Lt304888.ru

Туристические услуги

Боевой катер

02-10-2023

Шведский торпедный катер швед. Norrtälje
Ракетный катер на подводных крыльях англ. Pegasus (PHM-1)
Ракетный катер на воздушной подушке «Скьольд»
Бронекатер проекта 1125 в Благовещенске

Боевой катер — собирательный термин, обобщающий боевые корабли малого водоизмещения (катера), предназначенные для выполнения боевых задач, как правило, в прибрежных водах. В классификации ВМФ СССР (позже России) собственно боевых катеров нет.[1] Собирательно, в них могут входить все типы, имеющие в названии «катер» и входящие в классы «боевых кораблей».

Некоторые авторы используют термин расширительно, включая в него корабли специального назначения и суда обеспечения, а также корабли пограничной охраны, береговой охраны, океанские патрульные корабли (характерны для Великобритании), и им подобные.[2] Общим признаком при этом остается малое водоизмещение.

Западная классификация не делает строгого различия между боевыми катерами и следующим по размеру типом, корветами, объединяя их в класс легких ударных сил (англ. Fast Attack Craft, или FAC).[3]

Содержание

История

Хотя под боевыми катерами чаще всего понимают катера эпохи пара и позже, можно уверенно сказать, что катера применялись в военных целях с самого момента их появления. Как только появился катер вообще - маломерное судно в противоположность кораблю, его приспособили как боевой. Уже в античных источниках, как документальных так и полу-легендарных, есть упоминания об их использовании. Причем авторы говорят об этом как о чем-то давно известном.

В век паруса действия катеров в прибрежных водах, где глубины малы а ветра ненадежны, часто были решающим фактором в контроле над морем. Например, во время Северной войны захват Невы по всему течению был осуществленн именно катерами. Появились катера специальной постройки, такие как шхербот или дубель-шлюпка. Позже, во время Датской кампании 1806-1807 гг, Британский флот долгое время был неспособен обеспечить охрану судоходства в Балтике[4] несмотря на разгром датского флота при Копенгагене. [5]

Паровые боевые катера впервые были применены русскими моряками под руководством С.О. Макарова во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Тогда успешно действовали паровые катера с буксируемыми и шестовыми минами, а затем и торпедами. Эти минные катера положили начало торпедным катерам, которые широко использовались флотами в Первой и особенно во Второй мировых войнах.

Дешевизна и легкость приспособления к военным целям обеспечили самое широкое применение катеров в войнах всех эпох. Причем переделка и приспособление гражданских типов по важности идут наравне с приобретением катеров, специально построенных для военных целей. Например, среди 23 типов, предлагаемых на 2008 г ЦКБ «Алмаз», 12 основаны на коммерческих прототипах.[6]

Конструкция

Среди катеров есть представители всех известных и многих экспериментальных конструкций, когда-либо изобретенных в кораблестроении. Например, по конструкции подводной части — килевые и плоскодонные, с реданами или без них, корабли с малой площадью ватерлинии (КМПВ), скеговые, корабли с несущим подводным объемом, и т. д.; по принципу движения — водоизмещающие, глиссирующие, на подводных крыльях, на воздушной подушке, на экранном эффекте; по виду двигателя — моторные и газотурбинные, и т. д.

Наиболее известные типы катеров

Собственно боевые катера

Катера специального назначения

Морские суда обеспечения

  • Катера-торпедоловы

Рейдовые суда обеспечения

  • Рейдовые буксиры
  • Суда размагничивания

Катера пограничной охраны

Морчасти погранвойск России имеют собственную классификацию. Так проект 206П («Стенка»), по всем признакам соответствующий катеру, они относят к пограничным сторожевым кораблям (ПСКР).

Ссылки

  1. Тактика ВМФ. Учебник для слушателей военно-учебных заведений. Бессонов В. Ф. и др., ред. М., Воениздат, 1997.
  2. Волковский, Н.Л. Энциклопедия современного оружия и боевой техники, т.2. Полигон, СПб, 2005, с.553-568.
  3. Jane's Warship Recognition Guide. 2nd ed., Harper Collins, 1999. ISBN 0 00 4722116
  4. Victory of Seapower. Winning the Napoleonic War 1806-1814. Robert Gardiner, ed. Chatham Publishing, 1998 p.111-118. ISBN 1-86176-038-8
  5. Nelson Against Napoleon: From the Nile to Copenhagen, 1798-1801. Robert Gardiner, ed. Chatham Pub., London, 1997, pp.11,169-175. ISBN 1-86176-026-4
  6. http://www.almaz-kb.ru/almaz-100.htm

Литература


См. также


Боевой катер.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01