Lt304888.ru

Туристические услуги

Горячева, Татьяна Вадимовна

08-09-2023

Перейти к: навигация, поиск
Татьяна Вадимовна Горячева
Дата рождения:

29 декабря 1954({{padleft:1954|4|0}}-{{padleft:12|2|0}}-{{padleft:29|2|0}}) (60 лет)

Место рождения:

Москва, СССР

Страна:

 СССР
 Россия

Научная сфера:

искусствоведение, история искусства

Место работы:

Государственная Третьяковская галерея

Учёная степень:

кандидат искусствоведения

Альма-матер:

Отделение истории и теории искусства исторического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова

Татья́на Вади́мовна Горя́чева (р. 29 декабря 1954, Москва, СССР) — советский и российский искусствовед, историк искусства. Специалист по русскому авангарду — творчеству Казимира Малевича, Эль Лисицкого, художников группы Уновис; взаимосвязи живописи и поэзии в кубофутуризме.

Биография

Татьяна Горячева родилась 29 декабря 1954 года в Москве.

В 1978 году окончила отделение истории и теории искусства исторического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

С 1977 года по настоящее время работает в Государственной Третьяковской галерее; старший научный сотрудник отдела графики ХХ века. Специалист по русскому авангарду[1] — творчеству Казимира Малевича, Эль Лисицкого, художников группы Уновис; взаимосвязи живописи и поэзии в кубофутуризме. Куратор выставок, член редколлегии и один из авторов томов графики ХХ века академического каталога Государственной Третьяковской галереи.

В 1996 году защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата искусствоведения по теме «Супрематизм как утопия: соотношение теории и практики в художественной концепции К. Малевича».

Эксперт Научно-исследовательской независимой экспертизы имени П. М. Третьякова[1].

Член комитета Lissitzky Foundation, основанного в 2014 году; участник работы над каталогом-резоне Эль Лисицкого[2].

Научный руководитель подготовки сборника «Русский авангард: неизданные материалы и документы». Т. I. (Документы из коллекции Н. И. Харджиева в собрании РГАЛИ)[3].

