Lt304888.ru

Туристические услуги

Броненосец Потёмкин

21-10-2023

«Князь Потёмкин-Таврический»,
с 12 октября 1905 «Святой Пантелеймон»,
с 13 апреля 1917 — «Потёмкин-Таврический»,
с 11 мая 1917 — «Борец за свободу»
Основная информация
Тип Броненосец
Государство флага Российская империя
Принадлежность Черноморский флот
Верфь Николаевское адмиралтейство
Строительство начато 15 декабря 1897 года
Спущен на воду 13 сентября 1900 года
Введён в эксплуатацию 20 мая 1905 года
Выведен из состава флота 1923 год
Современный статус Разобран на металл
Параметры
Водоизмещение 13 500 т
Длина 115,4 м
Ширина 22,2 м
Осадка 8,2 м
Бронирование Пояс крупповской брони в средней части 229 мм,
в оконечностях — 178 мм,
каземат — 127 мм,
палуба — 38…63 мм, бронирование башен главного калибра — 254 мм,
рубки — 229 мм
Технические данные
Силовая установка 2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 22 котла Бельвиля
Мощность 10 600 л. с. (7,8 МВт)
Винты 2
Скорость 16,6 узла (30,7 км/ч)
Дальность плавания 3000 морских миль
Автономность корабля 14 суток
Экипаж 28 офицеров и 788 матросов
Вооружение
Артиллерийское вооружение 4 × 305-мм орудия,
16 × 152-мм орудия,
14 × 75-мм орудия,
2 × 63-мм,
6 × 47-мм, 2 × 37-мм
Торпедно-минное вооружение 4 × 456-мм торпедных аппарата

«Князь Потёмкин-Таврический» — броненосец русского Черноморского флота. Назван в честь Г. А. Потёмкина. Улучшенной версией были броненосцы типа «Евстафий».

Содержание

История постройки

Заложен 28 сентября 1898 года на стапеле Николаевского адмиралтейства в городе Николаеве. Разработку проекта, а впоследствии руководство строительством, осуществлял корабельный инженер севастопольского военного порта А. Э. Шотт.

Строился по прототипу эскадренного броненосца «Три Святителя», переработанному проекту броненосцев типа «Пересвет», схема бронирования подобна английскому броненосцу «Маджестик».

На броненосце впервые использовали централизованное управление артиллерийским огнем — из центрального поста, расположенного в боевой рубке. Стал первым кораблем Российского флота с котлами для жидкого топлива.

В сентябре 1900 года броненосец «Князь Потёмкин-Таврический» был спущен на воду, а летом 1902 года переведен в Севастополь — для достройки и вооружения. Первоначальный срок ввода в строй был сорван пожаром, вспыхнувшим в котельном отделении. Урон был таким, что котлы пришлось заменить на котлы под твёрдое топливо. Во время испытаний артиллерии главного калибра обнаружились раковины в броне башен. Их тоже пришлось заменять новыми.

Проектное водоизмещение корабля составило 12480 тонн, фактическое 12900 тонн. Длина корпуса — 113,2 м, ширина — 22,2 м, осадка 8,4 м. Энергетическая установка — три группы паровых котлов (две из них — 14 котлов работали на жидком топливе и одна — из 8 котлов на угольном), приводивших в действие две вертикальные паровые машины тройного расширения суммарной мощностью 10600 л.с. Скорость полного хода корабля — 16,7 узла. Гребные валы располагались симметрично и были оснащены винтами диаметром 4,2 метра с частотой вращения 82 об/мин. Полный запас топлива — 950 тонн, усиленный — 1100 тонн (на уголь приходилось 340 тонн). Дальность плавания экономичным 10 узловым ходом — 3600 миль. Корабельные запасы воды — 14 суток, запасы провизии — 60 суток.

Главный калибр — четыре 305 мм орудия со стволами длиной 40 калибров, установленных в двух башнях. Масса одного орудия — 43 тонны, скорострельность — 0,75 выстрела в минуту, начальная скорость снаряда — 792,5 м/с, масса снаряда — 331,7 кг. Предельный угол возвышения — 15 градусов. Боекомплект одного орудия составлял: 18 бронебойных, 18 фугасных, 4 сегментных, 18 чугунных, 2 картечных снаряда.

Средний калибр — 16 152 мм орудия длиной ствола 45 калибров, массой — 5 тонн. Скорострельность — 4 выстрела в минуту, начальная скорость снаряда — 792 м/с.

Восстание на броненосце

Офицеры и унтер-офицеры броненосца. Фотография сделана незадолго до восстания

К формированию экипажа броненосца приступили одновременно с его закладкой. Для этого был создан 36-й флотский экипаж. На момент вступления в строй в мае 1905 года экипаж состоял из 731 человека, в том числе 26 офицеров.

Дальнейшая служба

После восстания броненосец был переименован в «Пантелеймон». В 1910 году прошёл капитальный ремонт в Севастополе. Участвовал в Первой мировой войне. В том числе 5 ноября 1914 принимал участие в бою у мыса Сарыч и 10 мая 1915 в бою у пролива Босфор.

29 декабря 1917 года вошёл в состав Красного Черноморского флота. С марта 1918 года находился в Севастопольском военном порту на хранении, где 1 мая 1918 года был захвачен германскими оккупантами, а 24 ноября 1918 года англо-французскими интервентами и 22-24 апреля 1919 года по приказу английского командования взорван и выведен из строя. 29 апреля 1919 года был захвачен частями Украинского фронта РККА, а 24 июня 1919 года — белогвардейцами. После захвата 15 ноября 1920 года Севастополя частями РККА в строй не вводился, в 1923 году сдан Комгосфонду для демонтажа и разделки на металл и 21 ноября 1925 года исключён из списков судов РККФ. В настоящее время одна из мачт броненосца используется в Крыму как основа для одного из маяков.

См. также

Примечания

Литература

  • Кардашев Ю. П. Восстание. Броненосец «Потёмкин» и его команда. Москва, 2008. ISBN 5-7897-0193-0.
  • Аммон Г. А., Бережной С. С. Эскадренный броненосец «Князь Потёмкин-Таврический» // Героические корабли российского и советского Военно-Морского Флота. — М.: Воениздат, 1981. — 50 000 экз.

А. Б. Широкорад Корабельная артиллерия российского флота 1867—1922 г.. — «Морская коллекция». — Чехов, 1997. — 40 с.

Ссылки

  • Энциклопедия кораблей. Броненосец «Потёмкин»
  • Краткое содержание (синопсис) оперы Чишко "Броненосец «Потёмкин» на сайте «100 опер»
  • Аудиозапись интервью с участниками восстания на броненосце «Потёмкин»

Броненосец Потёмкин.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01