19-09-2023
«Всемирная история, Банк Империал» — серия рекламных роликов, снятых в 1992—1997 годах Тимуром Бекмамбетовым для банка «Империал».
Договариваясь с Бекмамбетовым о съёмках, президент банка Сергей Родионов сразу же поставил условие: никакой анимации, никакой компьютерной графики — только живая постановочная съёмка. Но при этом, по словам Тимура Бекмамбетова, компьютерная графика применялась[1].
Ролики завоевывали многочисленные призы на фестивалях рекламы. Среди премий — «Золотое яблоко» на Московском международном фестивале рекламы (ММФР) в 1992, 1994, 1995 и 1996 годах, Золотая медаль Международного кинофестиваля в Хьюстоне в 1995 году и др.
В некоторых роликах снимался Виктор Вержбицкий (см. по сюжетам). Основной закадровый голос — телеведущий и продюсер Александр Гуревич. В отдельных роликах закадровый текст читают Иннокентий Смоктуновский (ролики про Петра I, Тамерлана), Владимир Машков (ролики про Дмитрия Донского, Чингисхана и Угэдея, Конрада III) и др.
Сам банк в 1998 году был лишён лицензии, после долгих судебных разбирательств её удалось вернуть, но в 2005 году банк был признан банкротом.
Одним из дочерних банков «Империала» являлся банк «Славянский»[2]. В настоящее время у «Славянского» отозвана лицензия, причём председателем совета директоров этого банка являлся Сергей Родионов[3], бывший председатель правления «Империала»[4]. Неудивительно, что спустя некоторое время после окончания рекламной кампании банка «Империал» некоторые его ролики были использованы банком «Славянский» (в частности, про Петра I и Наполеона). Кроме того, Бекмамбетов снял для «Славянского» целую серию других рекламных роликов со стихами знаменитых отечественных поэтов (Есенина, Пушкина, Пастернака[5], Мандельштама, Блока).
С точностью до миллиметра.
Во время битвы с головы императора Наполеона сбивает шляпу. Около него падает пушечное ядро с горящим фитилём. Наполеон поднимает шляпу, тщательно поправляет её и только после этого в последний момент гасит фитиль бомбы.
В другой версии Наполеон в конце садится мимо барабана.
С точностью до секунды.
Цезарь спешит на собрание, но в коридоре цепляется одеждой за упавший бюст, и рвёт накидку. Он успевает прийти до того, как упала последняя песчинка в часах. Люди видят, что его одежда порвана сзади.
С точностью до копейки.
За обедом королю подают дичь, прося за блюдо 10 франков, но Людовик XIV соглашается только на 9.
В роли Людовика XIV — Виктор Вержбицкий.
За столом сидят разнообразные правители, от императоров до вождей племён. «С точностью до миллиметра» — зачитывает глашатай, и встаёт Наполеон. «С точностью до секунды» — поднимается Цезарь. «С точностью до копейки» — Людовик XIV. «С точностью до короля» — встают все монархи, лишь Артур в тяжёлых доспехах никак не может встать. Наполеон и Людовик помогают ему подняться.
В роли Людовика XIV — Виктор Вержбицкий.
Россия. Конец XVII века.
Нет промышленности, нет торговли, нет выхода к морю. Осенью года 1692 царь Пётр приехал к озеру Переславское. Там, вдали от моря, строился флот. Через месяц первые корабли по суше волоком доставлены были на Белое море. Неожиданно для всей Европы Россия стала морской державой.
Закадровый текст — Иннокентий Смоктуновский.
Империя Тамерлана. XIV век.
Отправляясь в поход, приказал Тамерлан каждому воину оставить у дороги камень. И вырос курган. И был огонь! И была победа! И возвращались они, и поднимали камни свои. Но остались камни. И последним шёл Тамерлан. И поднимал он тяжёлые камни. И говорил с ними, вспоминая их имена.
Закадровый текст — Иннокентий Смоктуновский.
Ужин у императрицы Екатерины II в последний день Рождественского поста, едят все, кроме полководца Суворова.
— А что это у нас граф Суворов ничего не ест, а? — спрашивает императрица
— Так ведь пост, матушка. До первой звезды нельзя. Ждём-с, — отвечает Суворов.
Все прекращают есть, но Екатерина находит выход: «Звезду Суворову Александру Васильевичу!».
В роли Екатерины Великой — Евгения Уралова. В роли Суворова — Иван Уфимцев. В роли одного из придворных (по правую руку от Екатерины) — Владимир Стержаков.
IV век до Рождества Христова.
Александр Македонский покорил Парфянское царство, но войско его, погрязшее в распутстве и отягощённое богатой добычей, не могло двигаться дальше. И тогда приказал он собрать все трофеи и сжечь. И пошли они дальше, и покорились им и Персия, и Бактрия, и Индия!
В роли Александра Македонского — Виктор Вержбицкий.
