14-10-2023
Башкиры Татарстана — башкиры, проживающие на территории Республики Татарстан.
Башкиры тесно связаны с этнополитическими образованиями татар на территории современного Татарстана. Так, например, некоторые башкирские племена являются выходцами из Волжской Булгарии.
После распада Золотой Орды, часть территорий населенных башкирами (среднее и нижнее течение реки Ик, долина реки Мензеля, низовья реки Белая и левобережье Камы), попадает в состав Казанского ханства. В целом характер взаимодействия казанских ханов с башкирами сводился к попыткам привлечь последних на военную службу в обмен на тарханные грамоты. Подобная политика позволила привлечь в долину реки Ик ряд башкирских племен. В целом, вхождение части территорий, населенных башкирами в состав Казанского ханства, экономическое и политическое влияние Казанского ханства на прилегающие территории, нахождение башкир в составе ханского войска способствовало начавшемуся в XVI веке смешению башкир с татарами.
После завоевания Казанского ханства царь Иван IV предложил башкирам войти в состав Российского государства. Переговоры были начаты в 1554 году и велись с отдельными башкирскими родами и племенами. Башкирские рода и племена, проживавшие на территории, которая теперь входит в состав современного Татарстана, в числе первых провели подобные переговоры с боярином А. Б. Горбатым-Шуйским в Казани. Переговоры были завершены в Москве, в 1557 году, заключением договора об условиях вхождения в Российское государство. Представители племен получили жалованные грамоты, предводители племен были произведены в тарханы, князья, старосты. Башкирским племенам гарантировались соблюдение вотчинного права, свобода вероисповедания, сохранение самоуправления, военная защита. Башкирские племена обязались выплачивать ясак и нести воинскую повинность.
|
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года в Татарстане проживало 13726 башкир. Из них в Казани - 12,97% всех башкир республики и в Набережных Челнах - 43,01% всех башкир республики. Особенности расселения в основном совпадают с результатами предыдущей переписи. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года в Татарстане проживало 14911 башкир. Основная часть башкир проживала в городах. В этом плане прежде всего выделялся город Набережные Челны, где проживала основная масса башкир республики (46,34% в 2002 г.) и где башкиры составляли 1,4% (2002 г.) всего населения. Также много башкир было в Нижнекамске и Казани - 11,66% и 9,81% от всей численности башкир республики соответственно.[3] Среди районов с наибольшей численностью башкир лидировали Ютазинский (202 чел.), Нижнекамский (196 чел.), Бугульминский (175 чел.).
Особенности расселения башкир на территории Татарстана связаны с современными и историческими миграциями.
Концентрация башкир в Набережных Челнах и Нижнекамске связана с трудовыми миграциями 60-70-ых годов XX века [4] (См. Таблицу 2). После распада СССР до 2002 года сохраняется положительный миграционный прирост башкир в Татарстане (См. Таблицу 3).
На территории целого ряда районов Татарстана (Агрызского, Азнакаевского, Актанышского, Бавлинского, Бугульминского, Елабужского, Лениногорского, Менделеевского, Мензелинского, Муслюмовского, Сармановского, Тукаевского, Ютазинского) проживают представители этнической группы камско-икских башкир. Язык представителей этой этнической группы относится к нижнебельско-ыкскому говору северо-западного диалекта башкирского языка.
В формировании камско-икских башкир приняли участие племена северо-западной этнографической группы (байлар, буляр, гэрэ, еней, елан, киргиз, юрми), рода ирэкте и сарайлы-мин.
Представители племени байлар, происхождение которого связывают с монгольскими и тюркскими племенами Центральной Азии и Алтая, в конце 1-го тысячелетия расселились в верховьях рек Дёма и Ик. Позднее, в XIII-XIV вв. произошло переселение племени в низовья рек Ик и Мензеля.
Представители племени буляр, происхождение которого связывают с волжскими булгарами, в XIII-XIV вв. расселились в прикамских лесах и низовье реки Степной Зай, а затем и в долинах рек Ик и Сюнь.
Представители племени гэрэ, происхождение которого связывают с монгольскими и тюркскими племенами Центральной Азии, в XII-XIII вв. расселилось в нижнем течении реки Белая, а затем, в конце XIV-XV вв. часть племени переселилась в междуречье рек Буй и Быстрый Танып.
