Lt304888.ru

Туристические услуги

Гуттериты

14-10-2023

Перейти к: навигация, поиск

Гуттериты (нем. Hutterer) — течение в анабаптизме, которое возникло в XVI веке, названо по имени одного из первых лидеров — Якоба Гуттера (англ.)русск.. Отличительной их чертой является общность имущества.

Содержание

История

В 1528 г. группа анабаптистов-пацифистов была вынуждена покинуть Никольсбург (ныне Микулов, Чехия) и скрываться в окрестных лесах. Их принципом была общность имущества.

В 1529 г. Якоб Гуттер привел в Моравию из Тироля небольшую группу последователей. Они поселились возле Аустерлица (ныне Славков-у-Брна, Чехия).

В 1533—1535 гг. анабаптисты-пацифисты Моравии разделились на 3 группы:

  • гуттериты — последователи Гуттера, которые были согласны с обобществлением имущества;
  • филипписты (по имени Филиппа Пленера), которые покинули Моравию в 1535 г. и вернулись в Южную Германию;
  • габриелиты (по имени Габриеля Ашерхама), которые покинули Моравию и вернулись в Силезию, родину Ашерхама. Но в 1542—1545 гг. большинство габриелитов вернулись в Моравию и присоединились к гуттеритам.

В 1535 г. многие гуттериты были арестованы и казнены, 25 февраля 1536 г. Гуттер был сожжен на костре в Инсбруке. После его смерти общину возглавил Г.Амон (1536—1542), избранный епископом (Vorstether). Он начал посылать миссионеров (Sendboten) в Австрию, Германию и Швейцарию, но большинство из них были арестованы и казнены. Один из миссионеров, сапожник П. Ридеман, в тюрьме написал «Исповедание веры» (Rechenschaft, 1540), которое гуттериты используют и ныне, так же как и написанные Ридеманом гимны.

Несмотря на гонения, в Моравии гуттериты чувствовали себя в безопасности и их число быстро росло за счет анабаптистов, бежавших в Моравию из других стран. Предполагается, что к 1621 г. в Моравии и Словакии существовало около 102 общин гуттеритов численностью около 30 тыс. чел.

Но во время Тридцатилетней войны католическая армия разрушила 12 и разграбила 17 колоний гуттеритов, а в 1622 г. кардинал Франц фон Дитрихштейн изгнал всех гуттеритов из Моравии. Часть из них переселилась в Словакию.

В 1621 г. князь Габор Бетлен пригласил гуттеритов в Трансильванию, пообещав им землю и свободу вероисповедания. Однако гуттериты не поверили ему и отказались переселяться. Тогда Бетлен похитил 85 человек и поселил их в Альвинце (ныне Винцу-де-Жос, Румыния), затем в течение 2 лет к ним присоединилось около 900 чел. В 1690 г. эти гуттериты отошли от практики обобществления собственности, однако еще 60 лет они продолжали называть себя гуттеритами и практиковали гуттеритское богослужение.

Миграции гуттеритов в Европе в 1526—1874 годах

В XVIII веке при императрице Марии Терезии преследования гуттеритов возобновились. В пятидесятых и шестидесятых годах XVIII века гуттериты Словакии номинально стали католиками, но они тайно собирались и совершали свое прежнее богослужение. К концу восемнадцатого века их сопротивление было окончательно сломлено. Крестьяне прозвали их хабанерами (нем.)русск., их потомки продолжали жить в словацких колониях, но к середине XX века они ассимилировались со словаками.[1]

В 1767 г. 67 гуттеритов под руководством Йозефа Кухры и Иоганна Шталя переселились в Валахию, а затем во время русско-турецкой войны в 1771 г. 60 из них переселились на Украину на земли П. А. Румянцева, который выделил им овец и сельскохозяйственный инвентарь. Эта община получила название «Вишенка» (по названию имения Румянцева, ныне село Вишенки Коропского района Черниговской области). В 1771—1791 годах эта община постоянно пополнялась выходцами из Центральной Европы, среди которых были и меннониты.

