Lt304888.ru

Туристические услуги

Дзимму

14-09-2023

Дзимму
1-й Император Японии
660 до н. э. — 11 марта 585 года до н. э.
Предшественник: создание японского государства
Преемник: Суйдзэй
 
Рождение: 1 января 711 года до н. э.
Смерть: 11 марта 585 года до н. э.
Дети: сыновья Суйдзэй

Император Дзимму[1] (яп. 神武天皇 Дзимму Тэнно:?) — легендарный основатель и первый император Японии. Согласно второму разделу эпоса «Кодзики» он родился 1 января 711 года до н. э. и умер 11 марта 585 года до н. э. В синтоизме Дзимму считается праправнуком богини Солнца Аматэрасу Омиками, являющейся главной богиней пантеона синто. Сам Дзимму же является вторым по старшинству божеством[2].

Содержание

Исторические сведения и сказания

Существующие предания о деяниях Дзимму отражают процессы миграции японских племён и складывания племенного союза, относимые современной наукой к началу н. э. Так, Дзимму совершил поход из Химука, что на острове Кюсю, куда его предки спустились с Небес, на Восток в провинцию Ямато на острове Хонсю (667—660 до н. э.). Дзимму приписывают также основание им японского государства (660 до н. э.).

Хотя сказание о Дзимму и несет в себе отзвук подлинных исторических событий, в частности походов племен, населявших Кюсю, в районы Центральной Японии на острове Хонсю, но содержание мифа о Дзимму все ещё насквозь пропитано духом божественных чудес.

Анализ содержания сказаний о Дзимму, проведённый учёными, в сравнении с результатами археологических исследований, показал, что государство Ямато возникло на рубеже III-IV веков н.э.[3] В VII веке до н.э. в Японии нигде не было государственности, а везде господствовали первобытные отношения (период культуры дзёмон)[4] События завоевания Центральной Японии выходцами из Кюсю, по мнению большинства исследователей, находит подтверждение в археологическом материале и относится к позднему периоду яёй.[5] Начало периода Ямато совпадает с появлением археологической культуры кофун. Государство Ямато появилось на рубеже III-IV веков.

На самом деле основание династии Ямато произошло, вероятно, в 301 году нашей эры[6][7]. Дата 301 год - определяется очень просто: вступление на престол Дзимму по 60-летнему календарю в древнеяпонских источниках датируется годом каното-тори. Так как исследователи считают, что Ямато основано на рубеже III-IV веков н.э., то в этот период год каното-тори выпадает на 301 год.[6] Восемь правителей, следующих за Дзимму, но предшествующих Судзину, считаются вставными правителями. Как было выяснено, шесть из восьми правителей, предшествовавших государю Мимаки - были женаты на женщинах одного поколения (из клана Сики-но агата-нуси) и, следовательно жили в одно время. Видимо, они являлись местными владыками отдельных территорий в Центральной Японии. Впоследствии, для того чтобы удревнить династию Ямато, они были записаны как правители, сменявшие друг друга на троне.[8]

