Lt304888.ru

Туристические услуги

Великий восток Франции

06-10-2023

Масонство

Шаблон: ПросмотрОбсуждениеПравить

Великий восток Франции (ВВФ) — крупнейшее масонское послушание, основанное в 1733 году во Франции и старейшее в континентальной Европе. Сейчас ВВФ является флагманом либерального масонства в мире.

Содержание

Создание ВВФ

Основан ВВФ в 1733 году и первоначально носил название Великая ложа Франции. С 1773 года название меняется на Великий восток Франции. До 1877 года ВВФ был регулярным и признаваемым всеми великими ложами в мире, в том числе и Объединённой великой ложей Англии[1].

Французская революция

Филипп Орлеанский — Великий Мастер Великого Востока Франции

Ложа «Les Neuf Soeurs» обладала большим влиянием в Великом востоке Франции, которая оказала особенно сильное влияние в организации французской поддержки американской революции, а затем внесла свой вклад в интеллектуальное брожение, которое предшествовало великой французской революции. Бенджамин Франклин был членом этой ложи, когда он служил в Париже.

Некоторые известные французские революционеры были масонами[2], в том числе Вольтер, Маркиз де Кондорсе, Мирабо, Жорж Дантон, Герцог Орлеанский, и Эбер[3][4].

Луи-Филипп I, Герцог Орлеанский, лидер Либеральной Аристократии, был Великим мастером Великого востока во время Великой французской революции. В некоторых районах Франции, якобинские клубы являлись продолжением масонских лож для старого режима, и соответствовали истории Алена Форреста:

«ранние клубы, по сути, взяли себе как помещения, так и большую часть членов масонских лож, прежде чем погрузили себя в новые идиомы революции»[5][4].

Католическая энциклопедия утверждает, что масонская книга Франкмасонерия, в 1746 году предсказала программы французской революции и утверждала, что в ней цитируются документы Великого востока Франции, где масонство ставит себе в заслугу французские революции. Тем не менее, Новая Католическая энциклопедия 1967 года утверждает, что современные историки видят роль масонства в Великой французской революции несколько преувеличенной[6].

В 1804 году ВВФ объединился с конкурентом, Великой ложей шотландского устава[7][4].

Раскол с Объединённой великой ложей Англии

Диплом мастера-масона ВВФ (1787 год)

В 1877 году по инициативе кальвинистского священника Фредерика Десмона была упразднена ландмарка о вере в Высшую Сущность (Бога) — что позволило ОВЛА и связанным с ней ложам рассматривать данное решение ВВФ как нарушение и попытку отхода от масонских ландмарок[8].

Именно это решение и было причиной раскола между Великим востоком (и лож, следующих за ним) и остальным масонством. Раскол этот в масонстве продолжается по сей день. Члены ВВФ утверждали, что определение является двусмысленным, что ландмарки Андерсона являются его собственными собранными и интерпретированными историческими ландмарками, и что изменения, как в интерпретации и практике имели место до и после.

Решение не универсально, утверждали во Франции. В 1894 году многие ложи откололись в знак протеста и сформировали Великую ложу Франции (ВЛФ)[9][10]. Кроме того, третья Великая ложа — Великая национальная ложа Франции (ВНЛФ) была создана Объединенной великой ложей Англии в 1913 году. (ВНЛФ является одной из трех лож, которая признаётся как «регулярная» со стороны тех масонов, которые следуют «англо-саксонской» традиции о требовании веры в Бога.)[11][4].

Отношение к ВВФ

Запон мастера масона ВВФ

ВВФ практикует континентальный стиль масонства (сам ВВФ называет «Традиционным либеральным масонством»), характерные черты которого дают ему полную свободу религиозных убеждений и активного участия в политической жизни. Это антитеза «англо-саксонской» традиции масонства, которая требует веры в Бога, и которая запрещает обсуждение религии и политики в ложе. Эта разница влияет на некоторые другие великие юрисдикции, которые дают ВВФ «признание» и считают её «регулярной». Эти Великие ложи и Великие востоки, которые следуют континентальной традиции, признают ВВФ, а те, которые следуют «англо-саксонской» традиции не признают[4].

Атеизм

Примерно треть членов ВВФ верят в свободу совести, что позволяет им признавать за братьев атеистов. С другой стороны Великие ложи «англо-саксонской» традиции требуют от своих членов исповедовать веру в Бога. «Англо-саксонские» масонские юрисдикции не признают Великий восток в этом вопросе, и по этой причине считают ВВФ нерегулярным[4].

