28-04-2023
Бача-бази (перс. بچهبازی, «игра детей»[1], от перс. بچه «ребёнок») — вид сексуального рабства и детской проституции[2], вовлекающий мальчиков допубертатного возраста в исполнение эротических танцев в женском образе перед клиентами, которые могут также «купить» исполнителя для сексуального удовлетворения[3]. Основные регионы распространения «бача-бази» — Афганистан и Пакистан[3][4]. В Афганистане бизнес по продаже бача-бази процветает, многие мужчины держат бача-бази как показатель достояния и статуса[5][6][7]. Эта практика незаконна[8] и официально не существует[7], хотя в реальности широко распространена; многие заказчики — военные командиры[5][9], а полицейские зачастую являются соучастниками[10][11].
Член афганского парламента Абдулхабир Учкун в интервью Би-би-си сообщил, что количество бача-бази в последнее время растёт[7]. Специальная представительница Генерального секретаря ООН по вопросам детства и вооружённых конфликтов выпустила в 2009 году обращение, в котором призывала покончить с практикой насилия над мальчиками[12][13].
Наджибулла Кураиши[en], афганский журналист и режиссёр, при поддержке Королевского общества покровительства искусствам[en] снял документальный фильм[14], вышедший на телевидении в рамках документального сериала Frontline[en] 20 апреля 2010 года[6].
Практика «бача-бази» появилась в регионе давно[12]: в IX или X веке[3]. До Первой мировой войны она была более распространена, особенно на севере Афганистана, а затем в значительной мере сократилась, по крайней мере в крупных городах; историк танца Энтони Шай (англ. Anthony Shay) считает, что причина, по которой это произошло, — неодобрение колониальных властей: Российской империи, Британской империи и Франции, а также постколониальных элит, разделяющих европейские ценности[15]. Несколько западных путешественников, бывавших в Центральной Азии, сообщали о бача-бази. С 1872 по 1873 году в Туркестане проживал Юджин Скайлер, дипломат и путешественник. Он отмечал, что мальчиков учат танцевать как танцовщиц. Он считал, что танцы отнюдь не распутны, хотя зачастую неприличны. К этому моменту уже имелось некоторое недовольство властей практикой бача-бази. В конце XIX века наибольшую популярность танцующие мальчики снискали в Бухаре и Самарканде, а в годы Кокандского ханства публичное исполнение танцев было запрещено. В Ташкенте бача-бази процветали до эпидемии холеры в 1872 году: муллы тогда запретили эти танцы как противоречащие Корану и обратились с просьбой к российским властям, которые наложили официальный запрет на год. Скайлер сообщает также о том, что «бача» уважают и считают величайшими певцами и артистами.
Художник В. В. Верещагин описывает эти обычаи в своих записках «Из путешествия по Средней Азии»:
Интереснейшая, хотя неофициальная и не всем доступная часть представления начинается тогда, когда официальная, то есть пляска и пение, окончилась. Тут начинается угощение батчи, продолжающееся довольно долго — угощение очень странное для мало знакомого с туземными нравами и обычаями. Вхожу я в комнату во время одной из таких закулисных сцен и застаю такую картину: у стены важно и гордо восседает маленький батча; высоко вздернувши свой носик и прищуря глаза, он смотрит кругом надменно, с сознанием своего достоинства; от него вдоль стен, по всей комнате, сидят, один возле другого, поджавши ноги, на коленях, сарты разных видов, размеров и возрастов — молодые и старые, маленькие и высокие, тонкие и толстые — все, уткнувшись локтями в колени и возможно согнувшись, умильно смотрят на батчу; они следят за каждым его движением, ловят его взгляды, прислушиваются к каждому его слову. Счастливец, которого мальчишка удостоит своим взглядом и еще более словом, отвечает самым почтительным, подобострастным образом, скорчив предварительно из лица своего и всей фигуры вид полнейшего ничтожества и сделавши бату (род приветствия, состоящего в дергании себя за бороду), прибавляя постоянно, для большего уважения, слово «таксир» (государь). Кому выпадет честь подать что-либо батче, чашку ли чая или что-либо другое, тот сделает это не иначе как ползком, на коленях и непременно сделавши предварительно бату. Мальчик принимает все это как нечто должное, ему подобающее, и никакой благодарности выражать за это не считает себя обязанным.[16]
После того как бача-бази вырастал и становился слишком взрослым для того, чтобы танцевать, его патрон часто помогал ему с работой[17].