Представители племени еней, происхождение которого связывают с волжскими булгарами, в XII-XIII вв. расселилось по рекам Степной Зай и Шешма, а затем, в XIV-XV вв. переселилась в долину нижнего течения реки Белая и в междуречье рек Ик и Сюнь.
Представители племени киргиз, происхождение которого связывают с тюркскими племенами Центральной Азии и Алтая, в XIII-XIV вв. расселились в бассейне нижнего и среднего течения реки Сюнь и реки Ик при впадении в неё реки Усень.
Представители племени ирэкте, происхождение которого связывают с родом кара-табын племени табын, в XV веке переселилось в бассейн реки Ик.
Представители племени юрми, происхождение которого связывают с волжскими булгарами, в XII-XIII вв. расселились в по рекам Степной Зай и Шешма, а в XIII-XIV вв. и по среднему течению реки Ик.
В настоящее время часть территорий расселения племени байлар входят в состав Агрызский, Актанышский, Бавлинский, Елабужский, Мензелинский, Нурлатский, Сармановский и Тукавский районы Республики Татарстан, племени буляр - в состав Актанышского, Мензелинского и Муслюмовского района Республики Татарстан, племен гэрэ и еней - в состав Актанышского района Республики Татарстан, племени киргиз - в состав Бавлинского и Тукаевского района Республики Татарстан, племени ирэкте - в состав Муслюмовского района Республики Татарстан, племени юрми - в состав Азнакаевского, Альметьевского и Лениногорского района Республики Татарстан.
В XVII — 1-й половине XIX века камско-икскими башкирами было основано несколько десятков населенных пунктов. По переписи 1897 года в Мензелинском уезде Уфимской губернии проживало 123 тыс. башкир, а Бугульминском уезде Самарской губернии — 26 тыс. башкир. Необходимо отметить, что эти уезды подверглись значительному притоку мишарского и тептярского населения, что привело к тому, что уже в 1863 году в Мензелинском уезде на 100 жителей уезда приходилось 39 переселенцев, а в Бугульминском уезде — 36,5 переселенцев. В 1920 году в ТАССР насчитывалось 121,3 тыс. башкир. Однако по результатам всероссийской переписи в 1926 году численность башкир в ТАССР резко снизилась до 1752 человек. Причину этого современные исследователи находят в смене этнической идентичности[5]. Ассимилированная группа рассматривается как тептяро-башкирская этнографическая группа в составе казанских татар[6].
Среди факторов, обусловивших смену этнической идентичности как правило указываются следующие:
Традиционное у камско-икских башкир полукочевое скотоводство к концу XVII в. сменяется земледелием. При ведении хозяйства использовались переложная и подсечно-огневая системы, трёхпольный севооборот. Возделываются рожь, овёс, пшеница. Также было развито огородничество, в основном посадка картофеля. Спектр занятий был широк - животноводство, птицеводство, бортничество, охота, рыболовство, различные ремесла. Селения камско-икских башкир (аулы) как правило, насчитывали до 100 дворов. Дома строились из бревен. Крыши домов делались двухска
В начале XIII века большая часть Восточной Европы подвергалась нападению монголо-татарских кочевников. Одним из первых удар захватчиков приняла на себя Булгарское государство, в составе населения которого были и северо-западные башкиры. После разгрома Волжской Булгарии в 1236 году Башкортостан находился под властью монголов, а позже входит в состав Золотой Орды, которую основал хан Батый в 1243 году. Башкиры должны были платить золотоордынскому хану ясак, которым были обложены даже грудные младенцы[8][9]. Помимо ясака башкиры должны были поставлять монгольской аристократии лошадей для перевозки грузов и ханских послов. Во время захватнических и других походов монголо-татарские ханы также требовали участия в них коренных народов. Башкирам приходилось также снаряжать за свой счет определенное количество воинов с годовым запасом продовольствия и запасными лошадьми по их требованию. Собственные старинные земли башкирских племен с начала XIII века признавались и подтверждались как вотчинные Золотой Ордой, а также после ее распада Казанским ханством во главе с ханами — чингизидами.
