Lt304888.ru

Туристические услуги

Дзидайгэки

20-10-2023

Актёр Котаро Сатоми на съёмках сериала «Мито Комон».

Дзидай-гэки (яп. 時代劇?) — японская историческая драма,[1] сценический и кинематографический жанр в Японии,[2] также называемый «костюмно-историческим»[3]. Постановки в данном жанре охватывают периоды от становления самурайского класса и вплоть до начала эпохи Мэйдзи, когда класс самураев был отменен императорским указом. Большинство фильмов посвящены периоду Эдо (1603—1868), но также большое количество фильмов и сюжетов охватывает и более ранние исторические периоды, например, период Хэйан (фильм «Муки ада») и особенно период Сэнгоку дзидай (воюющих провинций). Дзидайгэки рисует жизнь самураев, а также ремесленников и крестьян средневековой Японии. Поджанром дзидайгэки является тямбара, которую еще называют самурайским боевиком — фильмы с незамысловатым сюжетом и обязательными поединками на мечах.

Содержание

История

В области драматургии создателем дзидай-гэки считается Тикамацу Мондзаэмон[4]. В кинематографе этот жанр возник практически вместе с возникновением в Японии кинематографа и вплоть до введения цензуры накануне войны и затем участия Японии во Второй мировой войне переживал свой золотой период. Второй плодотворный период дзидай-геки начался с окончанием американской оккупации Японии в начале 50-х годов, когда выпускалось по сотне фильмов в год этого жанра. С конца 50-х — начала 60-х жанр претерпевает изменения, и на смену веселым, музыкальным, развлекательным фильмам для всей семьи приходят серьёзные фильмы с оттенком социальных драм. В это время уже т. н. новая волна режиссеров вносит свой вклад в его развитие. Есть мнение, что жанр развивался до конца 1960-х годов[5]. Примерно в это время телевидение начало вытеснять по популярности большой экран и, соответственно, очень многие ведущие актеры и режиссеры, работавшие в этом жанре, сосредоточились на многосерийных ТВ постановках. Однако и в 70-е годы выходило немало фильмов дзидай-геки, оставивших свой след в японском и мировом кинематографе. В 80-х и начале 90-х годов были поставлены крупные драмы о выдающихся правителях — полководцах эпохи Сэнгоку-дзидай, в дзидай-геки продолжали работать такие крупные режиссеры, как Куросава, Гося и Фукасаку. Дзидай-геки популярен и сегодня, но уже давно не является ведущим жанром японского кинематографа, с которого начинался большой экран и благодаря которому мировую известность приобрели такие выдающиеся режиссеры, как, например, Куросава, Кинугаса, Мидзогути и Мисуми.

Известные персоналии кинематографического жанра дзидайгэки

Значимые режиссеры, работавшие в жанре дзидай-геки

Актеры и актрисы

Многие популярные актеры дзидайгэки 1950-1960-х годов пришли в кино из традиционного японского театра, в частности кабуки, сохранив свое сценическое имя (для таких персоналий имя указано в традиционной для кабуки форме «Фамилия Имя номер»), либо вышли из театральных династий.

Примечания

  1. Sandra Buckley. Encyclopedia of contemporary Japanese culture, стр. 70
  2. Кино. Энциклопедия «Япония от А до Я». Архивировано из первоисточника 9 апреля 2012. Проверено 12 августа 2009.
  3. Хасэгава Кадзуо / Большая советская энциклопедия.
  4. Культура — Литература — Проза. Посольство Японии в России.(недоступная ссылка) Проверено 6 октября 2009.
  5. О двух фильмах Акиры Куросавы. Киноведческие записки No31 (1996). Архивировано из первоисточника 9 апреля 2012. Проверено 6 октября 2009.

См. также

Дзидайгэки.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01