Lt304888.ru

Туристические услуги

Василеостровский трамвайный парк

25-08-2023

 памятник архитектуры (региональный)

Достопримечательность
Василеостровский трамвайный парк
Западные фасады исторических корпусов. Вид со Среднего проспекта
Страна Россия
Местоположение Санкт-Петербург, Средний пр., 77/79
Архитектурный стиль кирпичный модерн
Строитель «Вестингауз» (англ.)
Строительство 19061908 годы
Статус объект культурного наследия регионального значения

59°56′18″ с. ш. 30°15′30″ в. д. / 59.938333° с. ш. 30.258333° в. д. (G) (O) (Я)

Василеостро́вский трамва́йный парк (Трамва́йный парк и́мени Лео́нова, Трамва́йный парк № 2, Трамва́йный парк № 3, площа́дка № 2) — комплекс зданий трамвайного парка, построенных в начале XX века в составе первой очереди санкт-петербургского электрического сухопутного трамвая. Расположен на Васильевском острове по адресу Среднем проспекте, 77/79. 16 (29) сентября 1907 год в истории общественного транспорта|1907 года из стен парка вышли вагоны на первые регулярные рейсы, 15 апреля 1942 года после приостановления трамвайного движения во время блокады Ленинграда был одним из парков, возобновивших выпуск трамваев на линии. В 20032005 гг. из-за ремонта Среднего проспекта был изолирован от основной трамвайной сети и обслуживал единственный маршрут. 15 января 2007 года был официально закрыт. Тем не менее, парк продолжает использоваться для оборота подвижного состава, начиная c 2010 года обслуживает трамвайный маршрут Васильевского острова, который является отрезанным от остальной сети из-за ремонта на Петроградском острове. В зданиях депо расположен Музей электрического транспорта Санкт-Петербурга. Западные половины исторических корпусов по состоянию на конец 2010 года находятся под угрозой демонтажа.

Содержание

Названия

В архивных документах 1900-х годов назывался «Василеостровский вагонный парк Санкт-Петербургского электрического трамвая». В документах 1910-х годов появляется название «Василеостровский трамвайный парк». В 1926 году парк был переименован в честь Александра Леонова и получил № 2. В 2003 году трамвайный парк № 2 был объединён с трамвайным парком № 3 имени Коняшина и формально функционировал как площадка № 2 трамвайного парка № 3. В 2007 году площадка была официально закрыта, хотя по состоянию на начало 2011 года продолжает использоваться для оборота и размещения подвижного состава.

История строительства

«Отчёт по сооружению Санкт-Петербургского городского электрического трамвая. 1905—1908». Генеральный план Василеостровского трамвайного парка. Полусараи пронумерованы в соответствии с очерёдностью их возведения. № 1 — 1906-1907 годы, № 2 — 1907 год, № 3 — 1907-1908 годы, № 4 — 1908 год, № 5 — 1908 год, № 6 — 1908 год
Расположение площадки будущего трамвайного парка на карте 1905 года

