16-10-2023
Дизельпанк (англ. Dieselpunk) — развивающийся жанр фантастики, производный от киберпанка, описывающий мир, базирующийся на технологиях уровня 20-х — 50-х гг. XX века (период с Первой мировой войны по Вторую мировую войну), а также зарождающаяся субкультура, сочетающая в себе эстетику того времени с постмодернистскими технологиями и чувствами.
Источниками вдохновения для дизельпанка послужили некоторые реально существовавшие необычные боевые машины (многобашенные танки, подводные крейсеры и летающие авианосцы). Например, проекты подводных крейсеров с артиллерийским вооружением (британские подлодки класса М , британская подлодка HMS X1 , немецкие подлодки класса U 139 и французской подлодка Сюркуф), а также паротурбинные британские подлодки класса К стали прототипами оружия дизельпанка[1].
Термин появился в 2001 году как маркетинговый ход, который придумал игровой дизайнер Льюис Поллак, чтобы описать его настольную ролевую игру «Children of the Sun».[2] После этого термин применялся, чтобы описать особый стиль изобразительного искусства, музыки, кино, художественной литературы и моддинговой техники.[3]
Слово «dieselpunk» является производным от названия жанра киберпанк[4], и используется для представления периода времени, когда дизельный двигатель был в основе передвижения в западной культуре[5] и «-панк» суффикс, связанного с жанрами художественных произведений, в которых общество находится в глубоком упадке или на стадии радикальных перемен в социальном устройстве. Также термин ссылается на стимпанк,[6] другую производную киберпанка, в котором, как правило, основное внимание обращается не на проблемы общества, а на эстетику викторианской эпохи.[7]
Интернет-журнал «Flying Fortress» написал, что дизельпанк можно разделить на две основные темы и стили: «Ottensian» и «Piecraftian»[8] разделительной линией между двумя темами является начало Второй мировой войны.[9]
В направлении «Ottensian», названном по имени автора Ник Оттенса,[10] основное внимание уделяется обстановке, где декадентская эстетика и утопическая философия американских «Ревущих двадцатых» продолжает развиваться беспрепятственно из-за отсутствия войны или экономического коллапса Великой депресии. Оттэншнский дизельпанк в первую очередь касается позитивного видения технологий, где утопические идеалы предсказаний времён Всемирной выставки приходят к свету.[11] В результате оттэншнский дизельпанк включает в себя оптимистические предсказания о будущем,[12] и часто элементы ретрофутуризма.[13]
Вторая тема, названная «Piecraftian», включает эстетику мировых войн и размышления о том, как человеческая культура может перестать развиваться из-за постоянных военных конфликтов.[2][8] Эта тема может продолжать эстетику эпохи дизеля в более поздние периоды истории, описывая мир, где выживание зависит от дизельных электростанций и автомобилей (как это в мрачном будущем серии фильмов «Безумный Макс»[14]).
Основная тема дизельпанка — дизельная эпоха, обозначающая период времени, который начинается с начала межвоенного периода, который охватывает время между окончанием Первой мировой войны и началом Второй мировой войны, то есть с 1918 до 1939. Межвоенная эпоха занимает центральное место в одном из направлении дизельпанка, часто называемого «Ottensian».[10] Сама Вторая мировая война также играет важную роль в дизельпанке, особенно в школе жанра, называемой «Piecraftian».[8] Точное окончание эпохи дизеля вызывает споры в дизельпанк-сообществе. В зависимости от источника, он заканчивается либо к началу Второй мировой войны, либо по её окончанию, или продолжается до первой половины 1950-х годов с появлением таких культурных икон как золотой век телевидения, и замены биг-бэнда и свинг-музыки на рок-н-ролл.
Дизельпанк не ограничивается историческими событиями дизельной эпохи для вдохновения. Ещё одним важным аспектом дизельпанка является «декоданс» — термин является слиянием слов «деко» + «декаданс» (англ. decodence, deco+decadence). По мнению веб-сайта «The Gatehouse», декоданс «охватывает направление и атмосферу эпохи; он чувствует себя комфортно в затянувшейся атмосфере века джаза, которая характеризуется огромным энтузиазмом и надеждами на будущее».[15]
Дизельпанк может быть как чисто научно-фантастическим, так и включать в себя элементы оккультной мистики. Из-за наличия в некоторых ДП-произведениях отсылок к запретным знаниям и тёмной магии, некоторые путают этот жанр с такими художественными направлениями как Weird Fiction и New Weird, яркими представителями которых являются Г. Ф. Лавкрафт и Джефф Вандермеер, соответственно.