Куратор выставок

Библиография

Книги

Статьи

  • Эль Лисицкий и его теоретическое наследие: Сборник теоретической прозы Л. Лисицкого / Вступительная статья, публикация, составление Т. Горячевой. — М.: Государственная Третьяковская галерея, 1991.
  • Горячева Т. В. Малевич и Мондриан // Искусство. — 1992. — № 1.
  • Горячева Т. В. Супрематизм и социум // Супремус № 1. — 1992.
  • Горячева Т. В. Малевич и метафизическая живопись // Вопросы искусствознания. — 1993. — № 1. — С. 49—59.
  • Горячева Т. В. Малевич и Ренессанс // Вопросы искусствознания. — 1993. — № 2—3. — С. 107—118.
  • Горячева Т. В. Книга в эстетической системе футуризма // Авангард и традиция: книги русских художников ХХ века. Каталог выставки. — М.: РГБ-Даблус, 1993.
  • Горячева Т. В. Мифотворчество футуризма. О некоторых сюжетах и героях // Русский авангард в кругу европейской культуры. — М., 1994.
  • Горячева Т. В. «Смотри всё стало мужским…» Мужское и женское начало в риторических жестах кубофутуризма // Вопросы искусствознания. — 1994. — № 1.
  • Горячева Т. В. Супрематизм и неопластицизм: две концепции высшей реальности // Сообщения ГТГ. — М., 1995.
  • Горячева Т. В. Партия Уновиса. К истории появления статьи Малевича «О партии в искусстве» // Вопросы искусствознания. — 1996. — № 1.
  • Горячева Т. В. К проблеме национальной самоидентификации русского кубофутуризма // Русское искусство между Западом и Востоком: Материалы конференции (Москва, сентябрь 1994 года). — М., 1997.
  • Горячева Т. В. История «Декларации слова как такового» по материалам переписки А. Кручёных // Терентьевский сборник. — М., 1997.
  • Единоликий образ совершенства. Малевич о совершенном человеке. К. Малевич «О „Я“ и коллективе» (публикация, комментарии, вступ. статья Т. Горячевой) // Совершенный человек. Теология и философия образа. — М., 1997.
  • Горячева Т. В. К понятию экономии творчества // Вопросы искусствознания. — 1997. — № 2.
  • Горячева Т. В. «Царство духа» и «Царство кесаря». Судьба футуристической утопии в 1920-30-х годах // Вопросы искусствознания. — 1999. — № 1.
  • Goriacheva Tatiana. Kandinsky et son temps // Kandinsky et la Russie. — Martigny: Fondantion Pierre Gianadda, 2000.
  • Goriacheva Tatiana. Légendes et biographies des artistes pour le catalogue // Kandinsky et la Russie. — Martigny: Fondantion Pierre Gianadda, 2000.
  • Горячева Т. В. Нина Коган. История судьбы // В круге Малевича. Соратники, ученики, последователи в России 1920-1950-х: [Каталог выставки] / Сост. Ирина Карасик; сост., подготовка текстов каталога и документов, писем и комментарии к ним Елена Баснер, Ирина Карасик, Татьяна Горячева, Антонина Марочкина, Татьяна Михиенко, Александра Шатских. — [Б. м.]: Palace Editions, 2000. — С. 65—72. — ISBN 5-93332-039-0.
  • Горячева Т. В. Уно­вис: «мы бу­дем ог­нем и да­дим си­лу но­во­го» // В круге Малевича. Соратники, ученики, последователи в России 1920-1950-х: [Каталог выставки] / Сост. Ирина Карасик; сост., подготовка текстов каталога и документов, писем и комментарии к ним Елена Баснер, Ирина Карасик, Татьяна Горячева, Антонина Марочкина, Татьяна Михиенко, Александра Шатских. — [Б. м.]: Palace Editions, 2000. — ISBN 5-93332-039-0.
  • Горячева Т. В. Театральная концепция Уновиса на фоне современной сценографии // Русский авангард 1910-х — 1920-х годов и театр. — СПб., 2000.
  • Горячева Т. В. Иконология кубофутуризма // Поэзия и живопись: Сборник трудов памяти Н. И. Харджиева. — М., 2000.
  • Gorjatschewa Tatjana. «Die Zeit als Dimension der Welt» Russische Avantgarde und Zeit // Geburt der Zeit / eine Geschichte der Bilder und Begriffe. — Kassel, 2000.
  • Горячева Т. В. Уроки фовизма // Артхроника. — 2000. — № 2.
  • Горячева Т. В. Круг Малевича. Учитель и ученики // Творчество. — 2001. — № 2.
  • Горячева Т. В. Картина Малевича «Автомобиль и дама. Красочные массы в 4-м измерении». Рождение знака // Русский авангард. Проблемы репрезентации и интерпретации: Сборник по материалам конференции. — СПб.: Palace Editions, 2001.
