Lt304888.ru

Туристические услуги

Гадамер, Ханс-Георг

25-04-2023

(перенаправлено с «Гадамер, Ханс-Георг»)
Перейти к: навигация, поиск
Ханс-Георг Гадамер
Дата рождения:

11 февраля 1900({{padleft:1900|4|0}}-{{padleft:2|2|0}}-{{padleft:11|2|0}})

Место рождения:

Марбург

Дата смерти:

13 марта 2002({{padleft:2002|4|0}}-{{padleft:3|2|0}}-{{padleft:13|2|0}}) (102 года)

Место смерти:

Гейдельберг

Страна:

 Германия

Школа/традиция:

континентальная философия, герменевтика

Направление:

Западная Философия

Период:

Философия XX века

Основные интересы:

Метафизика, Эстетика, Онтология, Эпистемология, Язык

Оказавшие влияние:

Платон, Аристотель, И. Кант, Гегель, С. Кьеркегор, Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер

Испытавшие влияние:

Р. Рорти, Дж. Ваттимо, Richard Kearney, Д. Дэвидсон

Награды:

Ганс-Георг Га́дамер (нем. Hans-Georg Gadamer; 11 февраля 1900 года, Марбург — 13 марта 2002 года, Гейдельберг) — немецкий философ, один из самых значительных мыслителей второй половины XX в., известен прежде всего как основатель «философской герменевтики». Главный труд — «Истина и метод. Основные черты философской герменевтики» (Wahrheit und Methode, 1960).

Биография

Родился в протестантской семье. Его мать умерла от диабета, когда Гансу-Георгу было только четыре года. Он вырос в Бреслау, где его отец был профессором фармацевтики в местном университете, после возглавивший кафедру в Марбурге. Ганс-Георг учился философии, германистике и теории литературы в университетах Бреслау (с 1918) и затем Марбурга, куда они с отцом переехали в 1919 году. Там в 1922 году он защитил докторскую диссертацию под руководством Пауля Наторпа. В 1923 году Гадамер познакомился с и преподававшим там Мартином Хайдеггером. В Марбурге Гадамер дополнил своё образование изучением классической филологии (1924—1927). В 1929 году он под руководством Хайдеггера защитил диссертацию о платоновском «Филебе». С того же года преподавал философию в Марбургском университете, с 1937 года профессор. В НСДАП не состоял. С 1939 по 1947 годы профессор в Лейпцигском университете, одновременно директор его института философии, также в 1946 году декан философского факультета, а в 1946—1947 годах ректор университета. С 1947 по 1949 возглавлял кафедру философии в университете Франкфурта-на Майне. Затем занял кафедру в университете Гейдельберга, которой руководил Карл Ясперс. Основал в 1953 году журнал «Philosophische Rundschau». С 1962 по 1966 год возглавлял Немецкое философское общество. После выхода на пенсию (1968, эмерит) преподавал в качестве приглашённого профессора в университетах США (до 1989 года). В 1968-72 годах президент Академии наук в Гейдельберге.

Член академий наук Лейпцига, Гейдельберга, Афин, Будапешта, Брюсселя, Рима, Турина и Лондона, почетный член немецкой академии творчества в Дармштадте и американской академии изящных искусств в Бостоне. Почётный доктор Оттавского и МакМастерского университетов (Канада), Католического университета Америки (США), Бамбергского, Лейпцигского, Марбургского, Тюбингенского университетов (ФРГ), Карлова университета (Чехия), Вроцлавского университета (Польша), СПбГУ (2000, Россия)[1]. Почётный профессор МГУ (2000).