По мнению Иноуэ Мицусада генеалогические сведения о «восьми правителях», вероятно, относятся к периоду начала II – III векам н.э. Сходное мнение высказала и Джина Л. Барнс в своей монографии «Протоисторическое Ямато: Археология первого японского государства» (1988 года) . Она предложила датировать историю о государе Дзимму II или III веком н.э., относя его правление к периоду позднего яёй. А всех правителей после Дзимму и до государя Судзина (людей с высоким социальным статусом, которых упоминают летописи) посчитала необходимым “сжать” в одно поколение [которое, в результате, помещалось в конец III – начало IV веков н.э.]. Эту идею поддержал Эдвард Киддер (младший), сочтя её «совершенно разумной». Мацумото Сэйтё пришел к выводу, что «восемь правителей», царствовавших после Дзимму, все были вождями знатных родов равнины Ямато. Их курганы (яп. мисасаги) он датирует периодом раннего кофун (конец III – начало IV веков н.э.). Это может указывать на реальное время их деятельности. Следовательно, деятельность «восьми правителей» должна была проходить в период между концом III века н.э. и годом вступления государя Мимаки (Судзина) на престол [324 годом испр. хрон.]. В связи с этим, новейшие археологические открытия, касающиеся первого столетия существования Ямато, получившего название периода «политического центра в Сйки» (между 250-350 годами н.э.), привели к очень интересным выводам. Большинство находок было сделано в юго-восточной части равнины Нара около горы Мива в местности Сйки (Сйки 師木 (в «Кодзики») или 磯城 (в «Нихон-сёки») – район с центром в современном городе Сакураи, префектура Нара[9]). Причём основная часть находок приходится на район расположения шести крупнейших курганов, построенных в период между 250-350 годами н.э. (1) курган Хасихака в городе Сакураи (280 м длиной) – захоронение дочери Кōрэя (7-го) – Ямато-тотохи-момосо-бимэ; (2) курган Тоби Тяусу-яма в Сакураи (207 м) – предположительно, захоронение старшего сына Кōгэна (8-го) и сподвижника Судзина – знаменитого Ō-бико (др.-яп. Опо-пико); (3) курган Мэсури-яма в Сакураи (240 м) – предположительно, захоронение сына Ō-бико – Такэ-нуна-кава-вакэ; (4) курган Андон-яма в Тэнри, теперь считающийся местом захоронения Судзина (240 м); (5) курган Ниситонодзука в городе Тэнри (230 м) – предположительно, захоронение дочери Судзина (10-го) – Тоё-суки-ири-химэ; (6) курган Сибутани Муко-яма является могилой внука Судзина – Кэйкō (310 м).[10]

Кигэнсэцу

Ворона Ятагарасу и Дзимму.

С днём восшествия Императора Дзимму на трон в 660 г. до н. э., вычисленному впоследствии, связан один из самых известных праздников Японии — Кигэнсэцу, установленный в 1872 г. Он выпадает на 11 февраля.

В год 2600-летия восшествия Дзимму на престол (1940 год) правительство Японии 27 сентября подписало тройственный пакт с Германией и Италией. Официальная пропаганда, на волне круглой даты посвящённой вошествию Дзимму, стала активно использовать его изречение о божественном предназначении Страны восходящего солнца: «собрать восемь углов мира под одной крышей» («хак-ко ити-у»). Этот девиз использовался как идеологическое оправдание агрессии против соседних азиатских народов.

Праздник был отменён по приказу американских оккупационных властей после поражения Японии во Второй мировой войне, но вновь восстановлен в 1966 г. Теперь он носит название Кэнкоку кинэн но хиДень основания государства.

Положение Дзимму в современном синтоизме

Императору Дзимму посвящены храмы в Миядзаки (на Кюсю) и в Касивара (недалеко от Нара).

