02-10-2023
Боевой катер — собирательный термин, обобщающий боевые корабли малого водоизмещения (катера), предназначенные для выполнения боевых задач, как правило, в прибрежных водах. В классификации ВМФ СССР (позже России) собственно боевых катеров нет.[1] Собирательно, в них могут входить все типы, имеющие в названии «катер» и входящие в классы «боевых кораблей».
Некоторые авторы используют термин расширительно, включая в него корабли специального назначения и суда обеспечения, а также корабли пограничной охраны, береговой охраны, океанские патрульные корабли (характерны для Великобритании), и им подобные.[2] Общим признаком при этом остается малое водоизмещение.
Западная классификация не делает строгого различия между боевыми катерами и следующим по размеру типом, корветами, объединяя их в класс легких ударных сил (англ. Fast Attack Craft, или FAC).[3]
Содержание |
Хотя под боевыми катерами чаще всего понимают катера эпохи пара и позже, можно уверенно сказать, что катера применялись в военных целях с самого момента их появления. Как только появился катер вообще - маломерное судно в противоположность кораблю, его приспособили как боевой. Уже в античных источниках, как документальных так и полу-легендарных, есть упоминания об их использовании. Причем авторы говорят об этом как о чем-то давно известном.
В век паруса действия катеров в прибрежных водах, где глубины малы а ветра ненадежны, часто были решающим фактором в контроле над морем. Например, во время Северной войны захват Невы по всему течению был осуществленн именно катерами. Появились катера специальной постройки, такие как шхербот или дубель-шлюпка. Позже, во время Датской кампании 1806-1807 гг, Британский флот долгое время был неспособен обеспечить охрану судоходства в Балтике[4] несмотря на разгром датского флота при Копенгагене. [5]
Паровые боевые катера впервые были применены русскими моряками под руководством С.О. Макарова во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Тогда успешно действовали паровые катера с буксируемыми и шестовыми минами, а затем и торпедами. Эти минные катера положили начало торпедным катерам, которые широко использовались флотами в Первой и особенно во Второй мировых войнах.
Дешевизна и легкость приспособления к военным целям обеспечили самое широкое применение катеров в войнах всех эпох. Причем переделка и приспособление гражданских типов по важности идут наравне с приобретением катеров, специально построенных для военных целей. Например, среди 23 типов, предлагаемых на 2008 г ЦКБ «Алмаз», 12 основаны на коммерческих прототипах.[6]
Среди катеров есть представители всех известных и многих экспериментальных конструкций, когда-либо изобретенных в кораблестроении. Например, по конструкции подводной части — килевые и плоскодонные, с реданами или без них, корабли с малой площадью ватерлинии (КМПВ), скеговые, корабли с несущим подводным объемом, и т. д.; по принципу движения — водоизмещающие, глиссирующие, на подводных крыльях, на воздушной подушке, на экранном эффекте; по виду двигателя — моторные и газотурбинные, и т. д.
Морчасти погранвойск России имеют собственную классификацию. Так проект 206П («Стенка»), по всем признакам соответствующий катеру, они относят к пограничным сторожевым кораблям (ПСКР).
Это заготовка статьи о военной технике. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Типы и вооружение Боевых катеров | |
---|---|
Типы боевых катеров по вооружению |
|
Типы катеров по задачам | |
Общее вооружение катеров |
Боевой катер.