  • Горячева Т. В. Фотомонтаж и художественное сознание начала XX века // Русский авангард. Проблемы репрезентации и интерпретации: Сборник по материалам конференции. — СПб.: Palace Editions, 2001.
  • Горячева Т. В. Нина Коган. Новые материалы // Малевич. Классический авангард. Витебск. — Витебск, 2002. — В. 6.
  • Горячева Т. В. «Директория новаторов»: Уновис — группа, идеология, альманах: [Вступительная статья] // Альманах Уновис № 1: Факсимильное издание. — М.: СканРус, 2003. — ISBN 5-932210-18-4.
  • Горячева Т. В. Альманах УНОВИС № 1. Летопись витебского эксперимента Малевича // Третьяковская галерея. — 2003. — № 1. — С. 57—61.
  • Горячева Т. В. Супрематизм и конструктивизм. К истории полемики // Вопросы искусствознания. — 2003. — № 2.
  • Горячева Т. В. Статья Михаила Матюшина «О старой и новой музыке» в альманахе «Уновис» // Вопросы искусствознания. — 2003. — № 1.
  • Горячева Т. В. Картина Малевича «Автомобиль и дама. Красочные массы в четвёртом измерении». «Рождение знака» // Русский авангард. Личность и школа. — СПб., 2003.
  • Горячева Т. В. Малевич в Витебске. Публикация архивных материалов, комментарии статья // Малевич. О себе. Современники о Малевиче: Письма. Документы. Воспоминания. Критика. — М., 2004.
  • Goriacheva Tatiana. Suprematismo y Constructivismo: Paralelismos y Entrecruzamientos // Vanguardias Rusas. — Madrid: Museo Thyssen-Bornemisza, 2006.
  • Горячева Т. В. «Мы называли себя новаторами…». О раннем периоде творчества В. Уфимцева // Виктор Уфимцев. Мы называли себя новаторами…. — М., 2007. — ISBN 978-5-88149-274-8.
  • Горячева Т. В. [www.detc.ls.urfu.ru/courses/ccult0031/external/0203.doc Почти всё о Чёрном квадрате] // Приключения Чёрного квадрата. — СПб.: Государственный Русский музей, 2007.
  • Goriacheva Tatiana. Suprematism and Construktivism: an Intersection of Parallels // Rethinking Malevich. Proceedings of a Conference in Celebration of the 125 Anniversary of Kazimir Malevich`s Birth. — London, 2007.
  • Горячева Т. В. Посылка Малевичу из Голландии: к вопросу о возможных заимствованиях // Пинакотека. — М., 2007. — № 24-25.
  • Горячева Т. В. Розанова, Малевич, Крученых, супрематизм… // Ольга Розанова. Увидеть мир преображенным. — М., 2007.
  • Gorjatschewa Tatjana. Suprematismus und Konstruktivismus: Antagonismus und Ähnlichkeit, Polemic und Zusammernarbeit // Von der Fläche zum Raum. Malewitsch und die Frühe modern. — Baden-Baden, 2008.
  • Gorjatschewa Tatjana. Chronologie 1913-1935 // Von der Fläche zum Raum. Malewitsch und die Frühe modern. — Baden-Baden, 2008.
  • Gorjatschewa Tatjana. Nikolai Suetin // Von der Fläche zum Raum. Malewitsch und die Frühe modern. — Baden-Baden, 2008.
  • Gorjatschewa Tatjana. IlJa Tschaschnik // Von der Fläche zum Raum. Malewitsch und die Frühe modern. — Baden-Baden, 2008.
  • Gorjatschewa Tatjana. El Lissitzky // Von der Fläche zum Raum. Malewitsch und die Frühe modern. — Baden-Baden, 2008.
  • Gorjatschewa Tatjana. Gustav Kluzis // Von der Fläche zum Raum. Malewitsch und die Frühe modern. — Baden-Baden, 2008.
  • Gorjatschewa Tatjana. Suprematismus und Konstruktivismus: Antagonismus und Ähnlichkeit, Polemic und Zusammernarbeit // Malewitsch und sein Einfluss. — Vaduz: Kunstmuseum Liechtenstein, 2008.
  • Gorjatschewa Tatjana. Kasimir Malewitsch // Malewitsch und sein Einfluss. — Vaduz: Kunstmuseum Liechtenstein, 2008.
  • Gorjatschewa Tatjana. Theatreexperimente der Russischen Avantgarde // Malewitsch und sein Einfluss. — Vaduz: Kunstmuseum Liechtenstein, 2008.
  • Gorjatschewa Tatjana. Nikolai Suetin // Malewitsch und sein Einfluss. — Vaduz: Kunstmuseum Liechtenstein, 2008.
  • Gorjatschewa Tatjana. IlJa Tschaschnik // Malewitsch und sein Einfluss. — Vaduz: Kunstmuseum Liechtenstein, 2008.
  • Gorjatschewa Tatjana. El Lissitzky // Malewitsch und sein Einfluss. — Vaduz: Kunstmuseum Liechtenstein, 2008.
  • Gorjatschewa Tatjana. Gustav Kluzis // Malewitsch und sein Einfluss. — Vaduz: Kunstmuseum Liechtenstein, 2008.
  • Горячева Т. В. Утопии в искусстве русского авангарда: футуризм и супрематизм // Авангард в культуре ХХ века (1900—1930 гг.): Теория. История. Поэтика: В 2 кн. / Под ред. Ю. Н. Гирина. — М.: ИМЛИ РАН, 2010. — Т. 2. — С. 66—138. — ISBN 978-5-9208-0363-4.