В 1909 году два «бача-бази» выступали вместе с другими исполнителями на Центральноазиатской сельскохозяйственной, промышленной и научной выставке в Ташкенте. Заметив интерес и смех публики, несколько местных исследователей записали слова песен, которые исполняли бача-бази из Маргиланского уезда. Песни затем были опубликованы на «сартском языке» (узбекском) вместе с переводом на русский[18].
Исследование 2011 года, проведённое в Пакистане, было направлено на выяснение общих черт пакистанской практики «бача-бази» и узбекской, описанной в 1970-х годах Ингеборгом Балдауфом[19].
Частично явление бача-бази вызвано строгостью афганских нравов в отношении общения между полами[20]: мужчине запрещено говорить с женщиной, не являющейся близкой родственницей, до того как он сделает ей предложение о свадьбе[21]. В Афганистане распространена пословица «женщины для детей, мальчики для удовольствия»[21][22][5], поэтому бача-бази могут жить вместе со своими «хозяевами» даже после женитьбы последних[5].
В период правления Талибана бача-бази были строго запрещены из-за гомосексуального подтекста и исполнения запрещённой талибами музыки[23], однако после падения их режима традиция вновь расцвела, и на свадьбах на севере страны бача-бази присутствуют очень часто[24]. Для танцев выбирают привлекательных мальчиков с 11 лет[25], а для выступлений их наряжают в женскую одежду и подкладывают фальшивые груди[5][7]. После достижения 19 лет бача-бази обычно освобождают, после чего они могут вести жизнь обычного мужчины, хотя стигма профессии остаётся с ними навсегда[24]. Зачастую танцевать на публику начинают бедные и отвергнутые своими семьями мальчики, например, пережившие насилие[24][23][5], а также проданные своими семьями[23].
Афганский журналист Наджибулла Кураиши снял документальный фильм The Dancing Boys of Afghanistan («Танцующие мальчики Афганистана»), показанный в Великобритании в марте 2010 года[14], а в США — в апреле[6]. Журналист The Huffington Post Николас Грэм назвал фильм одновременно очаровывающим и пугающим[26]. Фильм получил приз Amnesty International UK Media Awards[en] за лучший документальный фильм в 2011 году[27].
Революционная ассоциация женщин Афганистана выпустила официальное заявление, осуждающее бача-бази[28]. Министерство обороны США наняло социолога и военную исследовательницу Анну-Марию Кардиналли[en] для исследования бача-бази, так как патрули часто натыкались на пожилых мужчин, которые шли за руку с привлекательными мальчиками. Британские солдаты обнаружили, что мужчины пытались «приласкать» их, чего солдаты не поняли[21].
В романе и фильме «Бегущий за ветром» один из героев вынужден стать секс-рабом высокопоставленного талибского чиновника, который до того насиловал отца мальчика.
В декабре 2010 года WikiLeaks опубликовала данные, позже подтверждённые Анной-Марией Кардиналли[29], о том, что иностранные подрядчики Дайнкорп[en] тратили деньги на бача-бази. Министр иностранных дел Афганистана Мохаммад Ханиф Атмар[en] потребовал от американских военных проконтролировать Дайнкорп, однако посольство США заявило, что это «невозможно по юридическим причинам»[8].
В 2011 году BBC World Service в передаче «Документальное кино» обратила внимание на возросшее количество случаев появления бача-бази[30].
Бача-бази.