15-06-2023
День Петра и Февронии | |
---|---|
Святые Пётр и Февронья. Фреска Спасо-Преображенского монастыря в Муроме. | |
Тип | народно-православный |
иначе | День семьи, любви и верности (в России) |
также | Феврония Русальница |
Установлен | 2008, как День семьи |
Отмечается | в России, восточными славянами |
Дата | 25 июня (8 июля) |
Традиции | купались уже без оглядки, т.к. считалось, что в этот день последние русалки уходят с берегов в глубь водоёмов и засыпают |
Связан с | день, следующий за Иваном Купалой |
День Петра́ и Февро́нии — народно-православный праздник. Отмечается 25 июня (8 июля) . В России 26 марта 2008 года в Совете Федерации на заседании комитета по социальной политике была единогласно одобрена инициатива об учреждении нового праздника — «Дня семьи, любви и верности».
Одним из главных инициаторов возрождения и популяризации этого праздника является супруга Дмитрия Медведева Светлана. Ей же принадлежит идея ромашки как символа праздника[1].
Пётр и Феврония — православные покровители семьи и брака, чей супружеский союз считается образцом христианского брака[2].
Содержание |
Петр и Феврония, Феврония-русальница[3], Февронии-русальницы[4].
В этот день христиане почитают: преподобномученицу Февронию деву; благоверного князя Петра, в иночестве Давида, и княгиню Февронию, в иночестве Евфросинию, Муромских; преподобного Никона Оптинского, исповедника; священномучеников Николая и Василия пресвитеров; священномученика Василия пресвитера.
К Муромскому князю Петру и его жене Февронии обращаются супруги с молитвами о семейном счастье.
Князь Пётр в летописных источниках не упоминается. Некоторые исследователи отождествляют Петра и Февронию с известным по летописям муромским князем Давидом Юрьевичем и его супругой. Князь Давид правил в Муроме с 1205-го по 1228 год и принял постриг с именем Петра, о его супруге практически ничего не известно.
Святые канонизированы Русской православной церковью в 1547 году. Вскоре после канонизации была составлена известная «Повесть о Петре и Февронии Муромских». По мнению исследователей, в повести объединены два народно-поэтических сюжета: волшебная сказка об огненном змие и сказка о мудрой деве. С устно-поэтической народной традицией связан и образ центральной героини — Февронии. Жанр «Повести о Петре и Февронии Муромских» не находит соответствий ни с исторической повестью, ни с агиографической[5].
Днём церковного почитания святых является 25 июня по старому стилю. Указание летописей на то, что кончина князя Давыда (Петра) и княгини и их погребение выпали на Светлую Седмицу (апрель) 1228 года, вызывает вопрос несоответствия времени смерти и даты церковного почитания. Церковная богослужебная практика знает два случая поминовения святых — в день их кончины и в день перенесения их святых мощей. В связи с этим исследователи высказывают предположение, что с датой 25 июня связано перенесение мощей святых князя и княгини из обветшавшего Борисоглебского кафедрального собора в новопостроенный собор Рождества Богородицы, уже существовавший в XV веке (обновлённый в XVI веке) на Воеводской горе, где мощи хранились до советского времени[6]. Собор был снесён в конце 1930-х годов.
Инициатива проведения «всероссийского дня семьи, любви и верности» принадлежит жителям города Мурома, где обрели свой покой тела Петра и Февронии. Эта идея была поддержана депутатами Государственной Думы Российской Федерации, и в 2008 году праздник получил официальную поддержку[7]. Для популяризации праздника во многих городах России были поставлены памятники Петру и Февронии.
Празднование дня Петра и Февронии часто противопоставляют празднованию западного по происхождению дня святого Валентина.
После купальских игр определялись семейные пары и этот день покровительствовал семье и любви. В старину до Петрова дня игрались свадьбы. В Белоруссии сохранилась поговорка: «До Петра девка хитра, а на Петры — хоть лицо ей подотри (от слёз, что не вышла замуж)»[8].
Первый покос. День ведьм, оборотней, колдунов и проказ всякой нежити, начиная с домовых и кончая русалками, — этот праздник является также и днём полной зрелости полевых и лесных трав, расцветающих к этому времени во всей красе. Всё растущее на земле — к «Иванову дню в полном соку»[9].
С Аграфены Купальницы и тем более с этого дня купались уже без оглядки, т.к. считалось, что в этот день последние русалки уходят с берегов в глубь водоёмов[9] и засыпают до весны.
Впереди сорок жарких дней. После Ивана не надо жупана. Коли в этот день идёт дождь, то будет хороший урожай мёда. Свиньи и мыши сено едят — к худому покосу.
День семьи, любви и верности.