17-08-2023
Среди буддистов существует широкое разнообразие мнений относительно гомосексуальности.
Буддизм имеет три основных ветви:
Хотя все три традиции имеют общее наследие, каждая их них имеет несколько различные точки зрения на жизнь в целом, что заставляет рассматривать гомосексуальность и буддизм в ракурсе каждого из течений.
Содержание |
Буддизм Тхеравады наиболее распространён в странах Юго-Восточной Азии и претендует на обладание оригинальными учениями буддизма. В этой традиции различают только два образа жизни: жизнь монаха и жизнь мирянина.
От буддийских монахов ожидают, что они должны жить жизнью безбрачия, то есть отречься от любой разновидности сексуальных контактов. В буддизме нет явных правил, которые запрещают гомосексуалам быть монахами.[1] Тем не менее в своде правил Виная Будда сделал запись, направленную против тех, кто открыто выражает свои гендерные проявления[2] или сильные гомосексуальные желания и поступки[3]
От мирян ожидают того, что они будут придерживаться Пяти предписаний буддизма. Третье предписание указывает, что человек должен воздерживаться от распущенности и дурного сексуального поведения. Под дурным сексуальным поведением традиционно понимают такие действия как принудительный секс, сексуальное домогательство, растление малолетних и супружеские измены. Поскольку гомосексуальность явно не упомянута ни в одной из высказываний Будды, записанных в Палийских Канонах (Трипитаке), большинство интерпретаторов считает, что гомосексуальность должна оцениваться так же как гетеросексуальность.[4]
Несмотря на все это, в реальной жизни буддистские страны Тхеравады не столь открыты для гомосексуальной практики. Это непосредственно связано с культурными нормами, а также понятием кармы, вера в которую еще сильна в таких странах, таких как Таиланд и Лаос. С этой точки зрения особенности человека и его судьба — результат грехов или благодеяний прошлой жизни. Гомосексуальность и другие альтернативные формы сексуальности часто характеризуются как кармические наказания за дурное гетеросексуальное поведение в прошлой жизни. К настоящему времени у движения за гражданские права ЛГБТ-сообщества не было большого успеха в буддистских странах Тхеравады.[2]
Один из основателей традиции кагью Гампопа (XII век), основываясь на хинаянских писаниях III века авторства Васубандху, писал, что оральный и анальный секс как с мужчиной, так и с женщиной — это нарушение обета пратимокши, касающегося прелюбодеяния. Лонгченпа, — одна из ключевых фигур традиции ньингма, — цитируя индийского наставника Асангу, уточняет, что к неправильным объектам соития относятся также и собственные руки.[5]
Последующие тибетские наставники всех четырёх школ полностью заимствовали эти предписания, однако Янгёнпа, один из основателей школы друкпа, одного из ответвлений традиции кагью, в одном из своих сочинений неожиданно положительно оценивает пандаков (тиб. ma ning — «бесполых» или «лишённых половых органов»)[6] на том основании, что они занимают «срединную позицию», сбалансированное положение между мужественностью и женственностью, описывая их как «находящихся между мужским выдохом и женским вдохом» и сравнивая со «сбалансиованным центральным каналом, в противоположность слишком напряжённому мужскому каналу и слишком расслабленному женскому».[7]
Далай-лама Тендзин Гьяцо, неоднократно касавшийся этого вопроса в своих книгах и интервью, полностью поддерживает традиционную оценку гомосексуального секса, придерживаясь того взгляда, согласно которым любые типы сексуального соития, отличные от естественного порядка «пенис-вагина», будь то анальный, оральный секс или же мастурбация, ведут к неблагим последствиям: «Даже если вы делаете это с собственной женой, через её рот или любое другое отверстие, это — неблагое сексуальное поведение. Использовать при этом собственную руку — тоже будет неверным сексуальным поведением».[8][9][10]
В своих ранних интервью, затрагивавших эту тему, он, в частности, говорил: "Если меня спросят, нормальна гомосексуальность или же нет, я прежде переспрошу: «А что об этом думает ваш партнёр?» Если вы оба согласны, тогда, думаю, я отвечу: «Если двое мужчин или женщин добровольно вступают в отношения с целью доставить друг другу удовольствие, и при этом не вредят другим, тогда всё в порядке».[11] Однако в своей книге «Beyond Dogma», изданной в 1996 году, он поясняет: «Сексуальный акт признаётся подобающим, если используются лишь предназначенные для него органы, и ничего большe… гомосексуальность, женская ли, мужская ли, сама по себе не плоха. Плохо то, что при этом в сексе используются органы, заведомо обозначенные как неподобающие».[8][9][10]
