Lt304888.ru

Туристические услуги

Белый танец (статья)

12-09-2023

Белый танец
Автор:

Евгений Ю. Додолев

Жанр:

Журналистские расследования, публицистика

Язык оригинала:

русский

Издательство:

Московский комсомолец

Выпуск:

1986

Носитель:

газета

«Бе́лый та́нец» — очерк о валютной проституции, опубликованный в газете «Московский комсомолец» в два этапа: 19 и 21 ноября 1986.

Содержание

История

Автор за работой. Фото из «МК» (рубрика «Срочно в номер», 20.12.1989)

Из «Онтологии победы» Леонида Афонского[1]: В конце 1986 года, когда с высот самоускоряющейся рыжковщины Михаил Сергеевич, наконец, обратил свой долгожданный взор на культуру — аккурат после спасения новым Распутиным сибирских рек — Павел Гусев засуетился. Тут-то и грянула светлой памяти додолевская статья о проститутках, ставшая этапным моментом, поворотным пунктом, красным (жёлтым?) фонарём подлинной гласности в мире социализма. С неё, а вовсе не с VIII съезда Союза Писателей началось внедрение реального наполнения этого понятия в приватную жизнь тогда ещё советских людей. Кстати, вдвойне символично, что символом горбогласности — в отличие от гласности Александра II — стали не всенародные вопли о тяжком кресте крепостных, а именно эссе о доморощенных гетерах современности. Видимо, поколение так называемых «тридцатилетних» (тридцатилетних — к началу 80-х годов) чувствовало свою онтологическую валентность этому явлению. Не в том смысле, что «все мы — проститутки», а в том, что тема латентно-продажного секса понималась как тема некоей тайной свободы, как бы понарошке продающейся (и покупающейся) некоей социоастральной грубой силой, от которой никуда не уйти. В этом ракурсе среднестатистический советский либерал представлялся «тридцатилетним» в образе забитой пасторальной девушки, вынужденной идти на панель системы днём и ночью.

Леонид Афонский

Это были первые в СССР публикации о таком явлении как проституция[2][3]. Автор — известный в эпоху перестройки репортёр Евгений Додолев[4].

Первая часть работы вышла в свет 19 ноября. На следующий день газета в свет не вышла. Редакцию не закрыли, журналисты вышли на рабочие места, рабочие мероприятия прошли по графику, но в типографию номер со второй частью не был отправлен. Меры, как позднее проинформировали редколлегию, принял не учредитель издания (МГК ВЛКСМ), а более высокая инстанция — горком партии (МГК КПСС). Во вторую часть материала потребовалось вносить идеологические правки. Инструктор ЦК КПСС посетил главного редактора и проинформировал о планируемом совещании, посвящённом публикации. Сам Додолев вспоминает об этом в своем интервью («Московская правда», 16 июня 2007):

Я изучил фактуру и материал получился огромный. Решено было разбить его на две части. Но после первой публикации разгорелся такой скандал, что горком запретил выход газеты. То есть «Московский комсомолец» в этот осенний день не получили даже подписчики – статью редактировали на высоком уровне… И навтыкали туда кучу всякой казённой… Когда я увидел, во что превратился мой текст, то устроил фирменную свою истерику (я это умею, когда есть производственная необходимость) и потребовал, чтобы мое имя сняли. Но, как известно, материал журналисту не принадлежит, поэтому он так под моей фамилией и был напечатан: издателем газеты был Комсомол, который рулил как хотел. Скандал был действительно очень серьёзный. Меня даже заказала таксистская мафия, которая упоминалась в тексте: у них по этому поводу состоялась сходка в гостинице «Космос», на которой меня и приговорили. Дело с трудом уладили, но мне пришлось сменить квартиру и некоторое время скрываться[5]

Отредактированное в высших инстанциях продолжение статьи было доставлено в кабинет главного редактора фельдегерской службой в 16:15 20 ноября. Отправлено в корректуру после экстренного совещания редколлегии. И опубликовано днём позже.

