21-10-2023
Вологда в её старине |
|
Вологда въ ея старинѣ | |
|
|
Автор: | |
---|---|
Жанр: | |
Язык оригинала: | |
Оригинал издан: | |
Оформление: | |
Издательство: | |
Страниц: |
365 |
Носитель: | |
Электронная версия |
«Во́логда в её старине́» — книга об архитектурных и художественных достопримечательностях Вологды и её ближайших окрестностей, написанная искусствоведом Г. К. Лукомским при участии других членов Северного кружка любителей изящных искусств, впервые вышедшая в свет в 1914 году и несколько раз переизданная в 1980-е и 1990-е годы. Одно из наиболее полных справочных изданий по архитектуре и популярных путеводителей по Вологде[1][2].
Содержание |
Книга «Вологда в её старине» была подготовлена и издана благодаря сотрудничеству искусствоведа Г. К. Лукомского и членов Северного кружка любителей изящных искусств (СКЛИИ) — культурно-просветительского общества, основанного художниками и представителями интеллигенции, и просуществовавшему в Вологде с 1906 по 1920 годы.
Северный кружок любителей изящных искусстве в 1913 году организовал в Вологде чтение лекций по истории русской архитектуры[3]. Эти лекции, прочитанные Г. К. Лукомским, вызвали идею об издании книги о «вологодской старине» — памятниках архитектуры и истории, декоративного и церковного искусства в Вологде. Члены Кружка отнеслись очень сочувственно к предложенной идее, и на общем собрании 26 мая 1913 года решено было приступить к изданию книги в 1914 году. В течение лета 1913 года членами кружка было сделано несколько сот фотографий памятников местной и окрестной старины; были собраны исторические и библиографические сведения[4].
В работе по собиранию материала и подготовке его к печати особенно значительное участие приняли председатель кружка Е. Н. Волкова, члены кружка искусствоведы С. С. Перов, И. В. Евдокимов, Н. С. Серова и С. Р. Эрнст. Члены кружка К. И. Беляев, Л. А. Коноплёва, Ю. Ф. Лузан, Л. А. Масленникова, В. И. Никуличев, Е. К. Саблина помогли изданию сообщением некоторых сведений. Содействие и сочувствие изданию было оказано со стороны вологодского епископа Александра, предводителя дворянства А. Н. Неелова и городского головы Н. А. Волкова. Значительное количество фотографий было сделано художником Н. П. Дмитревским, Б. А. Перфильевым, вологодским фотографом Л. В. Раевским и самим Г. К. Лукомским[4].
Книга была выпущена в Петроградском издательстве «Сириус», клише подготовлены в издательстве «Голике и Вильборг». Книга вышла в свет в начале октября 1914 года двумя изданиями по 1000 экземпляров каждое: на лучшей мелованной бумаге и на глазированной веленевой. Размер книги составил 365 страниц вместо запланированных 250, количество фотографий — 195 вместо запланированных 75. В связи с чем стоимость 1 экземпляра на мелованной бумаге была заявлена в 3 рубля 75 копеек (вместо запланированных 3 рублей), 1 экземпляра на веленевой бумаге — 3 рубля (вместо 2 рублей)[5]. Издание книги легло тяжким бременем на бюджет СКЛИИ — из необходимых 4000 рублей у кружка было 300 рублей собственных средств. Е. Н. Волковой пришлось выдать типографии Сириус свои личные векселя в обеспечение долга кружка[6]. За первый год продажи удалось выручить 2371 рубль 13 копеек.
Издание преследовало цель изучить, описать и открыть для широкой публики, в том числе, вологодской, красоту и историческую ценность местных художественных и архитектурных памятников. Вскоре после выхода книги кружок приступил к составлению регистра архитектурных памятников вологодского края.
По утверждению одного из ведущих исследователей архитектуры Вологодской области, Уильяма Брумфилда, «для таких эстетов, как Лукомский, который в 1914 году опубликовал книгу о Вологде, такие города русской провинции представляют идеал архитектурной гармонии»[7]. Г. К. Лукомский, предваряя книгу, недвусмысленно высказывал своё восхищение прошлым русской, и в частности, вологодской архитектуры:
|
…в то время как настоящее и будущее представлялось авторам безрадостным:
|
Издание имело несомненный успех у критики — отзывы о нём были помещены как в специальных художественных журналах, так и в общей прессе, столичной и провинциальной. Среди опубликовавших отзывы изданий были: «Старые годы», «Аполлон», «Русский библиофил», «Архитектурный еженедельник», «Зодчий», «Современник», «Исторический вестник», «Русский экскурсант», «Известия Архангельского общества изучения Русского Севера», «Известия Вологодского общества изучения Северного края», «Речь», «Новое время», «Вологодский листок», «Киевская мысль», «Русская школа», «Северные записки» и другие.
|
|
В конце XX века книга выдержала несколько переизданий, в том числе как репринт в конце 1980-х и 1991 году (последний — тиражом 50 000 экземпляров), и через сто лет являясь одним из ценных источников информации и популярных путеводителей по Вологде[11].
|
Исследование искусства, и в частности, архитектуры Вологды было продолжено другим членом Северного кружка любителей изящных искусств И. В. Евдокимовым в его книге «Север в истории русского искусства», написанной в 1920—1921 году. Часть материалов для книги, включая бо́льшую часть фотографий, была взята из книги «Вологда в её старине» и журнала СКЛИИ «Временник».[12]
Северный кружок любителей изящных искусств | ||
---|---|---|
Учредители | А. Н. Белозеров · А. А. Борисов · А. Н. Каринская · А. А. Киселёв · С. В. Рухлов | |
Члены | Полный список членов Председатели: А. И. Сермягин (1906—1912 годы) · Е. Н. Волкова (1912—1920 годы) Постоянные члены: Ф. М. Вахрушов · Е. Е. Лансере · И. Е. Репин · Почётный член: Г. К. Лукомский Члены-любители: К. И. Беляев · А. П. Блазнов · С. А. Брянчанинова · Н. А. Волков · А. А. Галкин · Н. П. Дмитревский · И. В. Евдокимов · С. С. Перов · И. Н. Суворов · А. И. Трапицын · И. В. Федышин · С. Р. Эрнст |
|
Адреса | Пушкинский Народный дом · Дом Дворянского собрания · Дом Волкова · Шаламовский дом | |
Издания | Временник · Вологда в её старине | |
Собрания | Вологодский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник · Вологодская областная картинная галерея · Тотемский краеведческий музей · Музей художественного освоения Арктики им. А. А. Борисова |
Вологда в её старине.