  • Gorjatschewa Tatjana. Malewitchs Zeichnungen // Kasimir Malewitch und der suprematismus in der Summlung Ludvig. — Köln: Museum Ludvig, 2011.
  • Горячева Т. В. «Мы втроем базой новой являемся». Малевич, Чашник, Суетин: учитель и ученики // «Нас будет трое…» Казимир Малевич. Илья Чашник. Николай Суетин. Живопись и графика из собрания Sepherot Foundation (Лихтенштейн). — М., 2012.
  • Горячева Т. В. Казимир Малевич: «…Мы должны идти в неизведанные пути для того, чтобы в них открыть мир…» // «Нас будет трое…» Казимир Малевич. Илья Чашник. Николай Суетин. Живопись и графика из собрания Sepherot Foundation (Лихтенштейн). — М., 2012.
  • Горячева Т. В. Николай Суетин: «Я хочу мощи человеческой у живописца» // «Нас будет трое…» Казимир Малевич. Илья Чашник. Николай Суетин. Живопись и графика из собрания Sepherot Foundation (Лихтенштейн). — М., 2012.
  • Горячева Т. В. Илья Чашник: «Суть человеческого существования ‒ беспредметное начало» // «Нас будет трое…» Казимир Малевич. Илья Чашник. Николай Суетин. Живопись и графика из собрания Sepherot Foundation (Лихтенштейн). — М., 2012.
  • Gorjatschewa Tatjana. Venäläisen avantgarden naistaiteilijat: Gontšarova, Rozanova ja Popova // Teoksia Tretjakovin gallerian kokoelmista. The power of colour. Works from the Collections of the tate Tretyakov Galllery. Färgens kraft. Verk ur Tretiakovgalleriets samlingar. — Helsinki: Art Museum Tennis Pallace, 2012.
  • Goriacheva Tatiana. L'Ounovis, le parti de Malevitch // Artistes et partis. Esthétique et politique (1900-1945) / Maria Stavrinaki et Maddalena Carli (éd.). — Dijon: Les presses du réel, 2012.
  • Горячева Т. В. Илья Эренбург и русский конструктивизм: от апологетики к развенчанию // Материалы международной научной конференции «Возвращение авангарда». 1-4 июня 2004. — Одесса, 2012.
  • Gorjatschewa Tatjana. Ilja Tschaschnik: Das Suprematistische Lexikon // Ilja Tschaschnik: Das Suprematistiche Lexikon. Aus Der Sammlung Der Sepheroth Foundation (Liechtenstein). — Vaduz, 2013.
  • Горячева Т. В. «Соединяет нас междоусобная любовь…»: К. Зданевич, А. Крученых и К. Бальмонт. Об одном тифлисском рисунке К. Зданевича из собрания ГТГ // Авангард и остальное. Сборник, посвященный 75-летию А. Е. Парниса. — М., 2013.
  • Письма А. Е. Крученых М. В. Матюшину. Публикация и комментарии А. В. Крусанова и Т. В. Горячевой // Авангард и остальное. Сборник, посвященный 75-летию А. Е. Парниса. — М., 2013.
  • Горячева Т. В. Борисов Анатолий Александрович // Энциклопедия русского авангарда / Сост. А. Д. Сарабьянов, В. И. Ракитин. — М.: Глобал Эксперт энд Сервис Тим, 2013. — ISBN 978-5-902801-10-8, 978-5-902801-09-2.
  • Горячева Т. В. Коган Нина Иосифовна // Энциклопедия русского авангарда / Сост. А. Д. Сарабьянов, В. И. Ракитин. — М.: Глобал Эксперт энд Сервис Тим, 2013. — ISBN 978-5-902801-10-8, 978-5-902801-09-2.
  • Горячева Т. В. Проуны // Энциклопедия русского авангарда / Сост. А. Д. Сарабьянов, В. И. Ракитин. — М.: Глобал Эксперт энд Сервис Тим, (В печати)..
  • Горячева Т. В. Уно­вис // Энциклопедия русского авангарда / Сост. А. Д. Сарабьянов, В. И. Ракитин. — М.: Глобал Эксперт энд Сервис Тим, (В печати).
  • Горячева Т. В. Издания Уно­виса // Энциклопедия русского авангарда / Сост. А. Д. Сарабьянов, В. И. Ракитин. — М.: Глобал Эксперт энд Сервис Тим, (В печати).
  • Горячева Т. В. Витебское Художественное училище // Энциклопедия русского авангарда / Сост. А. Д. Сарабьянов, В. И. Ракитин. — М.: Глобал Эксперт энд Сервис Тим, (В печати).
  • Горячева Т. В. Малевич и Мондриан. Супрематизм и неопластицизм: параллели и контакты // Пит Мондриан 1872—1944. Путь к абстракции. — М., 2013. — ISBN 978-5-4350-0049-8.
  • Горячева Т. В. «Исследование в плоскости супрематического поля». Супрематизм Лазаря Хидекеля // Лазарь Хидекель (В печати).
  • Горячева Т. В. К. Малевич, А. Ган, Н. Коган. Переписка. Статьи Малевича и Лисицкого в архиве Н. И. Харджиева // Материалы из архива Н. И. Харджиева (В печати).