В публикациях, посвящённых этой статье, отмечалось[6]:

Тогдашняя советская пресса, делавшая первые шаги на ниве гласности, зарабатывала себе авторитет на разоблачении «ночных бабочек-путан», наркоманов и «люберов». Одной из самых громких стала статья в «Московском комсомольце» Евгения Додолева под названием «Белый танец» — о валютных проститутках, промышлявших на «уголке» (угол гостиницы «Националь») и в «Контике» (гостиница «Международная» при ЦМТ). После этой статьи страна впервые узнала о новых своих «героях» и с удивлением прочитала об их баснословных заработках… Пройдет совсем немного времени, и огромная армия молодых и здоровых девчат вольется в ряды проституток, чтобы ударным трудом достичь «высот»… И это несмотря на то, что публикации содержали не призыв идти в проститутки, а, напротив, предупреждение: «Берегите, девушки, честь смолоду!»

Эти газетные выступления названы «первым бликом зари гласности»[7].

Реакция на публикацию

Публикации валютных проститутках) вывели издание на общесоюзный уровень цитирования, подняли тираж на рекордную высоту [2]. По этим материалам [9] принимал решение ЦК КПСС (1986) и вносились изменения в Кодекс об административных правонарушениях [10][11][12]. Журналиста, который стал первооткрывателем целого ряда тем, ранее табуированных в отечественной прессе [13][14][15][16], пригласили в качестве ведущего «Взгляда». При анонимном анкетировании старших школьников в Риге и Ленинграде в 1989 году валютная проституция оказалась в десятке наиболее престижных профессий [4].

В западных СМИ о публикации писали с переводом в скобках — Belii tanets (Danza blanca)[17].

Новояз

Это было время не только реформ и репортерских сенсаций. Формировался и новый газетный стиль, оказывавший влияние на носителя языка. Придуманное Додолевым словосочетание «ночные бабочки» [18] стало устойчивой идиомой. Использованный в публикации жаргон («бабло», «наезд», «путаны», «ставить на лыжи» и пр.) получил своего образа официальную, печатную «литовку» (от глагола «литовать») и пополнил лексикон 80-х. Владимир Шахиджанян в «Дневнике предпринимателя» (9 ноября 2006 года) пишет:

Проститутки (их принято называть, с лёгкой руки Евгения Додолева, ночными бабочками) ни в чём не виноваты

См. также

Примечания

  1. Pinoller #0, 1994 | Леонид Афонский | ОНТОЛОГИЯ ПОБЕДЫ «Московский Комсомолец»: штрихи к портрету явления
  2. ↑ Энциклопедия отечественного кино
  3. Читать Проституция и наркомания.Федор Раззаков скачать
  4. ↑ И. С. Кон — СЕКСУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В РОССИИ. Опасный секс: Насилие, проституция, болезни
  5. Газета «Новый Взгляд»
  6. Проституция и наркомания » Электронная библиотека BiblioMaster
  7. Россия — 2000. Современная политическая история (1985—1999 гг.), т. 1, Хроника и аналитика. Январь
  8. Проституция
  9. MK World Weekly — - Кое-что о четвертой власти
  10. ”Коммунизм — могила проститутки” — ВЛАСТИ.НЕТ — ТАБЛОИД
  11. УВД Брестского облисполкома — Управление наркоконтроля и противодействию торговли людьми
  12. ”Коммунизм — могила проститутки”
  13. Диплом, курсовая, реферат — Проституция в России
  14. О, нравы — ГУВД Минского Горисполкома
  15. YouTube — Первая публикация про советских проституток в «Московском комсомольце»
  16. http://refzona.ru/osobennosti_rasprostranenija_prostitucii_v_sovremennom_rossijjskom_obshhestve34325155714/98000.html
  17. Rusia para hispanoparlantes: Las Ночные бабочки o mujeres de la noche en Rusia
  18. Проститутки выходят на работу с утра

Ссылки

  • Интервью Е.Додолева в «Московской правде»

Белый танец (статья).

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01