Lt304888.ru

Туристические услуги

Винкельман

17-08-2023

(перенаправлено с «Винкельман»)
Перейти к: навигация, поиск
Иоганн Винкельман
Johann Joachim Winckelmann

Иоганн Винкельман, портрет работы Рафаэля Менгса, после 1755
Дата рождения:

9 декабря 1717({{padleft:1717|4|0}}-{{padleft:12|2|0}}-{{padleft:9|2|0}})

Место рождения:

Штендаль

Дата смерти:

8 июня 1768({{padleft:1768|4|0}}-{{padleft:6|2|0}}-{{padleft:8|2|0}}) (50 лет)

Место смерти:

Триест

Страна:

 Германия

Научная сфера:

Искусствоведение

Альма-матер:

Йенский университет имени Фридриха Шиллера

Иоганн Винкельман на Викискладе

Иога́нн Иоахим Ви́нкельман (нем. Johann Joachim Winckelmann, 9 декабря 1717, Штендаль, Саксония-Анхальт — 8 июня 1768, Триест) — немецкий искусствовед, основоположник современных представлений об античном искусстве и науке археологии.

Жизнь

Образование

Сын бедного сапожника, Винкельман, несмотря на свои крайне скудные материальные средства, окончил в Берлине гимназию и посещал университет в Галле, где занимался преимущественно древней словесностью.

После того он был довольно долго домашним учителем в разных семействах, затем изучал медицину в Йенском университете; в 17431748 гг. он работал в училище под Берлином, затем поступил в библиотекари к графу Бюнау, в Нетнице. Здесь, живя неподалеку от Дрездена, будущий историк искусства имел возможность часто видеть и изучить собранные там художественные сокровища. Они возбудили в нём горячую любовь к классической древности и отвращение к стилю рококо, господствовавшему в тогдашней немецкой архитектуре и пластике.

Работа в Италии

Желание попасть в Рим и познакомиться с его памятниками побудило его завести переговоры с папским нунцием Аркинто относительно получения места при библиотеке кардинала Пассионеи, но непременным условием для этого ему был поставлен переход из лютеранства в католичество. Винкельман сразу же согласился. Однако прошел еще целый год, прежде чем он смог осуществить мечту своей жизни. Аудиенция у короля Саксонии помогла Винкельману получить небольшую пенсию, которая позволила ему покинуть Дрезден. 18 ноября 1755 года Винкельман приехал в Рим[1], где сблизился с живописцем Рафаэлем Менгсом, проникнутым теми же, как и он, эстетическими убеждениями и стремлениями, и всецело предался изучению антиков.

Обогатив свои познания и расширив взгляды поездкой в Неаполь и посещением Геркуланума и Помпей, незадолго перед тем выступивших из-под пепла Везувия, он составил каталог коллекции гемм барона Стоша во Флоренции и после вторичного путешествия в Неаполь приступил к изданию «Истории античного искусства» — главного своего труда, вышедшего в свет в 1764 г., вскоре за тем (в 1767 г.) дополненного «Заметками об истории искусства» и впоследствии переведенного на французский и другие языки.

Гибель

Побывав ещё раз в Неаполе, он отправился в сопровождении скульптора Бартоломео Кавачеппи (итал.) в Германию, но доехал только до Вены, откуда вернулся в Италию. Неподалеку от Триеста Винкельман случайно познакомился с только что выпущенным из тюрьмы преступником Арканджели. Притворившись любителем искусства, Арканджели втёрся к нему в доверие с целью воспользоваться бывшими при нём медалями и деньгами. В Триесте, где Винкельман намеревался сесть на корабль до Анконы и остановился на несколько дней, Арканджели заколол учёного прямо в постели и похитил его пожитки. Убийца был колесован по приговору суда. Существует несколько версий гибели Винкельмана: возможные гомосексуальные отношения между ним и убийцей, шпионская или политическая история, преследования иезуитов и т. п.

Идеи

Ангелика Кауфман. Портрет Винкельмана, 1764

Как показал биограф Винкельмана Юсти, в области искусства его предшественником был французский знаток предмета граф Келюс.

Заслуга Винкельмана заключается преимущественно в том, что он первым проложил путь к пониманию культурного значения и прелести классического искусства, оживил интерес к нему в образованном обществе и явился основателем не только его истории, но и художественной критики, для которой предложена им стройная, хотя и устаревшая для наших дней система.

В «Истории искусства древности» (1764) И. И. Винкельман приписал «причины успехов и превосходства греческого искусства над искусством других народов» влиянию «отчасти климата, отчасти государственного устройства и управления, и вызванного ими склада мыслей, но, не менее того, и уважению греков к художникам и распространению и применению в их среде предметов искусства»[2].

С именем Винкельмана, провозгласившим древнегреческое искусство высшим достижением культурной истории человечества, связан поворот "к грекам" интереса к античности, до этого преимущественно уделявшегося Древнему Риму[3].

Открытие последовательности стилей в древнем искусстве, удавшееся ученому, было тесно связано с неприятием, которое вызывало у него искусство барокко и рококо по сравнению с искусством Высокого Возрождения. Аналогия с этим изменением вкуса стояла у него перед глазами повсюду, в том числе и при исследовании произведений античного искусства, и помогала ему расчленить их на исторические ступени.

По Винкельману, главной задачей искусства должно быть «прекрасное», которому подчиняются и индивидуальная правда, и действие, и эффект; сущность же прекрасного заключается в изображении типа, созданного нашей фантазией и природой; в её основании лежат верность пропорций, благородная простота, спокойное величие и плавная гармоничность контуров. Существует, учил Винкельман, только одна красота, имеющая вневременное значение, так как она заложена в самой природе и реализуется ею там, где счастливо совпадают милость небес, благотворное воздействие политической свободы и национального характера, например, у греков времен Фидия и Праксителя. Вся история искусства других народов была для него только фоном, который служил лишь тому, чтобы эта истина ярче блестела.

Библиография

Из многочисленных сочинений, посредством которых распространял он свои выводы и идеи, особенно любопытны, сверх вышеупомянутых, ещё следующие: «Gedanken über die Nachahmung der griechischen Werke in Malerei und Bildhauerkunst» (1753), «Sendschreiben über die Gedanken von der Nachahmung» и принадлежащие к этому труду «Дополнения» (1756), «Anmerkungen über die Baukunst der Alten» (1761), «Abhandlungen von der Empfindung der Schönen» (1763), «Versuch einer Allegorie» (1766) и находящееся в связи с «Историей искусства» обширное издание: «Monumenti antichi inediti» (1767, 1768 и 1821).

Полное собрание сочинений Винкельмана издано Ферновым, Генрихом Мейером, Шульце и Зибелисом (в 1808—1825 гг., 11 томов; вторично в Аугсбурге в 1838 и след. гг.). В богатой литературе о Винкельмане и его трудах, можно указать на очерк Гёте «Winckelmann und sein Jahrhundert» (1805) и Justi, «Leben W.» (1866—1872). На русском языке см. этюд Н. М. Благовещенского (СПб., 1891).

Ссылки

  1. Церен Э. Библейские холмы. — Издательство: Терра — книжный клуб, 2007. — ISBN: 978-5-275-01523-2
  2. Античный миф в "Фаусте" И. В. Гете
  3. Суриков И. Е., Ленская В. С., Соломатина Е. И., Таруашвили Л. И. История и культура Древней Греции. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. И. E. Сурикова. — М.: Языки славянских культур, 2009. — 729 с. — 800 экз. — ISBN 978-5-9551-0355-6. С. 287
  • И. И. Винкельман и три эпохи буржуазного мировоззрения
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Винкельман.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01