05-05-2023
Наум Берковский | |
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Страна: | |
Научная сфера: | |
Учёная степень: | |
Альма-матер: | |
Научный руководитель: |
Нау́м Я́ковлевич Берко́вский (1 [14] апреля 1901, Вильна, — 1972, Ленинград) — советский литературовед, литературный и театральный критик; доктор филологических наук (1964), профессор[1].
Наум Берковский родился в Вильно, ныне Вильнюсе, вырос в Харькове, в 1920 году поступил в Педагогический институт Екатеринослава, который покинул в 1922 году[2]. В том же году поступил на романо-германское отделение Петроградского университета; окончив его в 1926 году, Берковский в 1927—1930 годах проходил курс обучения в аспирантуре под руководством В. М. Жирмунского; в этот же период начал публиковать статьи о советской и немецкой литературе[2].
В конце 20-х годов Берковский был связан с РАППом, печатался в журнале «На литературном посту», был по словам Г. Белой, не только критиком, но и теоретиком революционного искусства. Многое из написанного в эти годы Берковский в дальнейшем переосмыслил; среди ранних его работ А. Аникст выделял статью о «Смерти Вазир-Мухтара» Ю. Тынянова и этюд «О прозе Мандельштама»[3].
Выпустив в 1930 году сборник статей «Текущая литература», Берковский, однако, в том же году неожиданно для всех перестал писать о современной советской литературе, лишь в годы Великой Отечественной войны опубликовал несколько небольших работ[2]. С этого времени он отдавал предпочтение отечественной и зарубежной классике[1]; в середине 30-х годов опубликовал первый цикл исследований о немецком романтизме; в 1936 году вышла в свет большая работа «Эволюция и формы раннего реализма на Западе»[4]. В дальнейшем Берковский писал о У. Шекспире (этюды о «Короле Лире» (1941), «Отелло» (1944), «Ромео и Джульетте» (1964)), М. Сервантесе («Дон Кихот и его друг Санчо Панса» (1941), «Новеллы Сервантеса» (1955))[5], в 60-х годах одним из основных объектов его исследований было творчество А. П. Чехова («Чехов — повествователь и драматург», «Чехов: от рассказов и повестей к драматургии»[6].
Обращение к творчеству Чехова было связано с другим давним увлечением Берковского — театром. О театре он особенно много писал 50—60-х годах: кроме монографических исследований «Таиров и Камерный театр» (1962), «Станиславский и эстетика театра» (1968) и посвящённой античному театру работы «Драматический театр и дух музыки» (1965), ему принадлежит ряд статей, включённых в 1969 году в сборник «Литература и театр»[3].
Последней работой Берковского, изданной уже после его смерти, стала монография «Романтизм в Германии» — первое в российской научной литературе фундаментальное исследование немецкого романтизма[4].
С 30-х годов Берковский преподавал в ряде вузов Ленинграда, Москвы и других городов. В 1964 году защитил докторскую диссертацию на тему «Вопросы литературного развития новых веков»[1]. Среди учеников — Константин Азадовский.
Похоронен на Комаровском кладбище.
Берковский, Наум Яковлевич.