21-10-2023
Одним из главных христианских догматов, касающихся Девы Марии, является тот факт, что Она родила Иисуса Христа, второе Лицо Троицы, Бога-Слово во плоти, и таким образом, является Богородицей и Матерью Божией.
Под выражением «Матерь Божья» («Мать Бога») понимается не Мать Превечного Бога-Отца, у Которого не может быть ни матери, ни отца (в отличие от античных богинь, которые были матерями других божеств). Вместо этого, большинство христиан верят в то, что хотя Бог-Слово предвечно рождается от Бога Отца, но воплощается («рождается во плоти») Он от Девы Марии.
Содержание |
Признание Девы Марии Богородицей или Божией Матерью связана прежде всего с признанием Иисуса Христа истинным Богом. Фактически учение о Богоматеринстве имеет христологический характер, так как с помощью него выражается учение об единстве ипостасей Бога Слова, ставшего плотью (Ин.1:14). Как пишет святитель Кирилл Александрийский: «Я удивлён, что находятся те, кто сомневается в том, следует Пресвятую Деву называть Богородицей или нет. Ибо если Господь наш Иисус Христос есть Бог, как Пресвятая Дева, которая родила Его, не Богородица?»[1]. Поэтому отрицание Богоматеринства является не просто искажением учения о Богородице, оно отрицает саму идею Боговоплощения, и таким образом, подрывает сами основы христианства.
Первым известным примером признания в Марии Божией Матери было восклицание праведной Елизаветы при встрече с Марией: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк.1:43). Причём, эти слова Елизавета говорит не по собственному разумению, а по внушению Св. Духа (Лк.1:41).
Позднее, апостол Павел писал о том, что Единородный Сын Божий «родился от жены» (Гал.4:4) и «явился во плоти» (1Тим.3:16). Многие Святые Отцы II и III веков так или иначе свидетельствует о Богоматеринстве Марии. Так, святитель Игнатий Богоносец пишет: «Бог наш… по устроению Божию зачат был Мариею из семени Давидова, но от Духа Святого»[2], а Ириней Лионский указывает, что «Сам Он (=Бог), Слово, восстановляя в Себе Адама, справедливо получил рождение для восстановления Адама от Марии, Которая была еще девою»[3].
Церковный историк Сократ Схоластик пишет, что наименование «Богородица» впервые встречается у Оригена: «А Ориген, в первом томе своих толкований на послание Апостола к Римлянам, объявил, почему она называется Богородицей, и подробно исследовал этот предмет»[4]. Вскоре это наименование стало широко встречаться в Александрийской богословской традиции, в частности святой Дионисий, епископ Александрийский писал в 265 году, выступая против учения Павла Самосатского: «Скажи, почему ты называешь Христа отличным человеком, а не Богом истинным и от всей твари поклоняемым вместе со Отцем и Святым Духом, воплотившимся от Святой Девы и Богородицы Марии?»[5]. Святитель Петр Александрийский учил об Иисусе Христе как о рожденном «от Святой Славной Владычицы нашей Богородицы…» [6]. Аналогично употребляли наименование Богородица и другие Отцы Церкви, такие как святитель Афанасий Александрийский (330 г.), святитель Епифаний Кипрский (кон. IV в.), Иоанн Златоуст (400 г.) и Августин. К концу IV века наименование «Богородица» стало фактическим критерием православного исповедания веры. Так, Григорий Богослов пишет (370 г.): «Если кто не признает Марию Богородицею, то он отлучен от Божества»[7]. Не менее решительно высказывается и преподобный Ефрем Сирин: «Кто отрицает, что Мария родила Бога, тот не увидит славы Божества Его»[8].
Наконец в 431 году наименование «Богородица» было догматически закреплено III Вселенским Собором: «Кто не исповедует Еммануила истинным Богом, и посему святую Деву Богородицею, так как Она по плоти родила Слово, сущее от Бога Отца, ставшее плотью, да будет анафема»[9]. Необходимость догматического признания Богоматеринства была вызвана ересью несториан, которые считали, что Мария родила простого человека Иисуса, в которого потом вселился Бог, и поэтому именовали её Христородицей.
Наиболее деятельным сторонником догмата о Богоматеринстве был святитель Кирилл Александрийский, которому противостоял Несторий. Так, Кирилл писал последнему: «Если слово и излилось из уст и, положим, оно распространилось уже в народе, этому еще можно помочь пересмотром своих слов. Уверься, что лучшим делом в этом случае будет сказать соблазняющимся слово и назвать Святую Деву Богородицею…»[10]. Доказывая, что наименование «Богородица» имеет давнюю традицию, святитель Кирилл писал: «всегда… святая Дева Мария называется Богородицею. …я послал бы к вам много сочинений святых отцов, в которых можно найти не в одном, а во многих местах слова, коими исповедуется, что святая Дева Мария есть Богородица»[11]. В послании к Акакию, епископу Веррийскому, святитель Кирилл писал: «Из писаний отцов я вижу, что приснопамятный епископ Афанасий часто называет Ее Богородицею; также блаженный отец наш Феофил и многие другие из святых епископов, жившие в разное время: Василий, Григорий, Аттик. Никто из учителей, разумеется православных, не боялся называть Ее Богородицею, считая это истинным так же, как истинно, что Еммануил есть Бог»[12]. О том же он пишет и в послании к папе Целестину: «…Все, какие есть по всей вселенной православные епископы и миряне исповедуют, что Христос есть Бог и что Дева, родившая Его, есть Богородица…»[13].
Принятие догмата о Богоматеринстве было ответным шагом на несторианское учение. С тех пор все христиане, за исключением несториан, признавали Деву Марию Богородицей. Лишь в новое время с появлением течений, отвергающих Троицу, часть людей, называющих себя христианами, отвергают Богоматеринство Марии. Таковые в общей сложности среди современных христиан составляют около 1,3 %[14].
Богоматеринство.