История развития транспортного предприятия

Подготовка к выходу на линию новых трамвайных вагонов английской фирмы «Бреш» из Василеостровского парка. 16 (29) сентября 1907 год в истории общественного транспорта|1907 года[1]
  • 29 сентября 1907 года состоялось открытие регулярного пассажирского движения санкт-петербургского трамвая. Из полусарая № 1 вышел в первый рейс вагон «Brush».
  • В 1920-х годах на базе Трамвайного парка № 2 организованы Центральные ремонтные мастерские. Здесь осуществлялись наиболее сложные (периодический и аварийно-восстановительный) виды ремонта. В 1933 году здесь были построены первые четырехосные вагоны ЛМ-33. Позже строительством вагонов занялся открывшийся в 1934 году вагоноремонтный завод (ВАРЗ) на Чугунной улице. Центральные ремонтные мастерские стали производить ремонт только прицепных вагонов и были названы «ВАРЗ № 2».
  • 15 апреля 1942 года после приостановления трамвайного движения во время блокады Ленинграда трамвайный парк имени Леонова был одним из парков, возобновивших выпуск трамваев на линии. В память об этом событии на административном здании установлена мемориальная доска.
Пропуск, дающий право прохода в трампарк им. Леонова во время комендантского часа в блокадном Ленинграде. 1943 год
  • 29 сентября 1967 года в южном депо парка был открыт музей истории трамвайного парка, первый музей подобного типа в стране. В музее проводилась демонстрация и реставрация ретро-вагонов, впоследствии на его базе был создан Музей электрического транспорта Санкт-Петербурга.
  • В 2003 году трамвайные парки № 2 и № 3 были объединены под № 3 — трамвайный парк № 2 номинально перестал существовать и формально стал площадкой № 2 трамвайного парка № 3.
  • В 20032005 гг. из-за ремонта Среднего проспекта Василеостровский трамвайный парк был изолирован от основной трамвайной сети и обслуживал единственный маршрут.
  • 15 января 2007 года парк был официально закрыт. Все вагоны переданы в трамвайные парки № 3, 8 и СТТП или списаны.
  • 29 сентября 2007 года на территории парка был торжественно открыт памятник трамваю «Brush» маршрута «Главный штаб — 8 линия В. О.», который за сто лет до этого открывал регулярное движение[2].
  • Начиная с 2010 года, из-за ремонта путей на Петроградском острове трамвайная сеть Васильевского острова вновь потеряла связь с другими районами, а Василеостровский трамвайный парк стал выпускать подвижной состав на один маршрут.

Объект культурного наследия

29 сентября 2009 года восточные половины вагонных ангаров (Полусараи № 2, № 4, № 6) распоряжением КГИОП № 10-28, пункт 1.2 были включены в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объектов культурного наследия регионального значения. Экспертами Санкт-Петербургского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры было проведено исследование всех трёх корпусов депо, которое выявило ряд обстоятельств, учёт которых требует пересмотра распоряжения КГИОП в пользу сохранения и включения в единый государственный реестр объектов культурного наследия всего комплекса вагонного депо. ВООПИиК, в частности, аргументирует свою позицию тем, что Полусарай № 1 представляет собой старейшее на территории России сооружение, построенное специально для хранения и обслуживания вагонов электрического трамвая, в 1907 году в первый рейс сухопутный электрический трамвай Санкт-Петербурга вышел именно из Полусарая № 1, Полусарай № 3 имеет уникальную, отличающуюся от остальных депо железобетонную конструкцию перекрытий без распорок, его архитектура в свое время стала образцовой для вагонных строений с железобетонными конструкциями перекрытий, памятниками являются цельные корпуса, состоящие из двух частей, которые из соображений пожарной безопасности делились надвое капитальной поперечной стеной, полусараи Василеостровского трамвайного парка никогда не имели вторых торцевых фасадов и никогда не существовали в качестве отдельно стоящих зданий, единое пространство каждого из трёх корпусов, то есть пары полусараев, эксплуатировалось целиком на протяжении всего существования объекта. 26 ноября 2010 года данный вопрос был рассмотрен на заседании Президиума СПб отделения ВООПИиК, участники обсуждения пришли к заключению о необходимости вновь инициировать процесс включения в реестр объектов культурного наследия регионального значения комплекса «Вагонного депо Василеостровского трамвайного парка Санкт-Петербурга» в составе трёх неделимых корпусов в границах территории по состоянию на 1907—1909 гг. В декабре 2010 года ВООПИиК направило губернатору Санкт-Петербурга Валентине Матвиенко письмо с просьбой для решения данного вопроса дать распоряжение о создании смешанной комиссии, куда войдут специалисты в области архитектуры и транспорта, а также и другие заинтересованные лица.[3][4][5].

Акция протеста у ворот трамвайного парка № 2. 28 ноября 2009 года.


Ссылки

  • Страница на сайте Санкт-Петербургского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры

Примечания

  1. Фотодокументы // Е 6450
  2. Петербургскому трамваю — 100 лет
  3. Петербуржцы против уничтожения трамвайного парка
  4. Достоевский - за трамвай! Потомок писателя вступился за музей электротранспорта
  5. Трамвай стал в Петербурге изгоем

Василеостровский трамвайный парк.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01