18-09-2023
Вариации на один аккорд — произведение для фортепиано Альфреда Шнитке (1965).
Написано для выступления жены композитора Ирины Шнитке на концерте современной музыки в концертном зале Института имени Гнесиных, там и исполнено ею впервые в 1966 году. Средняя продолжительность звучания — 5-7 минут.
Как отмечают В. Холопова и Е. Чигарева, «тема (Grave) ассоциируется с перезвоном колоколов, боем курантов, их диссонирующими отзвуками и обертонами. Музыке придаются черты импрессионистской звукописи»[1]. Далее следует несколько групп вариаций, раскладывающих тему по разным регистрам. Сочинение, несмотря на свою краткость, связано с несколькими важными музыкальными идеями XX века — в частности, политональностью и кластерами.
Вариации на один аккорд записали пианисты Борис Берман и Виктория Любицкая.
Произведения Альфреда Шнитке | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Оперы | Джезуальдо (1994) • Жизнь с идиотом (1991) • История доктора Иоганна Фауста (1994) • Одиннадцатая заповедь (1972) | ||||||||
Балеты | Лабиринты (1971) • Пер Гюнт (1986) • Эскизы (1985) | ||||||||
Симфонии | № 0 (1957) • № 1 (1972) • № 2 (1979) • № 3 (1981) • № 4 (1984) • № 5 (1988) • № 6 (1992) • № 7 (1993) • № 8 (1994) • № 9 (1998) | ||||||||
Концерты |
|
||||||||
Камерная музыка | Вариации на один аккорд (1965) |
Вариации на один аккорд.