Интервью, публичные выступления

  • «Победа над солнцем» Эль Лисицкого — художники авангарда и театр: [Передача из программы «Собрание Третьяковки»] // Эхо Москвы. — 18 января 2009 года.
  • Татьяна Горячева: любые работы Малевича — драгоценны // Россия-24. — 24 сентября 2012 года.
  • Выставка «Русский авангард: от кубофутуризма до супрематизма» встревожила экспертов // The Art Newspaper Russia. — 5 марта 2014 года.

Примечания

  1. ↑ Татьяна Горячева на сайте Научно-исследовательской независимой экспертизы имени П. М. Третьякова
  2. El Lissitzky’s Jewish Period Catalogue Raisonné
  3. Подготовка сборника «Русский авангард: неизданные материалы и документы». Т. I.
  4. «Победа над солнцем» Эль Лисицкого — художники авангарда и театр: [Передача из программы «Собрание Третьяковки»] // Эхо Москвы. — 18 января 2009 года.
  5. Авангард на троих. Выставка «…Нас будет трое…» Казимира Малевича, Ильи Чашника, Николая Суетина в Третьяковке // Газета.Ru. — 7 сентября 2012 года.

Ссылки

  • Татьяна Горячева на WorldCat
  • Татьяна Горячева на сайте Научно-исследовательской независимой экспертизы имени П. М. Третьякова
  • Видеоэкскурсия Татьяны Горячевой по выставке «Пит Мондриан (1872—1944) — путь к абстракции» (Третьяковская галерея, 2013)

Горячева, Татьяна Вадимовна.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01