Lt304888.ru

Туристические услуги

Взрез стрелки

26-04-2023

Взрез стре́лки (взрез стрелочного перевода) — инцидент на железнодорожном транспорте, заключающийся в переводе стрелки колёсами подвижного состава, движущегося по неустановленному маршруту в направлении от корневого крепления остряков к их концам (пошёрстное движение).

Содержание

Описание инцидента

Анимация, иллюстрирующая взрез стрелки

Колёса движущегося состава, нажимая на отведённый остряк стрелки, придвигают его к рамному рельсу. Отведённый остряк увлекает за собой прижатый, который отводится от своего рамного рельса. Создаётся опасность для последующего движения по стрелке в обратном направлении. Взрез стрелки приводит к искривлению и излому остряков. Для исключения повреждений замыкающие приборы (стрелочные электрозамки, замыкатели и т.д.) делают взрезными (не повреждающимися при взрезе).

Причины взреза стрелки

Основные причины, приведшие к взрезу стрелки это:

  • Нарушение регламента действий или регламента переговоров, и, как следствие, положение стрелки не соответствует маршруту следования подвижного состава и гребень бандажа колёсной пары при пошёрстном движении подвижного состава прошёл между прижатым остряком и рамным рельсом
  • При неплотном прилегании остряка к рамному рельсу (4мм и более) гребень бандажа колёсной пары при входе на остряк попадает (врезается) между остряком и рамным рельсом

Сигнализация о взрезе стрелки

В случае взреза стрелки на пост централизации (дежурному по станции) поступает сигнал, исключающий возможность управления этой стрелкой до устранения повреждения. Дежурный по станции может определить взрез стрелки по следующим признакам[1]:

  • звенит звонок "взрез стрелки"
  • горит красная лампочка нарушения электрического контроля положения стрелки
  • не горят лампочки электрического контроля плюсового и минусового положения стрелки при нажатии стрелочной кнопки (поворота рукоятки) плюсового или минусового положения
  • электрическая подсветка не показывает, в каком положении находится стрелка (стрелки)
  • перекрывается светофор для маршрута, в который входит взрезанная стрелка или для маршрута, в котором она является охранной

Нарушение безопасности движения

На железной дороге взрез стрелки классифицируется как Случай брака в работе. А вот в системе городского трамвая это совершенно штатная ситуация, именно посредством взреза стрелок происходит переход подвижного состава с бокового пути на основной. Конструкция переводного механизма трамвайной стрелки отличается от такового для железнодорожной стрелки и нормально работает в таком режиме.

Противошёрстный взрез

Также известны случаи взреза при противошёрстном движении. При нарушении норм содержания стрелочных переводов (неприлегание остряка к рамному рельсу) и колесных пар возможен противошёрстный взрез. В нормах содержания стрелочных переводов существует параметр, регламентирующий прилегание остряка к рамному рельсу (есть специальный простой шаблон «КОР» — «контроль остряк-рама» для контроля прилегания). На железнодорожном транспорте противошёрстный взрез обычно приводит к сходу с рельсов. Но и случается он очень редко.

См. также

Примечания

  1. Последовательность действий ДСП при взрезе стрелки

Литература

  • Железнодорожный транспорт: Энциклопедия / Гл. ред. Н. С. Конарев. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. — С. 62. — ISBN 5-85270-115-7

Взрез стрелки.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01