После смерти Румянцева в 1796 г. его сыновья попытались сделать гуттеритов своими крепостными, но Павел I переселил гуттеритов на государственные земли. В 1802 г. 44 семьи гуттеритов переехали в Радичев, где основали новую колонию.

В 1859 г. благодаря усилиям проповедника Якоба Хоффера, у российских гуттеритов была восстановлена утраченная ими общность имущества.

В 1873 г. меннониты и гуттериты, узнав о подготовке в России закона о всеобщей воинской повинности, послали своих представителей в США, чтобы подготовить переселение туда. Но по закону меннониты (а гуттериты рассматривались как их часть) получили возможность альтернативной службы в пожарных частях, лесных хозяйствах и т. п. В результате в США выехали только 18 тыс. меннонитов из 45 тыс., но гуттериты эмигрировали все.

Гуттериты поселились в Дакоте, часть из них затем перебралась в Монтану. Их общины успешно развивались вплоть до начала Первой мировой войны, когда у гуттеритов возник конфликт с американскими властями из-за их отказа от призыва в армию. Поэтому многие гуттериты переселились в Канаду (в провинции Манитоба и Альберта).

Во время Второй мировой войны гуттеритам разрешили проходить альтернативную гражданскую службу.

К 1980 г. общая численность гуттеритов в Канаде достигала 24 326 чел., в настоящее время всего в Канаде и США в 460 общинах живут примерно 45 тыс. гуттеритов. Они исторически делятся на четыре направления: Schmiedeleut («люди кузнеца», то есть последователи лидера XIX века кузнеца Михаэля Вальднера), Dariusleut (последователи Дариуса Вальднера), Lehrerleut (назвавшиеся так, потому, что их старейшина был учителем (Lehrer)) и Prairieleut (группа, которая до приезда в США не практиковала общность имущества и поселилась отдельно в прериях Дакоты).[2]

Образ жизни в настоящее время

Община гуттеритов

Средний размер одной общины — 80 человек (14 семей). Они занимаются сельским хозяйством, но также имеются и мастерские, оснащенные современным оборудованием, которые как обслуживают саму общину, так и выполняют внешние заказы (в отличие от амишей, гуттериты не отвергают современные технологии). Все доходы от бизнеса тратятся на общие нужды общины.

Гуттеритские женщины очищают кукурузные початки

Гуттериты не имеют личных банковских счетов. Каждая семья живет в отдельном доме, но питаются все вместе в общей столовой общины. Детские сады и школы у каждой общины свои.

Школа гуттеритов

Наиболее важный момент в жизни любого гуттерита — крещение, которое они принимают в 20-30 лет, после чего мужчина получает у старейшин общины разрешение на брак. Женатые мужчины носят бороды. Женщина любого возраста и положения обязана носить платок на голове. Разводы запрещены, но вдовы и вдовцы иногда заключают повторные браки. У гуттеритов очень высокая рождаемость.

Гуттериты считают, что фотографирование человека нарушает первую из 10 заповедей: не создавай себе кумира и никакого изображения того, что на небе и на земле. Гуттериты канадской провинции Альберта пытались отстоять право не фотографироваться при получении водительского удостоверения. До 2003 г. это им позволяли. Однако в 2009 г. Верховный суд Канады не признал за ними такое право.[3]

Язык

Гуттериты говорят на английском, но сохранили и свой немецкий диалект (хуттерский язык), в который вошли славянские и английские заимстования.

Примечания

  1. К. Дж. Дик. Радикальная Реформация
  2. статья в Православной энциклопедии
  3. Бывшие российские анабаптисты — гуттериты будут вынуждены фотографироваться при получении водительских прав

Ссылки

  • статья в Православной энциклопедии
  • Official website of the Hutterites (англ.)
  • Варшавер Е. Гуттериты 1528—2003. Факторы сохранения идентичности
  • Schlachta, Astrid von: Täufergemeinschaften: Die Hutterer, EGO - European History Online, Майнц: Institute of European History (нем.), 2011, проверено 18 мая 2011.

Гуттериты.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01