В XIV—XV веках Золотая Орда распалась на несколько государств. Территория Башкортостана оказалась разделенной на три части:
Эти ханства находились в постоянной вражде между собой, а от междоусобных войн сильно страдало башкирское население.[10] Поэтому, западные башкиры не поддерживали правителей Казанское ханства во время решительного наступления на него русских войск, ибо в лице хана они видели поработителя и угнетателя.[11]
После разгрома Казанского ханства в 1552 году, царь Иван Грозный призвал башкир перейти в российское подданство, сохранив башкирам их земли, местное правление и религию, но обязав служить в российской армии (тарханы — служилые инородцы) или платить ясак. В 1554 году западные башкиры перешли в российское подданство[12], русский царь подтверждал старые или выдавал новые жалованные грамоты родам и племенам, имевшиеся у западных башкир 4 уездов вплоть до ликвидации всех форм собственности на землю, в том числе вотчинного права, советским Декретом о земле в 1917 году, и включением по другому декрету Советской власти в 1920 году части Уфимской губернии, Вятской губернии и Самарской губернии[13] с башкирскими волостями в состав ТАССР. Таким образом, уничтожение вотчинного права башкир, являвшегося их главной опорой и защитой, привело к ослаблению и ускорению их поглощения другим этносом. Проводившиеся в Российской империи в учёты населения зафиксировали несколько десятков сел с башкирским населением в указанных выше уездах. Часть этих сел были в этническом отношении смешанными — башкиро-тептярскими, башкиро-тептяро-мишарскими, однако вплоть до XX века в этом регионе преобладали башкиры.[14]
По первой Всероссийской переписи 1897 года, башкир было (на территории современного Восточного Татарстана) более 200 тыс. человек.[15]
Губернии | Уезды | Башкиры |
---|---|---|
1. Уфимская[16] | Мензелинский[17] | 123052 |
2. Вятская[18] | Сарапульский | 5100 |
3. Вятская[19] | Елабужский | 8799 |
4. Самарская[20] | Бугульминский | 29647 |
В книге Асфандиярова А. 3. «Аулы мензелинских башкир» описывается, вместе с краткой историей, башкирские населенные пункты Енейской, Байлярской, Булярской, Гарейской, Еланской, Иректинской, Киргизской, Сарайли-Минской и Юрмийской волостей Мензелинского, Бугульминского, Елабужского и Сарапульского уездов 4 губерний до 1913—1920 годов.[21] Башкирские племена давшие названия этим волостям издревле жили на этих землях. Для примера, в западной части Башкортостана — в Мензелинском уезде проживало всего 450 239 чел. из них: башкир — 154 324 чел. (или 33,7 %), русских — 135 150, (29,5 %), татар — 93 403 (20,4 %), тептярей — 36 783 (8,0 %), крещеных татар — 26 058 (5,7 %), мордвы 6 151 (1,34 %), чувашей — 3 922 (0,85 %) и марийцев 2 448 (0,54 %). На рубеже XIX—XX вв., ни в одном из уездов Уфимской губернии казанские татары, татары-мишари и тептяри, вместе взятые не превалировали над башкирским населением. Притом, что учитывались они отдельно, а вовсе не в составе так называемого «башкирского сословия». До 1920 года территория района входила в состав Мензелинского уезда Уфимской губернии. Башкир Сарапульского, Елабужского, Мензелинского и Бугульминского уездов, оказавшихся по декрету Советской власти в Татарской АССР записали всех татарами.[22][23] Такой процесс не постепенного, а мгновенного исчезновения башкирского населения из этнографической карты ТАССР требует объективного объяснения.[24] [15]
В дальнейшем, часть башкирских ученых-филологов лишь усугубили ситуацию, легкомысленно[нейтральность?] отказываясь признать разговорную речь северных и северо-западных башкир в качестве составной части башкирского литературного языка (северо-западный диалект башкирского языка).[22]
Башкиры неоднократно поднимали восстания направленные против усиления феодального гнёта, нарушением вотчинных прав, религиозному ущемлению и т.д. Одним из первых крупных восстаний башкирского народа в Прикамье является восстание 1662-1664 годов.
