Lt304888.ru

Туристические услуги

Держинская, Ксения Георгиевна

15-10-2023

Ксения Георгиевна Держинская
Страна

{{{Страна}}}

Профессии

певица, оперная певица, педагог

Награды

Ксе́ния Гео́ргиевна Держи́нская (1889 — 1951) — русская советская оперная певица (сопрано). Народная артистка СССР (1937)[1].

Содержание

Биография

В роли Елизаветы из оперы «Дон-Карлос» (Верди, 1917)

Ксения Георгиевна Держинская родилась 25 января (6 февраля) 1889 года в Киеве. Отец Егор Егорович (Георгий Георгиевич) Держинский, преподаватель математики, мать Мария Никифоровна (урожд. Черкунова), из дворян Киевской губернии. Держинская являлась двоюродной сестрой Н. Н. Вилинского и А. В. Оссовского по материнской линии[2].

К. Г. Держинская — крупный мастер вокального искусства, «Золотое сопрано» Большого Театра, одна из ведущих оперных певиц своего времени. Училась в Киеве и в Санкт-Петербурге, в 19131915 пела в московском оперном театре «Народный дом», некоторое время совершенствовалась в Берлине. В 1915 была принята в труппу Большого театра, где работала до 1948. Большую роль в становлении её музыкальной карьеры сыграл С. В. Рахманинов, который лично прослушал молодую певицу в Киеве и по достоинству оценил её выдающиеся способности. Особенно Сергею Васильевичу понравилось исполнение Держинской его романса «Отрывок из А. Мюссе»[3].

Значительное влияние на формирование творческих взглядов Держинской оказали режиссёр К. С. Станиславский и дирижёр Вацлав Сук. Под управлением последнего Держинская спела наиболее выдающиеся партии своего репертуара — Лизу («Пиковая дама» Чайковского)[4], Настасью («Чародейка» того же автора), Февронию («Китеж» Римского-Корсакова), Ярославну («Князь Игорь») А. П. Бородина[5] и многие другие. В постановке Большого Театра оперы Дж. Верди Дон Карлос, 10 февраля 1917 года, Ксения Держинская (Елизавета) пела вместе с Фёдором Шаляпиным (Филипп). Эта постановка примечательна тем, что Ф. И. Шаляпин выступает здесь не только в своем обычном амплуа певца-солиста, но и как режиссёр. Шаляпин, назначив для себя роль Филиппа, выбирал себе парнеров и для партии королевы Елизаветы его выбор пал на одну из молодых певиц театра — К. Г. Держинскую[6]. В 1926 году Ксения Держинская исполняла партию Февронии в Париже на сцене «Гранд-Опера».

Держинская обладала широким диапазоном, силой и красотой тембра голоса, большим драматическим мастерством. «Певица принадлежит к плеяде выдающихся мастеров советского оперного театра, в творчестве которых нашли яркое выражение реалистические традиции русской вокальной школы. Искусство Держинской отличалось большой музыкальной культурой и высокой вокальной техникой»[7]. Творческое наследие певицы составляет 25 партий в 1044 оперных спектаклях, в том числе в четырёх вагнеровских операх, что является эталоном мастерства для любой русской певицы[8]. В 19471951 Держинская была преподавателем вокального класса в Московской консерватории (профессор с 1947).

Умерла 9 июня 1951 года, похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награды и звания

Творчество[10]

Сергиевский Народный Дом[11]

  • Мария («Мазепа», Чайковский, 1913, здесь и далее год первого исп.)
  • Наташа («Русалка», Даргомыжский, 1913)
  • Ярославна («Князь Игорь», Бородин, 1913)
  • Лиза («Пиковая Дама», Чайковский, 1913)
  • Аида («Аида», Верди, 1914)
  • Купава («Снегурочка», Римский-Корсаков, 1914)
  • Тамара («Демон», Рубинштейн, 1914)
  • Маша («Дубровский», Направник, 1914)

Большой Театр

  • Одарка («Запорожец за Дунаем», Одарка, 1915)
  • Настасья («Чародейка», Чайковский, 1916)
  • Герда («Оле из Нордланда», Ипполитов-Иванов, 1916)
  • Феврония («Сказание о невидимом граде Китиже», Римский-Корсаков, 1917)
  • Елизавета («Дон-Карлос», Верди, 1917)
  • Милитриса («Сказание о царе Салтане», Римский-Корсаков, 1917)
  • Валентина («Гугеноты», Мейербер, 1918)
  • Ортруда («Лоэгрин», Вагнер, 1919)
  • Елизавета («Тангейзер», Вагнер, 1923)
  • Маргарита («Фауст», Гуно, 1924)
  • Брунгильда («Валькирия», Вагнер, 1925)
  • Ева («Мейстерзингеры», Вагнер, 1929)
  • Ударница («Вышка Октября», Яворкий, 1930)
  • Горислава («Руслан и Людмила», Глинка, 1931)
  • Турандот («Турандот», Пуччини, 1931)
  • Вера Шелога («Вера Шелога», Римский-Корсаков, 1932)
  • Тоска («Тоска», Пуччини, 1933)

