06-10-2023
Великий восток Франции (ВВФ) — крупнейшее масонское послушание, основанное в 1733 году во Франции и старейшее в континентальной Европе. Сейчас ВВФ является флагманом либерального масонства в мире.
Содержание |
Основан ВВФ в 1733 году и первоначально носил название Великая ложа Франции. С 1773 года название меняется на Великий восток Франции. До 1877 года ВВФ был регулярным и признаваемым всеми великими ложами в мире, в том числе и Объединённой великой ложей Англии[1].
Ложа «Les Neuf Soeurs» обладала большим влиянием в Великом востоке Франции, которая оказала особенно сильное влияние в организации французской поддержки американской революции, а затем внесла свой вклад в интеллектуальное брожение, которое предшествовало великой французской революции. Бенджамин Франклин был членом этой ложи, когда он служил в Париже.
Некоторые известные французские революционеры были масонами[2], в том числе Вольтер, Маркиз де Кондорсе, Мирабо, Жорж Дантон, Герцог Орлеанский, и Эбер[3][4].
Луи-Филипп I, Герцог Орлеанский, лидер Либеральной Аристократии, был Великим мастером Великого востока во время Великой французской революции. В некоторых районах Франции, якобинские клубы являлись продолжением масонских лож для старого режима, и соответствовали истории Алена Форреста:
«ранние клубы, по сути, взяли себе как помещения, так и большую часть членов масонских лож, прежде чем погрузили себя в новые идиомы революции»[5][4].
Католическая энциклопедия утверждает, что масонская книга Франкмасонерия, в 1746 году предсказала программы французской революции и утверждала, что в ней цитируются документы Великого востока Франции, где масонство ставит себе в заслугу французские революции. Тем не менее, Новая Католическая энциклопедия 1967 года утверждает, что современные историки видят роль масонства в Великой французской революции несколько преувеличенной[6].
В 1804 году ВВФ объединился с конкурентом, Великой ложей шотландского устава[7][4].
В 1877 году по инициативе кальвинистского священника Фредерика Десмона была упразднена ландмарка о вере в Высшую Сущность (Бога) — что позволило ОВЛА и связанным с ней ложам рассматривать данное решение ВВФ как нарушение и попытку отхода от масонских ландмарок[8].
Именно это решение и было причиной раскола между Великим востоком (и лож, следующих за ним) и остальным масонством. Раскол этот в масонстве продолжается по сей день. Члены ВВФ утверждали, что определение является двусмысленным, что ландмарки Андерсона являются его собственными собранными и интерпретированными историческими ландмарками, и что изменения, как в интерпретации и практике имели место до и после.
Решение не универсально, утверждали во Франции. В 1894 году многие ложи откололись в знак протеста и сформировали Великую ложу Франции (ВЛФ)[9][10]. Кроме того, третья Великая ложа — Великая национальная ложа Франции (ВНЛФ) была создана Объединенной великой ложей Англии в 1913 году. (ВНЛФ является одной из трех лож, которая признаётся как «регулярная» со стороны тех масонов, которые следуют «англо-саксонской» традиции о требовании веры в Бога.)[11][4].
ВВФ практикует континентальный стиль масонства (сам ВВФ называет «Традиционным либеральным масонством»), характерные черты которого дают ему полную свободу религиозных убеждений и активного участия в политической жизни. Это антитеза «англо-саксонской» традиции масонства, которая требует веры в Бога, и которая запрещает обсуждение религии и политики в ложе. Эта разница влияет на некоторые другие великие юрисдикции, которые дают ВВФ «признание» и считают её «регулярной». Эти Великие ложи и Великие востоки, которые следуют континентальной традиции, признают ВВФ, а те, которые следуют «англо-саксонской» традиции не признают[4].
Примерно треть членов ВВФ верят в свободу совести, что позволяет им признавать за братьев атеистов. С другой стороны Великие ложи «англо-саксонской» традиции требуют от своих членов исповедовать веру в Бога. «Англо-саксонские» масонские юрисдикции не признают Великий восток в этом вопросе, и по этой причине считают ВВФ нерегулярным[4].
В отличие от «англо-саксонских» великих лож (особенно связанных с Объединенной великой ложей Англии), Великий восток Франции позволяет обсуждения политических вопросов и религии в ложе. Тем не менее, это не значит, что его члены могут обращать в свою веру или проповедовать свои убеждения; дискуссии проводятся в академической манере, которая служит для информирования и открытого диалога по различным темам. Великий восток сам принимает политические позиции по определенным нравственным проблемам. Он видит одной из своих миссий защиту принципов свободы, равенства и братства (это также девиз Французской Республики и ВВФ)[12].
Кроме того, он ожидает от своих членов, которые имеют государственные должности, борьбы за свои убеждения[13]; для того, чтобы направлять свои действия к заявленной цели и оказывать влияние на идеи. Великий мастер проводит регулярные переговоры с избранными представителями, в том числе с премьер-министром.
Великий восток Франции, обладающий патентами (которые никому не передает в распоряжение) нескольких уставов, руководит «символическими» градусами (ученик, подмастерье и мастер) и располагает правом делегировать руководство «Высшими градусами, или Градусами усовершенствования». Начиная с 1998 года это руководство было поручено пяти юрисдикциям (Французского устава, Древнего и принятого шотландского устава, Исправленного шотландского устава, Устава Мемфис-Мицраима и Древнего масонства Йорка) на основании двухстороннего соглашения с ВВФ. До 1998 года организация «Великой коллегии уставов» состояла из нескольких отделений, соответственных различным Уставам, практикуемым в ВВФ.
Это следующие юрисдикции:
Единственной целью данных структур было управление мастерскими высших градусов и исполнение роли хранителей уставов, которые практикуются внутри соответствующих юрисдикций. Следовательно, они не обладают никакой иерархической властью, осуществляемой над голубыми ложами, которые практикуют собственный устав.
ВВФ был одним из первых масонских орденов некоторые ложи которого стали адоптивными (то есть признавали женщин, хотя не инициировали их). В 1774 году после введения Устава принятия в ряде своих лож, ВВФ издал декрет разрешающий их использование, после чего Герцогиня Бурбонская была избрана первой Великой мастерицей Франции[14].
Женщины принимались в ложи, но не инициировались. В 2007 году Великий восток отклонил предложение Великого мастера Жан-Мишеля Кийярдэ обсудить возможность членства в ложах женщин[14].
Летний конвент (собрание представителей лож) 2010 года, после бурных дебатов и с перевесом всего в несколько голосов «за», позволил ложам проводить инициацию женщин.
Великий восток Франции.