Lt304888.ru

Туристические услуги

Башкирские народные песни

12-05-2023

Перейти к: навигация, поиск

Башкирская народная песня — песня, слова и музыка которой сложились исторически в ходе развития башкирской культуры. У народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен.

История

Сложный этногенез башкир оказал влияние на их песенную традицию, на жанровый склад песен и их мелодические формы. Являясь сокровищницей башкирской музыкально-поэтической культуры, башкирские народные песни занимают выдающееся место в художественном творчестве народа.

В названиях народных музыкальных произведений башкир употребляется слово «кюй» (мелодия, напев). Оно сочетающется с прилагательными «озон» («долгий»), «кыска» («короткий»), «урам» («улочный»), «аул» («деревенский») и другими, определяющими характер напева.

Поздние песенные формы и сюжеты часто называются собственными именами: «Буранбай-кюй» («Напев Буранбая»), «Габдрахман-кюй» («Напев Габдрахмана»), Бииш и т. д. Безымянные произведения именуются обобщенно — «озон-кюй», «кыска-кюй» и др.

В башкирском народном музыкальном сознании сложилась бинарная терминологическая пара — «озон-кюй» и «кыска-кюй», определяющая признаки мелодии. Между этими полюсами расположены другие мелодические типы, за каждым из которых башкирами закреплен свой термин: среднепротяжный «хал-мак-юой» (дословно «плавный напев»), по темпу тяготеющий к «озон-кюю», а по равномерно пульсирующему ритму — к «кыска-кюю».

Башкирские сэсэны (народные сказители) для обозначения речитативного, или декламационного стиля распева эпических песнопений употребляют словосочетание «хамак-кюй» — форма распева эпические песнопения — «кубаиры» (дословно «хвалебные, героические песни»), повествующие о батырах, предводителях башкирских родов и племен.

В башкирских песнях имеются повествовательно-речитативные песнопения, называемые арабским словом «байт» (двустишие), отражающие нравственные и актуальные бытовые мотивы. Религиозные представления башкир закреплены в «мунажатах» — молитвенных обращениях к Богу.

В традиционных свадебных обрядах обязательны «сенляу» (причитание), исполняемые невестой перед отъездом из дома родителей. Этот обряд не обходится без «теляков» — песнопений, в которых выражаются благопожелания, наставления невесте перед ее вхождением в семью мужа.

В середине XIX века у башкир распространились необрядовые «такма-ки», исполняемые как «кыска-кюи» и близкие к русской частушке.

Первые записи башкирского музыкального фольклора сделаны в конце 19 в. оренбургским учителем Г.Х.Еникеевым с помощью А.И.Оводова. Первые публикации помещены в книге С.Г.Рыбакова "Музыка и песни Уральских мусульман с очерком их быта" (СПб., 1897). Серьезное исследование башкирской народной песни предпринял Л.Н.Лебединский в книге "Башкирские народные песни и наигрыши" (М., 1965).

Типология

По содержанию Башкирские народные песни разделяются на следующие группы:

  • исторические песни: об исторических событиях и личностях; о местных правителях, кантонных начальниках;[1] ("Абдрахман кантон", «Кулуй-кантон», «Кагарман-кантон», «Абдулла-ахун» («Ахун с саблей»), «Тухфат», «Абдулла-ахун»)
  • песни об Отечественной войне 1812 года. («Вторая армия», «Французская песня», «Эскадрон», «Рыжий конь со звездочкой на лбу», «Кутузов», «Командир Кахым», «Любизар»)
  • о жизни и быте; о родной стороне; («Армия», «Уил» и «Дикие гуси», «Гайса-скиталец», «Ельмерзяк», «Мужчина», «Не кричи, кукушка», «Кукушечка», «Ишмурза», Ирендык)
  • песни о коне, об охоте, о жизни пастухов («Вороной иноходец», «Хромой саврасый конь», «Охотник Юлготто», «Ирендек»)
  • о ссыльных и беглецах;
  • о любви и женской доле;
  • обрядовые песни приурочены к свадебной обрядности — встреча сватов и гостей, раздача гостинцев, развлечение гостей, танец ритуальный на сундуке с приданым завершение свадьбы, проводы сватов и гостей Зарифа, приуроченные к весеннему обрядовому празднику «Воронья каша» или «Грачиная каша»;
  • шуточные песни «Закария-камая», «Загара», «Гюль-кай моя», «Гульназира, Ямиля»;
  • плясовые песни (такмаки) «Мое колечко», «Хорошо по воду ходить»;
  • «зимогор-кюй» — песни, популярные у бедных башкир, уходящих зимой работать на прииски, рудники и в города. Эти песни отличаются лихостью и юмористическим задором.
  • гостевые песни. Гостевание у башкир обычно приурочено к праздникам (общенародным, семейным), к свадебным торжествам. Гостя встречают с повышенным вниманием со словами, которые есть в песнях «Золотой ли?» («Алтын микэн?»), или «Друзья» («Дуртар», ), «Все друзья» («Йыйын дуртар»), «За столом». Не смотря на название песни, у башкир обычай «сидеть за столом» является чужеродным, заимствованным. Традиционно «застолья» совершались на застеленном полу или земле. К жанру гостевых относятся песни про кумыс («ТСымы? йыры»), чаепития («Сэй йыры»), в которых воспеваются любимые напитки. Эти песни еще называются кумысные.
  • песни о Салавате Юлаеве ("Салават").

