлас волока до Бодайбо[7], построены маяки и метеорологические станции.
«Байкал» | ||
---|---|---|
|
||
Основная информация | ||
Тип | паром-ледокол | |
Государство | ||
Верфь | Armstrong Whitworth | |
Спущено на воду | 17 июня 1899 года | |
Введено в эксплуатацию | 1900 | |
Выведено из состава флота | 1918 | |
Современный статус | расстрелян и сгорел в 1918 году | |
Параметры | ||
Длина | 88.4 м | |
Ширина | 17.4 м | |
Средняя осадка | 5.8 м[8] | |
Водоизмещение | 4200 т | |
Технические данные | ||
Силовая установка | три паровых машины тройного расширения | |
Винты | 3 гребных винта (два кормовых и один носовой) | |
Мощность | 3750 л.с. | |
Скорость | 12 узлов | |
Пассажировместимость | 300 чел. | |
Грузовместимость | 27 товарных двухосных ж.д. вагонов, до 800 т. |
«Ангара» | ||
---|---|---|
|
||
Основная информация | ||
Тип | традиционно произвольно относят к типу "ледокол", хотя по классификации начала ХХ века — это ледокольный пароход (грузопассажирский), а по классификации середины ХХ века — ледокольно-транспортное судно | |
Государство | ||
Порт приписки | Иркутск | |
Спущено на воду | 25 июля 1900 года | |
Выведено из состава флота | 1962 | |
Современный статус | Музей (с 1990) | |
Параметры | ||
Длина | 61 м | |
Ширина | 10,7 м | |
Высота | 7,6 м | |
Средняя осадка | 4,7 м | |
Водоизмещение | 1400 т | |
Технические данные | ||
Силовая установка | четыре огнетрубных котла локомобильного типа, одна паровая машина тройного расширения | |
Винты | 1 гребной винт | |
Пассажировместимость | 160 человек | |
Грузовместимость | 250 т |
24 апреля 1900 года паром-ледокол «Байкал» совершил свой первый рабочий рейс, имея на борту 500 пассажиров, 167 лошадей, 2 паровоза, 3 вагона и 1000 пудов груза.
1 августа 1900 года начались рабочие рейсы «Ангары» по перевозке грузов и пассажиров. 10 октября 1901 года «Байкальская железнодорожная переправа» была официально принята в эксплуатацию и вошла в состав Забайкальской железной дороги. Общая стоимость комплекса достигла 6,74 млн руб.
С января 1901 года, после окончания навигации «Байкала» и «Ангары», начала действовать железная дорога, проложенная по льду. Вагоны по ней перегонялись поштучно на гужевой тяге. Параллельно железнодорожной ветке прокладывалось ледовое шоссе. Железнодорожная ветка и шоссе по льду должны были хотя бы частично заменить паромную переправу. С 9 января началось движение по льду на санях, а с 12 января по ледовой железной дороге.
Впоследствии подобные дороги прокладывались каждую зиму до вступления в строй Кругобайкалки в 1905 году.
Особенно интенсивно судоходство и ледовые трассы Байкальской железнодорожной переправы действовали во время Русско-японской войны.
Байкальская железнодорожная переправа представляла из себя сложный комплекс, состоящий из плавсредств, береговых сооружений и обеспечивающего личного состава.
В настоящее время от всего сложнейшего инженерного комплекса Байкальской паромной переправы сохранились следующие «осколки»:
Байкал | ||
---|---|---|
Речной сток | ||
Притоки |
|
|
Острова | ||
Мысы и полуострова | ||
Рельеф дна | ||
Акватории | ||
Памятники природы | ||
Байкальская железнодорожная переправа.