Портреты К. Г. Держинской

Образ оперной певицы Ксении Держинской вдохновил целый ряд художников. М.Нестеров писал Держинской:

Когда-то я слышал больших мастеров пения: Марчеллу Зембрих, Ван-Занд, Марию Дюран, «оперную Дузе» — Беллинчиолли (в «Тоске») и наших лучших своего времени… У вас счастливо совпадает (говорит с вами художник) такая приятная внешность, ваше милое лицо, с чудесным тембром, фразировкой, с вашим искренним, «пережитым» чувством. Такое сочетание даров божьих со школой, умением дают этот эффект, коим вы так легко покоряете слушателей — старых и молодых, восторженных или рассудочных. Важно то, что вы их покоряете «комплексом» «данных» вам природой и хорошей старой школой.

— С. Н. Дурылин. «Нестеров»[12]

Некоторые известные портреты К. Г. Держинской: два портрета М. Нестерова (первый — 1937, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея; второй — в роли Ярославны, «Князь Игорь», акварель, 1938), В. Белянина, Е.Лансере (в роли Лизы — «Пиковая дама», рисунок), П. Скотаря (в роли Купавы — «Снегурочка», карандаш, акварель, 1951)[13], Н. Кузьмина (в роли Ярославны — «Князь Игорь» — музей Большого Театра).

Источники

  • Грошева, Е. К. Г. Держинская. Серия: Мастера Большого театра. М. Музгиз 1952 г., 124 с.
  • Оссовский, А. В. Воспоминания. Исследования, Л., 1968.
  • Грошева. Е. Золотое сопрано Большого театра. (К. Г. Держинская), в сб. Мастера советской оперной сцены. Очерки. Л. Музыка. 1990 г. 176 с., ил.
  • П. И. Чайковский «ПИКОВАЯ ДАМА» Опера в 3-х актах по повести А. С. Пушкина на либретто М. И. Чайковского. В роли Лизы Ксения Держинская, сопрано.[14]
  • Александр Москалец, Слава и забвение «золотого сопрано».[8]

Примечания

  1. Архивы России. Архивные справочники
  2. В. Назаренко «Элегия о Николае Вилинском». Газета «День», 23 апреля, 2008.
  3. «Сенар» / Рахманинов. Воспоминания / А. В. Оссовский
  4. Ксения Держинская, Пиковая Дама, Акт III, Сцена 2. Большой Театр 1937 год.
  5. Ксения Держинская, Ярославна, «Князь Игорь», А. П. Бородин, запись 1936 г.
  6. См. Е.Грошева в списке источников, стр.42
  7. Театральная энциклопедия. Гл. ред. П. А. Марков. Т. 2 — М.: Советская энциклопедия, Гловацкий — Кетуракис, 1963. – Стб.388.
  8. ↑ «Зеркало недели» № 2, 22 января 2005
  9. Свердловская государственная академическая филармония
  10. См. Е. Грошева в списке источников
  11. В. Ф. Джунковский и его воспоминания. Также см. Джунковский, Владимир Фёдорович
  12. С. Н. Дурылин «Нестеров»: Молодая гвардия, Москва, 1976, с. 94
  13. Скотарь П. Народные артисты СССР. Солисты Большого театра. Комплект открыток 1977 г.
  14. Audio MP3

Ссылки

  • Книга Е. Грошева «К. Г.ДЕРЖИНСКАЯ»
  • Ксения Держинская на belcanto.ru
  • Советские примадонны: Ксения Держинская
  • Фотография Народной артистки СССР Ксении Георгиевны Держинской
  • Ксения Держинская, портреты певицы на открытках
  • 120 лет со дня рождения К. Г. Держинской
  • Фотография С. В. Рахманинова с дарственной надписью Ксении Георгиевне Держинской и автографом из романса «Отрывок из А.Мюссе», 29 марта 1911 года.
  • Ксения Георгиевна Держинская (Сборник MP3)
  • К. Г. Держинская в роли Купавы (опера Н. Римского-Корсакова «Снегурочка»). Художник П. А. Скотарь.


Держинская, Ксения Георгиевна.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01