18-05-2023
Воронежский Камерный театр | |
---|---|
| |
Место нахождения | Воронеж, Россия |
Основан | 1993 |
Директор | Олег Ткаченко |
Художественный руководитель | Михаил Бычков |
Сайт | http://www.kamerny.vrn.ru/ |
Воронежский Камерный театр — драматический театр в Воронеже.
Содержание |
Камерный театр учреждён 30 марта 1993 года, является государственным, репертуарным театром, имеет стационарное помещение с залом на 100 мест и постоянную труппу из 10 актёров, играет около 160 спектаклей в год[1]. Театр арендует помещение в правом крыле Дворца культуры железнодорожников, на месте которого в XIX веке располагался сад «Эрмитаж» с летним театром, а появившееся в начале XX века на его месте здание «Общественного собрания» (тот самый Дворец культуры) многие годы давало приют гастролирующим труппам. Эмблемой театра является рыцарь в шляпе с пером и шпагой в руках, гордо восседающий на лошадке с куриными ножками. Этот символ идет из Средневековья, где эта лошадка (hobbyhorse) была символом театрализованного народного действа[2].
Премьера первого спектакля театра, трагедии Расина «Береника», состоялась 21 июня 1994 года. На тот момент в труппе театра состояли четыре актера — Олег Мокшанов, Сергей Лялин, Сергей Козлов и Наталья Шевченко.
В 1995 году за создание Камерного театра и постановку спектаклей «Сторож», «Персона», «Jamais», художественный руководитель театра Михаил Бычков был удостоен Премии имени К. С. Станиславского.
В 1996 году Театр Наций приглашает маленькую труппу Камерного для выступления в Москве. Театр получил возможность представить свое искусство столичной публике — критикам, популярным актерам, режиссерам: Н. Крымовой, А. Свободину, И. Соловьевой, Б. Поюровскому, В. Гафту, П. Хомскому, С. Женовачу и многим другим. Выдержки из стенограммы выступления А. Свободина перед актерами Камерного, опубликованные в газете «Воронежский курьер»,[3] позволяют понять, каким представилось критику увиденное и услышанное:
Сегодня почти повсеместно существует намеренное снижение, крайнее упрощение сценического языка, огрубление, опрощение. Вот у вас ничего этого нет, вы чисты, потому что Бергман, Вертинский, Пинтер — все очень значительно. |
В 1996 году театр переживает кризис, связанный с уходом основного актерского состава. В 1998 году Михаил Бычков вновь ставит «Беренику» — с обновленным составом актеров, многие из которых, в частности, исполнительница заглавной роли Елена Лукиных, остаются в Камерном до настоящего времени.
Несмотря на то, что к 1999 году Камерный театр становится в Воронеже практически культовым, что о нем говорят не только в России, что его приглашают участвовать во многих фестивалях как внутри страны, так и за рубежом, в конце 1999 — начале 2000 происходит очередной кризис: театр едва не лишают помещения. Спасает только активная позиция верных его зрителей, журналистов и общественных деятелей, сумевших отвоевать любимый театр у бюрократической машины. Тем не менее, проблема вновь становится чрезвычайно острой в 2004 году. Камерный театр существует без собственного помещения и под постоянной угрозой выселения из арендуемого помещения ДК Железнодорожников до сих пор.[4]
И всё же, несмотря на бытовую неустроенность, 26 ноября 1999 состоялась премьера одного из самых удачных спектаклей Камерного — им стал «Дядюшкин сон» по Ф. М. Достоевскому. Спектаклем заинтересовался Экспертный совет национальной премии «Золотая маска» и выдвинул его на соискание этой самой престижной театральной награды в нашей стране, причем сразу по пяти номинациям:
Лучшей женской ролью признали работу Т. Кутихиной. Таким образом, Камерный стал одним из немногих провинциальных театров, имеющих эту награду (в Воронеже он стал вторым - первую в городе "Золотую маску" получила актриса Академического театра драмы им. А.В. Кольцова Римма Мануковская[5]). В частности, в газете «Ведомости» писали: «Дядюшкин сон» — едва ли не единственная за несколько лет постановка из провинции, которую на «Золотой маске» должно оценивать без учета географического положения, на равных с московской и петербургской театральной продукцией"[6].
В 2002 году в издательстве КВАРТА вышла книга известного воронежского театроведа Зиновия Анчиполовского «Театр Михаила Бычкова», значительная часть которой посвящена анализу постановок Камерного театра. В ней в том числе автор дает предельно ёмкую характеристику:
Камерный театр - это театр раздумий. И выбор репертуара, и постановочные решения во многом дикутются интеллектуальными задачами, стремлением показать противоборство идей, мировоззренческие схватки. Режиссер как бы приглашает зрителя к размышлению, даже когда ему предстоит увидеть хорошо известное произведение. |
В 2002 году спектакль Камерного театра «Фрёкен Жюли» участвовал в фестивале «Золотая Маска» в номинациях «Лучший спектакль малой формы» и «Лучшая работа режиссёра — Михаил Бычков», а также в фестивале «Театральный остров», проходивший в этом же году в г.Санкт-Петербурге.
В 2003 году на фестивале «Новая драма», проходившем в Москве, спектакль «Две маленькие пьесы» стал лучшей работой режиссёра (Михаил Бычков). В этом же году спектакль Камерного театра «Зима» был выдвинут на соискание национальной театральной Премии «Золотая Маска» в номинациях: «Лучший спектакль малой формы» и «Лучшая работа режиссёра».
21 июня 2009 года театр отметил свое 15-летие.
В 2010 году ещё одна постановка Камерного театра была выдвинута на «Золотую маску» - это спектакль «Электра и Орест» по Еврипиду. Номинации:
В январе 2011 года Камерный театр принял участие в Театральном фестивале, посвящённом 120-летию Осипа Мандельштама, проходившем в Москве и Санкт-Петербурге, — с постановкой «Мандельштам (Литературный вечер)». Спектакль был показан на сцене Центра им. Мейерхольда.
В октябре 2011 года Forbes включил Воронежский камерный театр в 10 самых интересных провинциальных театров России, которые стоит посетить[7].
Воронежский Камерный театр.