По манере исполнения башкирские народные песни разделяют:

  • узун-кюй — долгая, протяжная песня;
  • кыска-юой — короткая быстрая песня;
  • кубаиры — героические сказания;
  • байты — бытовые сказания. Мелодии байтов подчинены структурам поэтических текстов, состоящих из двух или четырехстрочных строф. Каждый стих имеет устойчивое количество слогов: 7 (4+3), 8 (4+4) и 10 (5+5). Под влиянием жанра мунажат[2] в байтах возникли более сложные 11 — (4+4+3) и 12-сложные (4+4+4) структуры.
  • сенляу ~ причитания;
  • теляк — благопожелание невесте;
  • узляу или тамак курай — сольное двухголосное пение.

Деревенские, улочные песни («аул-кюй», «урам-кюй») связаны с местом исполнения. Их поют на деревенской улице группы певцов, идущие на вечеринку, на гуляние. Текст деревенских песен носит элегический характер: горе, плач, страдание, тоска, печаль, мечта, разочарование, житейско-философские размышления.

Известные собиратели

Музыкант-этнограф С. Г. Рыбаков[3], Р. Г. Игнатьев, Х. Ф. Ахметов, И. В. Салтыков, Г.3.Сулейманов, Ф. А. Надршина, В. Я. Проппа, Б. Н. Путилов, A.M. Сулейманов, P.A. Султангареева, К. В. Чистов, А. Абдуллин, Н. Альмеева, Л. Атанова, Н. Ахметжанова, Р. Зелинский, X. Ихтисамов, Ф. Камаев, Л. Лебединский, М. Нигмедзянов, Б. Магадеева.

Известные исполнители

А.Г.Галимов, Ф.Ф.Гараев, Р.А.Гареев, Хисматуллин Магафур Хисматуллович, Бибикамал Магадеева, Фарит Бикбулатов, Заки Махмутов, Флюра Кильдиярова, Сулейман Абдуллин, И.Султанбаев, А.Султанов, С.Абдуллин, М.Гайнетдинов.

Интересные факты

В целях пропаганды народных песен, выявления молодых талантливых исполнителей, творческого роста и совершенствования профессионального мастерства и исполнительской культуры музыкантов в Республике Башкортостан проводятся конкурсы башкирской народной песни:

  • Международный телевизионный фестиваль-конкурс башкирской и татарской песни «Туган Тел»
  • Конкурс исполнителей башкирских народных песен «Оҙон көй»[4]
  • Межрегиональный конкурс исполнителей башкирской песни «Ирендык мондары»
  • Районный конкурс исполнителей башкирской народной песни на приз имени А.Султанова[5]
  • Конкурс исполнителей башкирских, татарских народных песен имени Мурата Ильбаева.
  • Конкурс исполнителей башкирских народных песен "Мелодии Дёмы".

Литература

  • Жемчужины народного творчества Урала: Монография. — Уфа: Китап, 1995. — 248 с. −16,49 п.л.
  • Песенное творчество иргизо-камеликских башкир: Монография. -Уфа: Китап, 2002. — 8 а.л. (в печати).
  • Башкирское народное творчество: Песни и наигрыши/ Сост., вступ. ст. и коммент. P.C. Сулейманова. — Уфа: Башкнигоиздат, 1983. — 309 с. −19,75 п.л.
  • Башткорт хальпс моцдары = Башкирские народные мелодии / Сост., вступ. ст. и коммент. P.C. Сулейманова. — Уфа: Башкнигоиздат, 1991. −104 с.-10,44 п.л.
  • Башкирское народное музыкальное искусство. Т. I: Эпические песни и напевы /Сост., вступ. ст. и коммент. P.C. Сулейманова; Отв. ред. Ф. А. Надршина, Д. Д. Хасаншин. — Уфа: Китап, 2001. — 240 с. — 30 п.л. (на башк. яз.).
  • Башкирское народное музыкальное искусство. Т. II (в двух частях): Лирические песни и напевы / Сост., вступ. ст. и коммент. P.C. Сулейманова; Отв. ред. Д. Д. Хасаншин. — Уфа, 2001. — 196 с. — 22,5 п.л.
  • Башкирское народное музыкальное искусство. Т. II: Лирические песни и напевы / Сост., вступ. ст. и коммент. P.C. Сулейманова; Отв. ред. Д. Д. Хасаншин. — Уфа: Китап, 2002. — 236 с. — 30 п.л. (на башк. яз.)
  • Башкирское народное музыкальное искусство. T.III: Лирико-драматические песни и напевы /Сост., вступ. ст. и коммент. P.C. Сулейманова; Отв. ред. М. И. Дильмухаметов, Д. Д. Хасаншин. — Уфа, 2001. −267 с. −31,2 п.л. (на башк. яз.).
  • Башкирский фольклор: принципы классификации певческих жанров // Вестник Башкирского университета. — 2004. — № 4. — 0,5 п.л.
  • Лебединский Л. Н. Башкирские народные песни и наигрыши М., 1965;
  • Башкирское народное творчество. Песни. – Уфа, 1974;
  • Фоменков М.П. Башкирская народная песня. – Уфа, 1976.

Ссылки

http://bashkiry.ucoz.ru/index/bashkirskie_narodnye_pesni/0-44

http://cheloveknauka.com/bashkirskaya-narodnaya-pesnya

http://yir.atspace.com/index.html

Примечания

  1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ БАШКИР, народные башкирские песни на историческую тематику, образующие обширную группу музыкальных жанров башкирского фольклора — Культура народов Башкортос...
  2. Фатых УРМАНЧЕ - Мунажат
  3. С.Г.Рыбаков — собиратель музыкального фольклора башкир. Ватандаш / Соотечественник / Compatriot
  4. Конкурс башкирской протяжной песни прошел в Туймазах - Культурный мир Башкортостана
  5. Положение о районном конкурсе исполнителей башкирской народной песни на приз имени А.Султанова - Новости | Отдел культуры МР Учалинский район РБ

Башкирские народные песни.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01