18-05-2023
Виндсёрфинг (от англ. wind (ветер) и «сёрфинг») — вид парусного спорта и водного развлечения, в основе которого лежит мастерство управления на водной поверхности лёгкой доской небольшого размера с установленным на ней парусом.
Спортивный снаряд, используемый в виндсёрфинге, называется «парусной доской» или «виндсёрфом» и состоит из лёгкой доски обтекаемой формы длиной 2—4,7 м, выполненной из плавучего материала, и закреплённого на ней в гибком соединении паруса.
Парусная доска представляет собой упрощённую модель парусного судна, лишённого руля. Управление осуществляется путём наклона мачты с парусом, а при движении в режиме глиссирования также с помощью наклона самой доски с борта на борт. Скорость и направление движения зависят от положения паруса относительно ветра. Положение паруса контролируется спортсменом («виндсёрфером»), удерживающим его руками за поперечину, именуемую гиком.
Движение на парусной доске возможно при любой силе ветра. Опытные спортсмены владеют техникой движения на волнах, а также выполнения прыжков различной степени сложности.
В настоящее время виндсёрфинг является не только зрелищным видом спорта, но и популярным водным развлечением для широкого круга людей, выбирающих активный отдых.
Движение на парусной доске может осуществляться двумя основными способами:
Для управления парусной доской подходит любой открытый водоём, однако благодаря благоприятному климату наибольшую популярность среди российских спортсменов и любителей виндсёрфинга приобрели Ейский район Краснодарского края, в том числе коса Долгая, побережья в районе Анапы и Сочи, пляжи украинского озера Донузлав.
Для исключения неудобств от нестабильной силы ветра на открытых водоёмах был изобретён виндсёрфинг в закрытом помещении.
Содержание |
История развития плавательных средств, снабжённых парусом, насчитывает несколько тысячелетий. В частности, прообразы современных парусных досок с незапамятных времён использовались жителями Полинезии. Между тем, популяризация виндсёрфинга и коммерциализация сферы интеллектуальной собственности привели к необходимости признания прав на изобретение парусной доски за конкретным человеком.
В соответствии с судебным решением изобретателем парусной доски был признан британец Питер Чилверс (англ. Peter Chilvers)[1], который в 1958 году в возрасте 12 лет создал прототип современного виндсёрфа.
Изобретение современного виндсерфинга также связывают с другими именами.
Американцу Ньюману Дарби (англ. Newman Darby) приписывается идея закрепления паруса на плавающей платформе, которые планировалось производить в промышленных масштабах. Чертёж Дарби был опубликован в 1965 г. в августовском номере журнала Популярная Наука (англ. Popular Science). Уже в 1954 им была организовала компания под названием Darby Industries, которая должна была заниматься производством первых прототипов досок. Однако в то время Дарби не удалось придать своему предприятию коммерческий успех.
В 1970 году калифорнийский авиационный инженер Джим Дрейк (англ. Jim Drake) и его друг Хойл Швайцер (англ. Hoyle Schweitzer) зарегистрировали первый патент на парусную доску. Дрейк создал дизайн первой доски с треугольным парусом. Швайцер популяризовал этот вид спорта. Изобретённые Дрейком и Хойлом доски были названы «Baja Boards», однако торговец из Сиэтла, взявшийся за продажу нового оборудования, предложил название «виндсёрфер» (англ. Windsurfer), которое стало впоследствии товарным знаком. В 1973 г. Швайцер полностью выкупил у Дрейка права на патент парусной доски и занялся единоличным развитием бизнеса.
Швайцеру некоторое время не удавалось найти в США партнёра, заинтересованного в массовом производстве оборудования для виндсёрфинга, и его поиски переместились в Европу, где он встретил Тэна Кейта (англ. Ten Cate) — датского промышленника, специализирующегося на производстве текстиля, в том числе синтетического. Вместе с ним в 1973 году Швайцер организовал производство досок в Голландии.
Швайцер продолжал технически совершенствовать оборудование и стремился к максимально возможному удешевлению производства досок, парусов и прочего оборудования. Стеклопластик как материал для производства досок был заменён на более прочный, долговечный, легкий и дешевый материал — полиэтилен.
Коммерческий успех производства оборудования для виндсёрфинга привлёк в эту сферу и другие европейские компании. В 1983 году Швайцер попытался через швейцарский суд защитить свои права на патент, но суд был проигран в пользу компании-производителя оборудования Мистраль (англ. Mistral), которая в качестве доказательства своей добросовестности в производстве досок предоставила чертёж доски Дарби, созданный задолго до регистрации патента Швайцера.