Философские идеи

Гадамер исследует задачи исторической науки. По мысли Гадамера, у историка, обращающегося к какому-либо историческому тексту, всегда есть некоторое «предварительное понимание» (Vorverstandnis) этого текста, заданное ему традицией, в которой он живёт и мыслит; оно может корректироваться в процессе работы над текстом, но историк не может полностью освободиться от предпосылок своего мышления: беспредпосылочного мышления не существует, поскольку бытие — это время, а человеческий опыт конечен. Для характеристики предварительного понимания Гадамер использует слово «предрассудок» (Vorurteil), которое, говорит Гадамер, до эпохи Просвещения не имело привычного для нас отрицательного значения. Предрассудок означает нечто, предшествующее рассуждению и размышлению, некоторую дорефлексивную установку сознания. С точки зрения герменевтической философии, предрассудок — неотъемлемая характеристика сознания, поскольку оно понимается исторически. Отрешиться от предрассудка полностью невозможно, но можно, как говорит Гадамер, привести его во взвешенное состояние — в этом и состоит задача историка. Условием достижения такого состояния является наличие временно́й дистанции между исследователем и тем, что исследуется. При этом нечто понимается только в том случае, если исследователю удаётся понять «вопрос, на который это нечто является ответом» (Гадамер). Понимание такого вопроса означает «сплавление горизонтов» интерпретатора и интерпретируемого, которое, согласно Гадамеру, есть действие языка. Язык (естественный), по Гадамеру, составляет содержание того, что у Гуссерля названо «жизненным миром».[2]

Сочинения

  • Wahrheit und Methode (Истина и метод) (1960)
  • Kleine Schriften (Philosophical Hermeneutics) (1967)
  • Dialogue and Dialectic (1980)
  • Vernunft im Zeitalter der Wissenschaft. Разум в времени науки (1976)

Публикации на русском

  • Гадамер, Г. Г. Актуальность прекрасного. — М.: Искусство, 1991.
  • Гадамер, Г.-Г. Истина и метод / Пер. с нем.; общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. — М.: Прогресс, 1988. — 704 с копия
  • Гадамер, Х.-Г. Хайдеггер и греки / Перевод и примечания М. Ф. Быковой // Логос. — 1991. — № 2. — С. 56—68.
  • Гадамер, Х.-Г. Что есть истина? / Перевод М. А. Кондратьевой при участии Н. С. Плотникова // Логос. — 1991. — № 1. — С. 30—37.
  • Гадамер, Г.-Г. Игра искусства / Пер. с нем. А. В. Явецкого // Вопросы философии. — 2006. — № 8. — С. 164—168. — Доклад 1973 года; опубликован в 1977 году.
  • Гадамер, Г.-Г. Интервью // Вопросы философии. — 1996. — № 7. — С. 127—132.
  • Гадамер, Г.-Г. Диалектическая этика Платона: феноменологическая интерпретация «Филеба» / пер. с нем. и предисл. О. А. Коваль. СПб.: С.-Петербургское философское о-во, 2000.- 255 с. ISBN 5-93597-006-6
  • Гадамер, Х.-Г. Пути Хайдеггера: исследования позднего творчества. / Пер. с нем. А. В. Лаврухина.- Минск, Пропилеи, 2007.-240 c. ISBN 985-6329-56-6 ISBN 985-6723-54-X

Литература

  • Плотников Н. Человек-традиция. Памяти Гадамера // Отечественные записки. — 2003. — № 1.
  • Гадамер, Ханс-Георг. — Малахов, Владимир. Русские в Германии. Беседа // Логос. — 1992. — № 3. — С. 228—232.
  • Лопханова, Н. И. Проблема понимания и интерпретации в герменевтике Г. Г. Гадамера и культурно-исторической теории языка Л. С. Выготского: Автореф. дис. … канд. филос. наук : 09.00.01 / Лопханова, Нина Ивановна; Соврем. гуманит. ин-т. — М., 2003.
  • Волин, Р. Оправдание Сократа: Замечательная и ужасная жизнь Ганса-Георга Гадамера / Пер. Ю. Жиловеца // Лефт.ру/Левая Россия — 2003. — № 17. Ссылка проверена 18.03.2007. — Рецензия на Jean Grondin. Hans-Georg Gadamer: A Biography. Trans. Joel Weinsheimer. Yale University Press, 2003.
  • Малахов, В. С. Воспоминание о Х.-Г.Гадамере // Вопросы философии. — 2002. — № 9. — С. 172—177.
  • Шестакова, М. А. Функции здравого смысла в герменевтике Гадамера // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. — 1999. — № 4. — С. 90—100.

Примечания

  1. Гадамер, Ганс Георг — Почетный доктор СПбГУ 2000 года — Санкт-Петербургский государственный университет
  2. Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. — М. Республика, 1997. — 495 с. — (Философия на пороге нового тысячелетия). ISBN 5-250-02645-1 — С. 424—431.

См. также

Ссылки

Гадамер, Ханс-Георг.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01