Десять быков ( кит. упр. 十牛, пиньинь: shíniú, палл.: шиню, яп. jūgyū дзю:гю:) — в традиции чань-буддизма — серия коротких стихотворений, сопровождающихся картинками, которые иллюстрируют этапы постижения практик махаяны, по мнению их авторов, ведущих к просветлению, а также к последующей совершенной мудрости. Являются чаньской интерпретацией десяти этапов, которые испытывает бодхисаттва, как это описывается в различных сутрах махаяны, особенно в Аватамсака-сутре.
История
В современном виде существуют с XII века. Опираясь на древнюю традицию даосов, китайский мастер Коань Шиюань (яп. Какуан) создал десять картинок с подписями к ним в стихах и комментариями в прозе. Но если у даосов имелось восемь картинок, оканчивающихся пустой восьмой, то Коань, в соответствии с традицией Чань, добавил ещё две.
Впервые «Десять быков» стали широко известны на Западе в 1957 году, после их включения в книгу Пола Репса и Нёгэна Сэндзаки «Zen Flesh, Zen Bones: A Collection of Zen and Pre-Zen Writings».
Объяснение сюжета
Рисунки, стихи и краткий комментарий показывали, как ученик в поисках «быка» (метафора «просветления», первоосновы жизни, истины в действии) решает отправиться в дикие места, и как его усилия поначалу оказываются бесплодными. Не смущаясь, он продолжает поиск и, наконец, находит следы на берегу реки. Когда он видит быка в первый раз, то поражен его великолепием. Однако ученик должен еще тяжело потрудиться, чтобы приручить быка. В конечном счёте он достигает высокого просветления и возвращается в мир, на который теперь способен духовно повлиять: «И на базаре, и в лавчонке винной, лишь только на кого взгляну — он просветлённым станет».
Содержание
Названия изображений на русском языке, и обобщающее пояснение к ним:
- Ищу быка/Поиск быка (бесцельные поиски, только звук цикад)
- Напал на след/Обнаружение следов (путь следования)
- Чувствую быка/Обнаружение быка (но только тыл, а не его голова)
- Ловлю быка/Поимка быка (великая борьба, бык неоднократно убегает, требуется дисциплина)
- Смиряю быка/Покорение быка (меньше ошибок, меньше дисциплины, бык становится кротким и послушным)
- Еду на быке/Возвращение верхом домой (большая радость)
- Бык превзойдён/Бык остался позади (родной дом, бык забыт, кнут дисциплины отложен; безмятежность)
- Превзойдены и бык и самость/И бык, и Я остались позади (ум свободен от всех ограничений)
- Достиг источника/Достижение истока (естественность, очевидность)
- В миру/Вернулся с дарами в мир (распространение просветления среди людей)
Значение десяти быков
По мнению мастера монастыря Шаолинь Вон Кью-Кита[1]:
- На первом этапе бык является символом природы человека, которая является также и природой будды. Человек не знает, где находится эта природа, и начинает её искать;
- На втором этапе происходит духовное подвижничество, которое ведёт человека к постижению дзэн;
- На третьем этапе последователь приходит к внутренней гармонии и ощущает чувство радости, достигая сатори, являющегося малым просветлением. Адепту дзэн необходимо приложить больше усилий к тому, чтобы не остановиться и не потерять цель;
- На следующем этапе последователь видит изначальный облик самого себя, но всё ещё считает множество вещей существующими, тем самым пребывая в заблуждении;
- На пятом этапе монахи должны соблюдать кодекс монашеских правил, а миряне должны соблюдать нормы морали, которые помогут достичь пробуждения;
- Далее подвижник узнаёт, что такое собственная природа и конечная реальность, и видит отсутствие способа рассказать об этой реальности посредством слов. Изображение данного этапа также указывает на возможность пробуждения в данном моменте и на то, что личность после просветления может сохраниться;
- На седьмом этапе бык, означающий собственную природу, исчезает, так как адепт дзэн стал един со своей природой Будды. Подвижник стал свободен от иллюзии дхармы, заключающейся в визуализации себя как отдельного организма, но всё ещё остаётся привязанным к иллюзии «я»;
- На восьмом этапе отсутствует и бык, как природа Будды, и подвижник, как искатель истины. Подвижник видит абсолютную пустоту высшей реальности как отсутствие познаваемого и познающего. Данное состояние не-сознания (не-ума) обозначается патриархами и буддами в качестве полного просветления или нирваны, где отсутствует любая двойственность, в том числе и разделение между космосом и существом;
- Восьмой этап в традиции дзэн не является концом духовной практики в отличие от других религий или буддийских направлений. На девятом этапе подвижник возвращается обратно к нуждающимся в помощи в качестве бодхисаттвы, который проявляет сострадание ко всем существам. Объекты мира на данном этапе не вызывают у адепта омрачения, так как он видит их иллюзорную природу;
- На последнем этапе просветлённый возвращается в мир феноменов в этой или в одной из последующих жизней для помощи всем существам. Этот мир может быть человеческим или иным, включая самые низшие сферы.
Галерея
Рисунки Сюбуна (1414-1463)
-
-
-
-
-
-
-
-
Превзойдены и бык и самость
-
-
В популярной культуре
- Песня Леонарда Коэна «Ballad of the Absent Mare» (из альбома «Recent Songs», 1979 г.) основывается на концепции «Десяти быков».
- Название и обложка шестого музыкального альбома Кэта Стивенса, «Catch Bull at Four», иллюстрируют четвертый шаг к просветлению — «Ловлю быка».
- В манге и аниме «Наруто» Первый Хокагэ использует технику под названием «Техника Хокагэ 60-летней Давности — Какуан, Входящий в Общество с Приносящими Счастье Руками»[2] (яп. 火影式耳順術 廓庵入鄽垂手 Хокагэ Сики Дзидзюн Дзюцу — Какуан Ниттэн Суйсю?), позволяющую контролировать бидзю. Название техники отсылает к десятому, последнему шагу на пути просветления.
Примечания
- ↑ Вон Кью-Кит, 1999, с. 345—360
- ↑ Манга "Наруто", 458 глава
Литература
- Вон Кью-Кит Глава 22. Этапы становления и ключевые вопросы в практике дзэн // Энциклопедия дзэн. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. — 400 с. — ISBN 5-8183-0023-4
- Судзуки Д. Т. Десять рисунков о пастухе и быке // Антология дзэн-буддийский текстов. — СПБ: Наука, 2005. — 275 с. — ISBN 5-02-026235-8
- Судзуки Д. Т., Кацуки С. Дзэн-Буддизм: Основы Дзэн-Буддизма. Практика Дзэн. — Бишкек: МП «Одиссей», 1993. — 672 с. — (Библиотека Восточной религиозно-мистической философии). — ISBN 5-89750-046-0
Ссылки
- Оригинальный текст в переводе на русский. «Плоть и кость дзэн», Какуан — Десять быков (стадии осознавания)
- Картинная галерея «Десять быков» на сайте дзэнского монастыря
- The Ten Ox-Herding Pictures, painted by Tatsuhiko YOKOO, Teisho by KUBOTA Ji’un, Terebess Asia Online (TAO)
- Олег Звонков «Хак мозга: Какуан. Десять быков»
- Ошо (Бхагаван Раджниш) «Беседы О Сутре “Десять Быков Дзэн” китайского Мастера Дзэн Какуана»