23-04-2023
Горько! | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Продюсер |
Илья Бурец |
Автор сценария |
Алексей Казаков |
В главных ролях |
Егор Корешков |
Оператор |
Дмитрий Грибанов |
Кинокомпания | |
Длительность |
100 мин. |
Бюджет |
1,5 млн. $ |
Сборы |
25 505 814 $ |
Страна | |
Язык | |
Год | |
Следующий фильм | |
IMDb |
ID 3194532 |
«Го́рько!» — российская комедийная дебютная полнометражная картина режиссёра Жоры Крыжовникова (псевдоним Андрея Першина), снятая в стиле «видео со свадьбы»[1]. Сценарий к фильму был написан Алексеем Казаковым, Николаем Куликовым, Жорой Крыжовниковым по оригинальной идее продюсеров Ильи Бурца и Дмитрия Нелидова. Премьерный показ ленты состоялся 10 октября 2013 года в Нью-Йорке в рамках «Недели российского кино»[2].
Фильм вышел в российский кинопрокат 24 октября 2013 года. Картина получила положительные отзывы от большинства кинокритиков. В своих отзывах они отмечали, что режиссёр снял смешной, остроумный и по-настоящему народный фильм[3][4]. «Горько!» является самым прибыльным отечественным фильмом в истории российского кинопроката, сумевшим собрать более 25,5 миллионов долларов при бюджете в 1,5 миллиона[5][6]. Режиссёр фильма удостоен премии «Ника» в категории «Открытие года», сама лента — номинации в категории «Лучший фильм» и девяти номинаций на премию «Золотой орёл». Через год, 23 октября 2014, в прокат вышло продолжение фильма «Горько! 2».
Молодожёны Наташа и Рома из Геленджика не могут договориться с родителями и решают провести сразу две свадьбы: одну, для родителей и родственников — в ресторане с Сергеем Светлаковым и традиционными конкурсами, а вторую, для себя — как театрализованную вечеринку на берегу Чёрного моря. Но по иронии судьбы оба торжества в один прекрасный момент соединятся.
На роль отчима главной героини режиссёр сначала выбрал Владимира Машкова, но у них не совпали рабочие графики[7], в итоге роль получил актёр Ян Цапник. Актёр приехал на пробы из Питера и сходу наимпровизировал, по словам режиссёра, множество странных смешных текстов, которые сразу же были вписаны в сценарий[8]. Ян Цапник, как и его герой в фильме, служил в десантных войсках, поэтому ему не составило большого труда влиться в коллектив десантников, с которыми он по сюжету исполняет песню «Синева». В отличие от своего героя, в жизни актёр не носит усов, поэтому ему наклеивали искусственные[9].
По первоначальному сценарию главной героине Наталье должно было быть восемнадцать лет, и когда подходящая молодая актриса была найдена, продюсеры попросили проверить, как будет выглядеть использованная в фильме съёмка в стиле мокьюментари. На гонорары актёрам денег не было, поэтому режиссёр попросил поучаствовать в пробных съёмках всех своих знакомых и свою жену — актрису Юлию Александрову[7]. Во время съёмок на неё обратил внимание один из продюсеров фильма — Илья Бурец, предложивший актрисе самой попробоваться на роль Наташи. Когда материалы с её видеопробами были отосланы ещё одному продюсеру фильма — Тимуру Бекмамбетову, тот сказал, что на роль невесты больше никого искать не нужно[7].
Съёмки проходили в мае 2013 года в Геленджике, Новороссийске и селе Дивноморском[10][11]. Материал был отснят в короткие сроки — за 23 съёмочных дня[12].
Режиссёр фильма хотел показать реальных людей и реальную свадьбу[10]: «Меня раздражает, что в наших современных комедиях наша страна выглядит как некая страна Гламурия, которая не имеет никакого отношения к России. Наши люди так себя не ведут, так не одеваются, так не шутят. Готовясь к съёмкам, мы искали вдохновение не в глянцевых журналах, а, скорее, в роликах с YouTube».
В один из съёмочных дней в селе Дивноморском разразился шторм, сорвавший съёмку эпизодов свадьбы на берегу моря. Съёмочной группе пришлось переносить оборудование и разбирать декорацию ночного клуба, построенную на пирсе. Поднявшиеся волны дважды уносили в море специально сооружённую платформу, на которой Наташа ждёт Рому, плывущего к ней на лодке[9].