Примечания

  1. Собственное прижизненное имя правителя — Хико Хоходэми (彦火火出見), посмертное имя — Каму Ямато Иварэ Хико но микото (神日本磐余彦尊) — «Бог, принц силы божественного Ямато». Китаизированая форма посмертного имени — Дзимму, «божественный воин».
  2. ДЗИММУ // Япония от А до Я. Популярная иллюстрированная энциклопедия. (CD-ROM). — М.: Directmedia Publishing, «Япония сегодня», 2008. — ISBN 978-5-94865-190-3
  3. Арутюнов С.А. Дзимму-тэнно: мифический вымысел и историческая реконструкция // Сибирь, Центральная и Восточная Азия в средние века. Новосибирск, 1975. С.9-12; Kogoshūi: Gleaning from ancient stories. Tokyo, 1926. P. 67, note 41; см.: Светлов Г.Е. Путь богов. М., 1985. С.15; Иофан Н.А. Культура древней Японии. М.: Наука, 1974. С.31.
  4. См.: Воробьев М.В. Древняя Япония: историко-археологический очерк. М.: Изд. вост. лит., 1958. С.18-59; Metevelis Peter [рец на]: Hiraizumi Kiyoshi 平泉 澄. The Story of Japan, Vol. 1: History from the Founding of the Nation to the Height of Fujiwara Prosperity / Trans. by Sey Nishimura and committee. Ise City, Japan: Seisei Kikaku, 1997; viii + 219 + xi pages. // Asian folklore studies. 1998, Vol. 57/2. P.364; Исии Ёсими. Дз¯ёдай тимэй дэмпа-ни кан-суру сˉути дзиккэн: Тōсэн-сэцу-но сэйтōсэй // Кэнк¯ю ки¯ё (Тōк¯ё торицу кōк¯у кōг¯ё кōто сэммон гаккō дэнси кōгакука) 石井 好。上代地名伝播に関する数値実験: 東遷説の正当性 // 研究紀要 (東京都立航空工業高等専門学校電子工学科). 2000, сентябрь, №37. С.27, 28, 30
  5. [1]; Ито Ёсиаки. Дзимму-га кита мити. Хигаси-ōсака: Фурута сигаку-но кай, 2005. С.6; Фурута Такэхико. Дзимму-тōсин 古田 武彦。神 武 東 侵 [2]; Furuta Takehiko. King Jimmu to Eastern Invasion [3].
  6. ↑ [4]
  7. Арутюнов С.А. Дзимму-тэнно: мифический вымысел и историческая реконструкция // Сибирь, Центральная и Восточная Азия в средние века. Новосибирск, 1975. С.9-12.
  8. [5]
  9. Кодзики (из серии “Нихон котэн бунгаку дзэнс¯ю”) 古事記 (日本古典文学全集). Токио: С¯ёгаккан, 2001. С.155, прим. 16
  10. Наоки Кōдзирō. Тайка-дзэндай-но кэнк¯ю-хō-ни цуйтэ // Сигаку-дзасси 直木 孝次郎。大化前代の研究法について // 史学雑誌. 1955, октябрь. Т.64. №10. С.67; Barnes Gina L. Protohistoric Yamato: Archaeology of the first Japanese state. Michigan: University of Michigan, 1988. – 473 pages; Kidder J. Edward, Jr. [рец. на]: Barnes Gina L. Protohistoric Yamato: Archaeology of the first Japanese state. Michigan: University of Michigan, 1988 // Monumenta Nipponica. Winter, 1989. Vol. 44, № 4. P.525; Мацумото Сэйт¯ё. Сэйт¯ё-цŷси 松本 清張。清張通史. Токио: Кōданся, 1977. Т.II. С.273-274; The Cambridge history of Japan. Vol. I. P.114; Мещеряков А.Н., Грачёв М.В. История древней Японии. СПб.: Гиперион, 2002. С.122.

Литература

  • Воробьев М.В. Япония в III-VII веках. М.: Наука, 1980.
  • Суровень Д.А. Основание государства Ямато и проблема Восточного похода Каму-ямато-иварэ-бико // Историко-юридические исследования российского и зарубежных государств. Екатеринбург, 1998. С.175-198.[6]
  • Арутюнов С.А. Дзимму-тэнно: мифический вымысел и историческая реконструкция // Сибирь, Центральная и Восточная Азия в средние века. Новосибирск, 1975. С.9-12.
  • Суровень Д.А. Проблема периода “восьми правителей” и развитие государства Ямато в царствование Мимаки (государя Судзина) // Известия Уральского государственного университета: гуманитарные науки. Вып. 2. Екатеринбург, 1999. №13. С.89-113. [7]

Ссылки

  • Jimmu Tenno (англ.)
  • Wax Museum Of The Myth Of Hyuga (англ.)
Предшественник:
Император Японии
660 до н. э.585 до н. э.
Преемник:
Император Суйдзэй

Дзимму.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01