1970-е годы ознаменовались патентными судебными разбирательствами как в Европе, так и в США. Основой для судебных споров являлась разница в терминологии, применяемой производителями оборудования. Доска Швайцера имела собственное имя «Виндсёрфер» (англ. «Windsurfer»), конкуренты же использовали для аналогичной продукции более общий термин «парусная доска» (англ. «sailboard»), что, наряду с другими аргументами, позволяло говорить о спорности притязаний Швайцера.
После того, как модель доски с названием «Windsurfer» была снята с производства, термин «виндсёрф» стал нарицательным.
В 1970-х и 1980-х годах, виндсерфинг разделялся по дивизионам. В то время все доски были достаточно большими, и как правило со швертом (daggerboard). Доски с плоским днищем относились к дивизиону I (Windsurfer, Windglider). Доски с водоизмещающим корпусом, как лодки или яхты относились к дивизиону II (Lechner). И наконец, доски-тандемы с 2-мя и более парусами, относились к дивизиону III. Короткие доски без шверта обозначались, как просто «доски для удовольствия» (Funboard). Сегодня классификация досок сильно поменялась и сейчас деление ведется по типам:
RS:X прекрасно лавируется.
Кроме того, существуют доски, предназначенные для установления рекордов скорости.
Парус для виндсерфинга представляет собой вертикальное крыло. Движущая сила возникает за счет подъемной силы крыла.
Паруса изготавливают из dacron) или майлара. для усиления может использоваться кевларовая сетка.
Парус для виндсерфинга, как правило имеет треугольную форму. Кромка паруса называется шкаториной (сторона треугольника). По передней шкаторине, парус имеет мачткарман, в который продевается мачта. Латы — жесткие пластины, идущие перпендикулярно мачте — служат для увеличения жесткости паруса и придания ему формы. В нижнем углу паруса (галсовый угол) предусмотрено крепление. Это либо вшитое кольцо, либо люверс, либо блок роликов. Если на парусе только кольцо или люверс, то необходим еще и крючок с роликами, чтобы набивать (натягивать) парус по мачте. Другая система роликов находится на стакане в основании мачты. Веревка (шкот), пропущенная через эти ролики, образует полиспаст, позволяющий приложить значительные усилия для набивки паруса. Задний угол (дальний от мачты) называется шкотовым. Гик одним концом крепится на мачту, к другому концу (нок) с помощью веревки (шкота) крепится шкотовый угол паруса. Гик, охватывающий парус с двух сторон называется Уишбон (Wishbone). Сторона паруса от шкотового угла до галсового называется нижней шкаториной. Верхний угол паруса называется топ. Обычно топ имеет упор для верха мачты. Иногда на парусах размером до 6 м² используют настраиваемый топ (варитоп) с ремнем и стопором. Для больших и гоночных парусов в топ встроен подшипник, чтобы парус легче закручивался по мачте. Принципиально паруса разделяются на упорные (камберные) и простые. В камберных парусах на латы устанавливают от 1-го до 5-ти пластиковых упоров (камберов), которые служат для удержания формы. Камберные паруса дают лучшую тягу, но тяжелее и сложнее обычных. Обычно камберы ставят на парусах большой площади, используемых для гонок.
Главной характеристикой паруса является его площадь в квадратных метрах. Площадь парусов варьируется от 1 м² (детские паруса) до 13 м².
Гонки проходят по «олимпийской» дистанции: треугольник-петля-прямая. Старт против ветра. В олимпийских гонках всегда используется монотип: для всех одинаковый гоночный комплект, одного производителя. С 2008 года олимпийским комитетом принят монотип — Neil Pryde RS:X. Предыдущими монотипами были: Mistarl One Design, Lechner (автор George Lechner), Windglider (автор Fred Ostermann). В связи с особенностью олимпийских игр, снаряжение имеет широкий диапазон использования. Гонки проводятся при различной силе ветра.