Причинами следующего башкирского восстания 1681-1684 годов явилось нарушение вотчинных прав народа и начало насильственной христианизации нерусского населения. Главным предводителем восстания являлся Сеит Саадир, именуемый народом как Сеит-батыр. Основным очагом сопротивления восставших, была Западная Башкирия, район Закамской черты, территория которой подвергалась в то время усиленной колонизации и христианизации. В начале 1682 года отряды повстанцев напали на крепости Закамской черты (Мензелинск, Заинск, Шешминск и другие). Для подавления восстания были направлены войска. К середине июня 1683 года в районе Мензелинска были сосредоточены крупные силы правительственных войск под командованием князя Ю. С. Урусова, вскоре они перешли к решительным действиям и в ряде сражений около Мензелинска и других закамских крепостей нанесли поражение восставшим. В результате кровопролитного сражения башкиры потерпели поражение и были рассеяны. Но Сеит Садиир не был пой-ман и продолжал борьбу в пределах Сибирской дороги. После подавления восстания, часть башкир, под принуждением калмыков, решила сменить подданство и ушли под покровительство калмыцкого тайши Аюки. К нему отъехало "ицких и бельских башкирцов и чюваш половина с женами и с детьми".[25] Жестокость сорока тысячного калмыцкого войска, заставила башкирских повстанцев прекратить борьбу против Русского государства. Этому способствовало и заявление царского правительства о том, что оно никогда не издавало указа о насильственном крещении мусульман. В итоге, царское правительство вынуждено было отказаться от насильственной христианизации мусульман.[26]
В начале XVIII века с проведением в жизнь Петром I активной внешней политики и войн за выход в море, требовало огромных расходов. Появились очень много новых налогов и сборов с населения. Среди недовольных действиями властей башкир вновь начались восстания, известное как Башкирское восстание в 1704—1711 годах.
Кантонная система управления в Башкирии введена по указу Российского императора от 10 апреля 1798 года с целью укрепления юго-восточных границ России и усмирения башкирского края.[27] По этому указу из башкир и мещеряков Пермской, Оренбургской и Вятской губерний было образовано иррегулярное войско, которое разделилось на 11 башкирских и 5 мещерякских кантонов. До 1803 года башкирские кантоны, находившиеся на территории современного Татарстана, располагались в Оренбургской губернии: в Бугульминском уезде – 10-й Башкирский кантон и в Мензелинском уезде − 11-й Башкирский кантон. После образования нового башкирского кантона и административных изменений, западные башкирские кантоны включали: 11-й кантон, кроме Мензелинского уезда Оренбургской области, туда вошли Елабужский и Сарапульский уезды Вятской губернии, а Бугульминский уезд — в состав 12-го Башкирского кантона. Кантоны были различны по численности населения и размеру территории. Например, 11-й кантон в своем составе имел от 102 до 202 деревень, а 12-й кантон - от 242 до 284, население в которых менялось от 4 до 22 тысяч душ мужского пола.[28]
9 ноября 1806 года, Александр I повелел министру военных сухопутных сил генералу С.К. Вязмитинову сформировать 10 башкирских полков для войны с Наполеоновской Францией. В общем, в действующую армию было отправлено 10000 башкир. После начала Отечественной войны 1812 года, из башкир были сформированы 15 полков. В том числе из 11-го башкирского кантона - 6-й Башкирский полк и частично 5-й, а из башкир 12-го кантона — 13-й, а также частично 5-й и 12-й Башкирские полки.[29]
Отмена Кантонной системы управления в Башкирии в 1865 году явилась составной частью Крестьянской реформы 1861 года.
В настоящее время в Республике Татарстан действует четыре национально-культурных автономии башкир. Своим появлением они обязаны башкирским культурным обществам, которые появились в республике в начале 90-ых годов 20 в. В 1992 году в Казани было образовано башкирское культурное общество «Башкорт йорто», а в Набережных Челнах — башкирское культурное общество «Юлдаш». Члены этих обществ представили башкир на Первом съезде народов Татарстана, проведенным мае 1992 года[30]. После принятия в 1996 году Закона Российской Федерации «О национально-культурной автономии» у обществ появилась возможность подняться на новую ступень развития. В марте 1998 года, на учредительной конференции общество «Башкорт йорто» было преобразовано в Национально-культурную автономию бaшкиp города Казани. В 2000 году «Юлдаш» также был преобразован в Башкирскую Национально-культурную автономию «Шонкар» города Набережные Челны. В этом же году появилась и Башкирская Национально - культурная автономия «Урал» города Нижнекамска. По инициативе этих организаций в мае 2002 года был созван I курултай башкир Республики Татарстан, на котором создана четвертая автономия - Национально-культурная автономия башкир Республики Татарстан.
Башкиры Татарстана.