02-09-2023
Ги-Эрнст Дебор | |
фр. Guy-Ernst Debord | |
Ги Дебор (в центре) с Мишель Бернштейн и Асгером Йорном |
|
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: |
Париж, Франция |
Дата смерти: | |
Место смерти: |
Овернь, Франция |
Гражданство: | |
Род деятельности: |
автор, кинематографист, деятель искусств, философ, кинорежиссёр, графический дизайнер, сценарист, эссеист, писатель и автобиограф |
Язык произведений: |
французский |
Произведения в Викитеке |
Ги-Эрнст Дебо́р (фр. Guy-Ernst Debord; 28 декабря 1931 — 30 ноября 1994) — французский философ, историк, писатель, художник-авангардист, режиссёр.
Ги Дебор был сыном Полетты Росси и Маршаля Дебора — мелких французских буржуа. После Второй мировой войны поступил в университет, но вскоре бросил учёбу и стал видным деятелем во французских гошистских кругах. В разное время состоял в Леттристском интернационале и леворадикальной группе «Социализм или варварство». Был организатором многих скандальных акций: в 1952 г. он сорвал пресс-конференцию Чарли Чаплина по случаю приезда того в Европу и разбросал листовки, где назвал актёра «мошенником чувств и шантажистом страданий».
В середине 50-х окончательно порвал с троцкизмом. В 1957 г. вместе со своей первой женой Мишель Бернштейн и художником Асгером Йорном решил организовать новое движение, которое бы вбирало в себя идеи синтеза сюрреализма и дадаизма (леттризма) и антигосударственного марксизма. В том же году, в городе Коза д'Аросса был основан Ситуационистский интернационал (SI), в который вошли многие участники Леттристского интернационала, леворадикальные политики и художники. Ситуационистский интернационал оказался крайне непрочным — Ги Дебор часто изгонял оттуда «слишком эстетствующих», по его мнению, участников. В их числе был изгнан Ральф Рамни и Мишель Бернштейн. Ги Дебор женился во второй раз на литературоведе Элис Беккер-Хо.
В 1967 году Ги Дебор издал свой фундаментальный труд «Общество спектакля», в котором подверг критике современный капитализм, усиление роли СМИ и индустрии развлечений в жизни современного общества, а также государственный капитализм, проявивший себя в СССР и Китае. В качестве альтернативной модели социализма он поддерживал идею независимых от политических партий органов самоорганизации трудящихся - рабочих советов. Рабочие советы должны были взять в свою руки власть и ликвидировать товарную экономику. Его идеи получили широкий резонанс во время майской революции 1968 г.: многие ситуационистские лозунги взяли на вооружение и другие партии, однако Ги Дебор и другие ситуационисты слабо проявили себя во время этих событий. Впоследствии Ги Дебор напишет, что общество спектакля превратило восстание против себя в спектакль.
В 1972 Ги Дебор распустил Ситуационистский интернационал (на тот момент в нём состояло всего два человека).
Последние годы жизни страдал тяжёлым алкоголизмом.
Хотя я очень много читал, но пил я значительно больше. Я написал намного меньше книг, нежели многие литераторы и публицисты, но выпил я намного больше самых усердных пьяниц. При этом меня удивляет то, что множество людей, писавших против меня гневные и обличительные тексты, разоблачая во мне множество несуществующих пороков, ни разу не упомянули о том действительном, а не мнимом, грехе, которым я занимаюсь всю жизнь - то есть никто не укорял меня всерьез за мой беспробудный и бесконечный алкоголизм.
30 ноября 1994 г. покончил жизнь самоубийством, выстрелив в себя из револьвера.
Ги Дебор разделяет два вида спектакля: распылённый, присущий странам капиталистического Запада, и концентрированный: проявивший себя в СССР, Китае и других странах. Разница между ними заключается в способах воздействия: концентрированный спектакль государственного капитализма отличает нетерпимость ко всякой, даже виртуальной — как в странах Запада — свободе слова, более сильным репрессивным аппаратом, однако в меньшей степени фетишизацией товарного производства. Перед смертью, в своих «Комментариях к Обществу Спектакля», Ги Дебор выдвинул идею о том, что крушение СССР и становление рыночной экономики приведёт к торжеству нового вида спектакля — интегрированного, который будет совмещать в себе диктат потребления и сильный репрессивный аппарат. Последователи Ги Дебора считают, что интегрированный спектакль реализовал себя в полной мере в США, после терактов 11 сентября.
Также Ги Дебор занимался критикой урбанизации и копирайта. В области распределения материальных и нематериальных благ он отстаивал идеи потлача и плагиата.
Ги Дебор создал не меньше шести авангардистских фильмов. Первый фильм, "Завывания в честь де Сада", состоял из коротких монологов, которые прерывались тишиной на фоне чёрного экрана. По замыслу автора, во время этих пауз зритель должен был отвлечься от пассивного созерцания и вспомнить о реальной жизни.
|
Дебор, Ги.