Император Нерон очень любил петь. И тысячи благодарных граждан часами слушали любимого императора. И только тяжёлый недуг или смерть могли помешать им исполнить свой гражданский долг. Во время представления патриций потерял сознание из-за солнечного удара (или просто притворился), легионеры выносят его из театра на морской берег. Однако на следующий день посланник Нерона вновь приходит в дом к патрицию, чтобы вызвать того на очередное представление императора-стихотворца.
В роли патриция — Семён Фурман.
У Александра II просят разрешения использовать войска против крепостных крестьян Херсонской губернии, самовольно бегущих в Крым. Император видит слугу, подрезающего крылья лебедям:
— Стрижем, Ваше Величество! — говорит слуга. — Чтоб не улетели!
— Кормить надо лучше, они и не улетят, — отвечает император.
Приходит зима, лебеди улетают. Голос за кадром говорит: «В 1861 году в Лондоне была пущена первая линия метрополитена, а в России отменено крепостное право».
17 ноября 1812 года у реки Березины французские войска были окончательно разбиты. Император Наполеон бросил остатки своей армии и бежал в Париж. Тайно. Его встречает старушка, которая любуется им. Наполеон дарит ей монету со своим портретом: «Посмотрите, мадам — это для вас. Здесь я выгляжу гораздо лучше».
XII век.
Император Священной Римской империи Конрад III осадил город Вейнсберг в Южной Германии. Разгневанный упорством осаждённых, он попросил женщин покинуть город, разрешив взять самое ценное, но только то, что они смогут унести на себе. И когда отворились ворота, изумлённый император увидел женщин, несущих на себе своих израненных мужей. Шествие возглавляла юная герцогиня Гвельфская, и Конраду ничего не оставалось, как завершить дело миром.
Закадровый текст — Владимир Машков.
Когда-то, давным-давно, жили инки. Они не знали денег, а из золота делали только то, что им нравилось — бабочек, лягушек, улиток. И когда приплыли испанцы, они вышли навстречу и радовались. И Великий Инка подарил чужеземцам своих бабочек, лягушек, улиток, а испанцы переплавили их в кирпичи. В день своей казни Великий Инка простил испанцев, ведь они родились там, где нет ничего прекрасней золотого кирпича.
Тьма над нами. Тьма!
Царь Иван Грозный оглашает перед собравшейся толпой народа: «Бояре расхитили казну земли русской! Воеводы не хотят быть защитниками христиан! Отдали Русь на растерзание Литве, ханам, немцам! Каждый думает о своём богатстве, забыв об Отечестве! А посему, повинуясь великой жалости сердца, беру снова государства свои и буду владеть ими самодержавно!»
Раздаётся крик из толпы: «А на каких условиях?!» Все смотрят на кричавшего, он повторяет тише, пожимая плечами: «На каких условиях?» Иван Грозный, уходя, говорит: «После узнаете…» По снегу волокут окровавленное бездыханное тело вопрошавшего.
«Они никогда не побеждали монгол. И отцы их никогда не побеждали монгол. И деды их никогда не побеждали монгол. И они знали, что победить монгол нельзя…»
Русские воины стоят на Куликовом поле, ожидая атаки противника. Один испуганный ополченец убегает, но, увидев Дмитрия Донского, останавливается. Дмитрий отдаёт ему свой шлем. Русские воины начинают атаку.
Закадровый текст — Владимир Машков.
Однажды отец спросил своих сыновей:
— В чём самое большое наслаждение для человека?
— Охотиться с беркутом, — ответил старший.
— Быть богатым, — ответил средний.
И только самый младший из них Угэдэй сказал то, что так хотел слышать отец: «Заботиться об отечестве — вот самое большое наслаждение для человека». И не солгал Угэдэй, будущий правитель Монголии, потому что именно так жил великий отец его Чингисхан.
Закадровый текст — Владимир Машков.
В Париже поставлен спектакль, некоторым образом порочащий честь императрицы Екатерины, её внук Николай I обещает императору Франции[6] послать миллион зрителей в серых шинелях, которые смогут освистать это представление… некоторым образом. Спектакль закрывают.
В роли Николая I — Виктор Вержбицкий.
Летним утром 1693 года некогда освободивший Европу от турок польский король Ян Собеский играл в шахматы. Противником его был диковинный автомат, который обыгрывал любопытных на базарах Кракова. Собеский проигрывал.
— Ещё раз! — сказал король и бросил на кон табакерку.
— Требуется смазать, Ваше Величество, — запротестовал владелец автомата.
— Мажь!
Но и эту партию он проиграл. Разозлившись, Собеский швырнул на стол табакерку и пошёл прочь, и тут случилось невероятное — автомат чихнул. Негодуя, проигравший король сорвал с автомата железную крышку и увидел под ней человека:
— Помилуйте, Ваше Величество, инвалида, оставившего ноги на полях сражений за отечество наше!
— Поклянитесь, что никто не узнает о случившемся здесь! Иначе мы лишим последнего куска хлеба защитников наших, — сказал король своим придворным, отпустив владельца «автомата» и шахматиста-инвалида.
Всемирная история, Банк Империал.