Политика и религия

В отличие от «англо-саксонских» великих лож (особенно связанных с Объединенной великой ложей Англии), Великий восток Франции позволяет обсуждения политических вопросов и религии в ложе. Тем не менее, это не значит, что его члены могут обращать в свою веру или проповедовать свои убеждения; дискуссии проводятся в академической манере, которая служит для информирования и открытого диалога по различным темам. Великий восток сам принимает политические позиции по определенным нравственным проблемам. Он видит одной из своих миссий защиту принципов свободы, равенства и братства (это также девиз Французской Республики и ВВФ)[12].

Кроме того, он ожидает от своих членов, которые имеют государственные должности, борьбы за свои убеждения[13]; для того, чтобы направлять свои действия к заявленной цели и оказывать влияние на идеи. Великий мастер проводит регулярные переговоры с избранными представителями, в том числе с премьер-министром.

Уставы, практикуемые в ВВФ

Великий восток Франции, обладающий патентами (которые никому не передает в распоряжение) нескольких уставов, руководит «символическими» градусами (ученик, подмастерье и мастер) и располагает правом делегировать руководство «Высшими градусами, или Градусами усовершенствования». Начиная с 1998 года это руководство было поручено пяти юрисдикциям (Французского устава, Древнего и принятого шотландского устава, Исправленного шотландского устава, Устава Мемфис-Мицраима и Древнего масонства Йорка) на основании двухстороннего соглашения с ВВФ. До 1998 года организация «Великой коллегии уставов» состояла из нескольких отделений, соответственных различным Уставам, практикуемым в ВВФ.

Это следующие юрисдикции:

  1. Верховный совет Великой коллегии ДПШУ;
  2. Великий Генеральный Капитул (Французский устав);
  3. Великий Независимый Приорат (Исправленный шотландский устав);
  4. Великий Египетский Орден (Устав Мемфиса-Мицраима);
  5. Верховный Великий Капитул Древнего масонства Йорка.

Единственной целью данных структур было управление мастерскими высших градусов и исполнение роли хранителей уставов, которые практикуются внутри соответствующих юрисдикций. Следовательно, они не обладают никакой иерархической властью, осуществляемой над голубыми ложами, которые практикуют собственный устав.

Женщины и ВВФ

Принятие женщины в Адоптивную ложу

ВВФ был одним из первых масонских орденов некоторые ложи которого стали адоптивными (то есть признавали женщин, хотя не инициировали их). В 1774 году после введения Устава принятия в ряде своих лож, ВВФ издал декрет разрешающий их использование, после чего Герцогиня Бурбонская была избрана первой Великой мастерицей Франции[14].

Женщины принимались в ложи, но не инициировались. В 2007 году Великий восток отклонил предложение Великого мастера Жан-Мишеля Кийярдэ обсудить возможность членства в ложах женщин[14].

Летний конвент (собрание представителей лож) 2010 года, после бурных дебатов и с перевесом всего в несколько голосов «за», позволил ложам проводить инициацию женщин.

См. также

Примечания

  1. Карпачёв С. Путеводитель по тайнам масонства. — С. 10—40.
  2. Grand Orient de France
  3. The American Mercury Newspaper, 1941, Sven Lunden
  4. 1 2 3 4 5 6 Карпачёв С. Путеводитель по тайнам масонства. — С. 10—50.
  5. Paris, the Provinces and the French Revolution. / By Alan Forrest. — Oxford University Press, 2004. — P. 108.
  6. «Modern historians agree that the role of Masonry in the French Revolution has usually been exaggerated.» New Catholic Encyclopedia, 1967 ed, Volume 6, p. 135, McGraw-Hill, New York.
  7. The Freemasons: A History of the World’s Most Powerful Secret Society. / by Jasper Ridley. — 2002. — P. 153.
  8. The Grand Orient of France and the three great lights
  9. Grande Loge de France website
  10. Карпачёв С. Путеводитель по тайнам масонства. — С. 24.
  11. 1913 Les origines de la GLNF
  12. MASONS OF FRENCH «GREAT EAST» LODGE ADVOCATING THE RECOGNITION OF ARMENIAN GENOCIDE, Armenian Daily, 26/04/2007
  13. Interview of Jean-Michel Quillardet, Great Master of the Grand Orient de France, April 2007
  14. 1 2 fr:Femmes en franc-maçonnerie

Ссылки

  • Сайт «Великого Востока Франции»  (англ.)
  • Сайт «Великого Востока Франции»  (фр.)
  • Великий Восток Франции в Лондоне  (англ.)
  • Обсуждение ВВФ в группах  (фр.)
  • Ложа Москва  (фр.)

Великий восток Франции.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01