При этом Далай-лама уточняет, что даже гомосексуальный секс неприемлем не вообще, а лишь для последователей буддизма:[9][12] «Это — часть того явления, что мы, буддисты, зовём неблагодетельным сексуальным поведением. Органы, созданные для воспроизводства потомства, мужской и женский — вот что должно использоваться, а всё, что отклоняется от этой нормы, с буддийской точки зрения неприемлемо»[13], при этом гетеросексуальный нерепродуктивный секс полностью приемлем. Далай-лама отмечает, что принципиальный момент здесь — это точка зрения, буддийская или небуддийская: «С буддийской точки зрения, секс мужчины с мужчиной или женщины с женщиной как правило признаётся неподобающим. Но с точки зрения общества добровольные, основанные на взаимном согласии гомосексуальные отношения могут быть взаимовыгодны, радостны и безвредны».[14]
Разъясняя эти темы, Далай-лама постоянно опирается на тексты Васубандху, Асанги и Ашвагхоши, а также объясняет интересующимся ЛГБТ-группам, что он не правомочен самостоятельно переписывать и переустанавливать нормы Винаи, и это в состоянии сделать лишь собрание старейшин из всех буддийских традиций.[15]
Таши Вангди, представитель Далай-ламы, ещё более конкретно говорит о его позиции: если некто участвует в гомосексуальном сношении, «…он просто не следует всем буддийским обетам. Очень немногие могут заявить, что они соблюдают все обеты. Возьмём обет, запрещающий лгать. Возьмите любую религию, скажем, христианство, и посмотрите — является ли у них ложь грехом. Да, является. Но вы с трудом найдёте среди них человека, который нет-нет да и не соврёт в той или иной ситуации. Гомосексуализм — это только один пункт, и вы не можете сказать, мол, такой человек не буддист. Равно как и если он лжец, то он — не буддист. Или тот, кто убил насекомое — не буддист».[16]
Лама Оле Нидал, представитель школы карма кагью, комментирует гомосексуальные отношения так: «В целом Будда советует не вмешиваться в слаженные взаимоотношения, а также предостерегает от кровосмешения, то есть любовных связей с близкими родственниками, поскольку это вредит наследственности. Кроме того, мужской и женский гомосексуализм он считает условием, осложняющим жизнь. Будда объясняет также, что такая ориентация возникает в результате неприязни к противоположному полу в прежней жизни. Другой причиной может быть близкая связь из прошлого, когда сегодняшние однополые любовники принадлежали к разным полам. Конечно, человек, умудренный жизненным опытом, будет считать сексуальную ориентацию лишь одним из многих составляющих человека и не станет завышать значимость этого фактора».[17]
Известный буддийский специалист доктор Александр Берзин объясняет, что некоторые буддийские тексты, рассматривающие гомосексуальные акты как недолжные, исходят из логики порицания сексуальных излишеств: «Если у гетеросексуального мужчины уже есть партнер, и мужчина в этой ситуации, руководимый навязчивым желанием и неудовлетворенностью, начинает экспериментировать и занимается сексом не только со всеми типами женщин, которые находятся под защитой или которые являются партнерами другого мужчины, но также с мужчинами и коровами, и кто знает, с кем еще, тогда это, очевидно, разрушительно». Доктор Берзин отмечает, что данные тексты «были написаны с позиции гетеросексуального мужчины», и что «мы также можем по-другому посмотреть на систему в целом, говоря о том, что было бы разрушительным и созидательным сексуальным поведением для гомосексуального мужчины или женщины, а также для бисексуалов. Потому что занятие сексом с чужим партнером было бы также разрушительным и для этих людей. Похоже, что в духе буддийских учений было бы сделать вывод, что любое этическое предписание нужно формулировать для каждой из возможных групп, к которой оно может относиться».[18].
Это заготовка статьи о сексуальных и гендерных меньшинствах. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Это заготовка статьи о буддизме. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Буддизм и гомосексуальность.