26-04-2023
Взрез стре́лки (взрез стрелочного перевода) — инцидент на железнодорожном транспорте, заключающийся в переводе стрелки колёсами подвижного состава, движущегося по неустановленному маршруту в направлении от корневого крепления остряков к их концам (пошёрстное движение).
Содержание |
Колёса движущегося состава, нажимая на отведённый остряк стрелки, придвигают его к рамному рельсу. Отведённый остряк увлекает за собой прижатый, который отводится от своего рамного рельса. Создаётся опасность для последующего движения по стрелке в обратном направлении. Взрез стрелки приводит к искривлению и излому остряков. Для исключения повреждений замыкающие приборы (стрелочные электрозамки, замыкатели и т.д.) делают взрезными (не повреждающимися при взрезе).
Основные причины, приведшие к взрезу стрелки это:
В случае взреза стрелки на пост централизации (дежурному по станции) поступает сигнал, исключающий возможность управления этой стрелкой до устранения повреждения. Дежурный по станции может определить взрез стрелки по следующим признакам[1]:
На железной дороге взрез стрелки классифицируется как Случай брака в работе. А вот в системе городского трамвая это совершенно штатная ситуация, именно посредством взреза стрелок происходит переход подвижного состава с бокового пути на основной. Конструкция переводного механизма трамвайной стрелки отличается от такового для железнодорожной стрелки и нормально работает в таком режиме.
Также известны случаи взреза при противошёрстном движении. При нарушении норм содержания стрелочных переводов (неприлегание остряка к рамному рельсу) и колесных пар возможен противошёрстный взрез. В нормах содержания стрелочных переводов существует параметр, регламентирующий прилегание остряка к рамному рельсу (есть специальный простой шаблон «КОР» — «контроль остряк-рама» для контроля прилегания). На железнодорожном транспорте противошёрстный взрез обычно приводит к сходу с рельсов. Но и случается он очень редко.
Взрез стрелки.