Гоночный класс досок для виндсерфинга без шверта Formula Windsurfing. Гонки, как правило, проходят по дистанции типа трапеция: старт против ветра по длинной стороне — бакштаг — фордевинд — бакштаг. Правилами класса задается: доска, сертифицированная как «Формула», шириной не более 1 метра, длина плавника — до 70 см, площадь паруса — до 12,5 кв. м. В остальном спортсмены могут выбирать снаряжение по своему усмотрению. Размер паруса и ширина доски позволяют выходить на глиссирование при малом ветре. Однако при несоответствии условий соревнования не проводятся, так как в водоизмещающем режиме управление доской затруднено. Кроме того, предпочтительно проводить соревнования на гладкой воде.
Виндсёрфинг слалом, это гонки самыми быстрыми курсами (галфвинд и бакштаг). Так как досками в этом виде программы не надо лавировать, то они делаются максимально рассчитанными на скорость. Соревнования в слаломе проводятся при ветре от 7 узлов (около 4 м/с). Дистанция (маршрут) слаломных гонок обычно М-образная: старт, 3 буя и финиш. Иногда используют схему «восьмерка»: старт с берега, 2 буя, которые нужно обогнуть по 2 раза и финиш. Серьёзные соревнования по дистанции «восьмерка» не проходят, так как есть большая вероятность столкновения гонщиков на встречных курсах. Современный виндсёрфинг слалом регулируется правилами «Слалом 42» (Slalom42). 42 означает, что каждый участник может заявить на гонки 4 паруса и 2 доски для разных условий. К другим ограничениям «Слалом 42» относятся: предел ширины доски не более 80 см и размер паруса не более 10 м². В мировом кубке PWA действует еще одно ограничение: можно использовать только те паруса и доски, что аффилированы (зарегистрированы и разрешены) профессиональной ассоциацией виндсёрфинга. В России соревнования по слалому проходят на этапах Кубка России по виндсерфингу.
В отличие от гоночных дисциплин, фристайл это показательная дисциплина. То есть, оценивается выступление спортсмена, как в художественной гимнастике или фигурном катании. За определённое время, спортсмен должен показать максимальное количество акробатических трюков. Судьи оценивают как количество, так и сложность выполненных элементов. Наиболее сложные и высоко оцениваемые элементы: Shaka(Шака), Burner (funnel ponch), Double Forward Loops (двойное сальто вперед), Funnell, Chachoo и Clew First Puneta (Пунета шкотовым углом вперед, или Спок в обратной стойке)), Eslider, Flaka (флака). Каждый элемент может исполняться на разных галсах, и в таком случае оценивается, как два разных трюка. Каталог видеозаписей элементов фристайла и вэйврайдинга
Супер кросс — гоночная дисциплина, где при движении по дистанции надо перепрыгивать препятствия и проделывать трюки, указанные в гоночной инструкции. Дистанция устанавливается под ветер, как в слаломе. Красота трюков не оценивается. Побеждает тот, кто проехал всю дистанцию, проделал все указанные акробатические трюки и пришел первым.
Схожие с фристайлом соревнования, но элементы выполняются на прибойных волнах. Кроме того, оценивается умение кататься по волнам.
Российский национальный гоночный класс – далее НК – класс виндсерфинга, предназначенный, для популяризации гоночных дисциплин в виндсерфинге. НК предназначен для гонок типа «курс-рейс» при ветре от 6 - 12 м/с на закрытых и морских акваториях. НК создан и развивается как класс, дающий возможность достигать высокого уровня персональной техники, начиная с базового уровня. Основными требованиями к оборудованию класса являются низкая стоимость и нетребовательность к начальной персональной технике участников.(Правила класса)
С 1995 года виндсёрфингу принадлежит абсолютный рекорд скорости на воде под действием ветра:
10 Апреля 2005 sail speed records ирландец Финиан Майнард (Finian Maynard) достиг скорости 48.70 узлов (knot) (25.05 m/s или 56.05 mph) на дистанции 500 метров (Saintes Maries de la Mer) (Франция)
Предыдущий рекорд 46.82 узлов (24.08 m/s or 53.88 mph) установленный в 13 Ноября 2004 был достигнут тем же спортсменом. Это вернуло виндсёрфингу рекорд, который держался 11 лет за тримараном Yellow Pages Endeavour.
5го марта 2008 года француз Антуан Альбо установил новый мировой рекорд скорости на виндсёрфинге-49,09 узлов. это на 0,4 узла больше предыдущего рекорда.
Мировые звезды виндсёрфинга:
Известные российские спортсмены-виндсёрферы:
Соревнования по виндсёрфингу, проводимые в России:
Международные организации:
Российские организации:
Белорусские организации:
Виндсёрфинг.