Исполнители главных ролей Юлия Александрова и Егор Корешков вместе уже снимались у Жоры Крыжовникова в короткометражке «Счастливая покупка». «Юля Александрова — драматическая артистка. Пережила все перипетии, как тонкий ручеёк облила сюжетные повороты своей органикой. <...> Егор — талант, обладает невероятной мужской харизмой. Чудесный жених, если нужны кому-то женихи в кино — бросаю клич», — говорит Жора Крыжовников об актёрах[8]. Для Егора Корешкова это уже третий фильм, где ему приходится исполнять роль жениха на свадьбе[9].
Танец Валентины Мазуниной под «Одиночество — сволочь» отсутствовал в сценарии и был полностью сымпровизирован актрисой. Создателям картины так понравилась эта импровизация, что было принято решение включить её в окончательный вариант[7].
Начальная сцена «интервью», где Рома и Наташа рассказывают о себе, тоже была во многом сымпровизирована. В сценарии было только несколько фраз — «Я сначала думала, что он гей», «Я работаю в газовой отрасли, но я не газовик», — остальное актёры придумали сами[7].
В съёмках эпизода, когда герой Яна Цапника исполняет вместе с десантниками песню, принял участие ансамбль «Синева» 7 гвардейской воздушно-десантной дивизии в составе Олега Босенко (руководитель группы, бас-гитара), Анатолия Ляхова (синтезатор) и Сергея Дозорцева (ритм-гитара).
Кинокритик Андрей Плахов из газеты «Коммерсантъ»[17]: «Фильм показал, что, если у создателей есть талант, попсовый сюжет необязательно должен быть воплощен плоско и пошло. <…> Фильм берёт и практически всюду выдерживает правильную интонацию между сарказмом и снисхождением, иронией и нежностью. В нём нет затянутых сцен, монтаж энергичен, артисты играют самозабвенно, но режиссёр их вовремя ограничивает рамками сюжета и времени».
Главный редактор журнала «Empire» Борис Хохлов[18] назвал фильм «одной из лучших российских комедий последних лет, которая может стать по-настоящему народной. <...> Все силы они бросают на аутентичную, затягивающую картинку (эффект присутствия создаётся потрясающий) и сценарий, в котором буквально что ни реплика, то потенциальная крылатая фраза», — отметил кинокритик. «Это броское, смелое и вызывающее, но ни в коем случае не пошлое кино — и, к слову, после него патриотизм и любовь к своей стране и народу просыпаются не в меньшей степени, чем после той же „Легенды № 17“», — утверждает Борис Хохлов.
Антон Долин из журнала «Афиша»[3] назвал фильм одной из самых смешных российских комедий за весь постсоветский период. По словам кинокритика, главная мысль фильма в том, что семья и родина — дар, от которого не отказываются и который не выбирают: «<...> когда все хором, со слезами уже не растерянности, но любви, всё-таки запевают треклятую лепсовскую „Натали“, сам себе не веря, начинаешь подпевать. И все печали утолены».
По словам обозревателя газеты «Коммерсантъ» Лидии Масловой[19], свадебный ритуал в фильме представляет собой «модель гражданского общества в миниатюре и вмещает в себя всё и всех: весь спектр эмоций, весь репертуар дичайших выходок, все стилистические варианты безвкусицы и весь паноптикум эксцентричных персонажей в пограничном состоянии».
Обозреватель информационного агентства «Интерфакс» Александр Пасюгин[20] отметил, что в фильме, как и в произведениях Гоголя, Крылова, Салтыкова-Щедрина, есть «гротеск в сочетании с реализмом, обманчивая документальность, эффект узнавания. <...> И ведь „Горько!“, как и произведения Гоголя, не становится чернухой при всей мрачности и безысходности показываемого на экране», — говорит Александр Пасюгин.
Обозреватель журнала «Сноб» Вадим Рутковский назвал ленту лучшей комедией года и «очень изобретательным, виртуозно поставленным и богатым на точные детали» фильмом[21].
Отрицательный отзыв «Под одеждой все голые» дал обозреватель «Российской газеты» Валерий Кичин: «Полтора часа наблюдать за натурально бухими персонажами — дело малоинтересное»[22] и обозреватель газеты «Аргументы и факты» Елена Меньшенина: «Мысль режиссёра, который хотел показать весёлую русскую свадьбу, можно понять, но надо бы и меру знать»[23].
В 2014 году «Горько!» стал претендентом на выдвижение от России на соискание премии «Оскар-2015» в категории «Лучший фильм на иностранном языке»[24], составив конкуренцию фильму «Левиафан», однако картина Звягинцева победила, набрав 14 голосов жюри российского оскаровского комитета, «Горько!» же получил 8 голосов[25].
Горько! (фильм, 2013).