25-04-2023
Ханс-Георг Гадамер | ||||
Дата рождения: | ||||
---|---|---|---|---|
Место рождения: | ||||
Дата смерти: | ||||
Место смерти: | ||||
Страна: | ||||
Школа/традиция: | ||||
Направление: |
Западная Философия |
|||
Период: | ||||
Основные интересы: | ||||
Оказавшие влияние: |
Платон, Аристотель, И. Кант, Гегель, С. Кьеркегор, Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер |
|||
Испытавшие влияние: | ||||
Награды: |
|
Ганс-Георг Га́дамер (нем. Hans-Georg Gadamer; 11 февраля 1900 года, Марбург — 13 марта 2002 года, Гейдельберг) — немецкий философ, один из самых значительных мыслителей второй половины XX в., известен прежде всего как основатель «философской герменевтики». Главный труд — «Истина и метод. Основные черты философской герменевтики» (Wahrheit und Methode, 1960).
Родился в протестантской семье. Его мать умерла от диабета, когда Гансу-Георгу было только четыре года. Он вырос в Бреслау, где его отец был профессором фармацевтики в местном университете, после возглавивший кафедру в Марбурге. Ганс-Георг учился философии, германистике и теории литературы в университетах Бреслау (с 1918) и затем Марбурга, куда они с отцом переехали в 1919 году. Там в 1922 году он защитил докторскую диссертацию под руководством Пауля Наторпа. В 1923 году Гадамер познакомился с и преподававшим там Мартином Хайдеггером. В Марбурге Гадамер дополнил своё образование изучением классической филологии (1924—1927). В 1929 году он под руководством Хайдеггера защитил диссертацию о платоновском «Филебе». С того же года преподавал философию в Марбургском университете, с 1937 года профессор. В НСДАП не состоял. С 1939 по 1947 годы профессор в Лейпцигском университете, одновременно директор его института философии, также в 1946 году декан философского факультета, а в 1946—1947 годах ректор университета. С 1947 по 1949 возглавлял кафедру философии в университете Франкфурта-на Майне. Затем занял кафедру в университете Гейдельберга, которой руководил Карл Ясперс. Основал в 1953 году журнал «Philosophische Rundschau». С 1962 по 1966 год возглавлял Немецкое философское общество. После выхода на пенсию (1968, эмерит) преподавал в качестве приглашённого профессора в университетах США (до 1989 года). В 1968-72 годах президент Академии наук в Гейдельберге.
Член академий наук Лейпцига, Гейдельберга, Афин, Будапешта, Брюсселя, Рима, Турина и Лондона, почетный член немецкой академии творчества в Дармштадте и американской академии изящных искусств в Бостоне. Почётный доктор Оттавского и МакМастерского университетов (Канада), Католического университета Америки (США), Бамбергского, Лейпцигского, Марбургского, Тюбингенского университетов (ФРГ), Карлова университета (Чехия), Вроцлавского университета (Польша), СПбГУ (2000, Россия)[1]. Почётный профессор МГУ (2000).
Гадамер исследует задачи исторической науки. По мысли Гадамера, у историка, обращающегося к какому-либо историческому тексту, всегда есть некоторое «предварительное понимание» (Vorverstandnis) этого текста, заданное ему традицией, в которой он живёт и мыслит; оно может корректироваться в процессе работы над текстом, но историк не может полностью освободиться от предпосылок своего мышления: беспредпосылочного мышления не существует, поскольку бытие — это время, а человеческий опыт конечен. Для характеристики предварительного понимания Гадамер использует слово «предрассудок» (Vorurteil), которое, говорит Гадамер, до эпохи Просвещения не имело привычного для нас отрицательного значения. Предрассудок означает нечто, предшествующее рассуждению и размышлению, некоторую дорефлексивную установку сознания. С точки зрения герменевтической философии, предрассудок — неотъемлемая характеристика сознания, поскольку оно понимается исторически. Отрешиться от предрассудка полностью невозможно, но можно, как говорит Гадамер, привести его во взвешенное состояние — в этом и состоит задача историка. Условием достижения такого состояния является наличие временно́й дистанции между исследователем и тем, что исследуется. При этом нечто понимается только в том случае, если исследователю удаётся понять «вопрос, на который это нечто является ответом» (Гадамер). Понимание такого вопроса означает «сплавление горизонтов» интерпретатора и интерпретируемого, которое, согласно Гадамеру, есть действие языка. Язык (естественный), по Гадамеру, составляет содержание того, что у Гуссерля названо «жизненным миром».[2]
Гадамер, Ханс-Георг.