Художественные работы (в том числе изобразительное искусство, музыка, литература и архитектура), созданные в стиле дизельпанк находятся под сильным влиянием элементов искусства наиболее распространенных в западной культуре во время дизельной эпохи, таких как:
Хотя термин «dieselpunk» появился только в 2001 году, большое количество художественных произведений жанра было выпущено и ранее.
Альтернативная история и Вторая мировая война занимает видное место в дизельпанк-литературе.
Один из самых успешных романов дизельпанка является «Фатерланд», написанный Робертом Харрисом,[16] в котором Германия победила континентальную Европу и Советский Союз во Второй мировой войне, а Великобритания — немецкое марионеточное государство. В результате холодная война происходит между США и Германией, а не с СССР.
Примерами других романов дизельпанка являются «Тень в тумане» Брайана Морланда,[17] «Первая оккультная война» Кевина Куни, «Застава» Ф. Пола Уилсона, «Изверги Восточного фронта» от Дэвида Бишопа, и «Hard Magic: Book 1 of the Grimnoir Chronicles» писателя Ларри Коррейя.
Есть несколько рассказов, которые можно назвать дизельпанком: «Lucky Strike» от Кима Стэнли Робинсона об альтернативном окончании войны в результате решению отказаться от атомной бомбардировки Японии и «The Death of Captain Future» под авторством Аллена Стила (рассказ получил премию «Хьюго»). Оба они были опубликованы в «The Best Alternative History Stories of the Twentieth Century» под редакцией Гарри Тёртледава с Мартином Х. Гринбергом.[18].
Ряд атрибутов дизельпанка имеет мир Саракша в повести братьев А. и Б. Стругацких «Обитаемый остров».
Известный вдохновением для дизельпанковского кино являются фильмы «Метрополис» и «Облик грядущего», благодаря их видению утопической культуры и техники.
Некоторые часто упоминаемые примеры кинофильмов в стиле дизельпанк включают в себя: «Небесный Капитан и мир будущего», «Тёмный город», «Ракетчик», серия фильмов об Индиане Джонсе, «Город Грехов», «Бразилия», «Бесславные ублюдки» и «Воины света»[19]. В фильме «Первый мститель» критики усматривают характерные черты дизельпанка[20]. Даже серия фильмов «Звёздные войны», по мнению критиков, имеет сильное влияние дизельпанка[21]. Влияние эстетики дизельпанка также заметно в российском фильме «Обитаемый остров».
Хотя фильм «Бегущий по лезвию» широко известен как яркий пример киберпанка и нео-нуара, он также может быть описан как «атмосферный» дизельпанк из-за сильного элемента «декаданса»[22]. Фильм «Бэтмен» также указывается критиками как пример дизельпанка[11], такого мнение придерживается Кен Ханке в своей книге «Tim Burton: An Unauthorized Biography», который описывает сеттинг фильма — «Граждане, полицейские и черно-белые телевизоры выглядят будто это 1939 год»[23].
Примеры:
Компьютерные игры с элементами дизельпанка имеют очень видное место в последние годы, в связи с успехом таких игр как Final Fantasy VII, Fallout и BioShock.[24] Вторая мировая война является популярной темой в играх жанра дизельпанк. Один из наиболее известных из них был Return to Castle Wolfenstein;[24] другие игры жанра по теме Второй мировой — Crimson Skies, Command & Conquer: Red Alert[24] и Turning Point: Fall of Liberty.[25] Компании Digital Reality и Grasshopper разрабатывают шутер Digital Reality and Grasshopper, который был описан как дизельпанк.[26]
Примеры:
Дизельпанк занимает видное место в игровой индустрии, как в настольных ролевых играх и компьютерных. Дизельпанковкие ролевые игры имеют широкий спектр настроений. Такие игры как «GURPS Cliffhangers» от Steve Jackson Games,[27] «Daredevils» от FGU and «Pulp Hero»[28] от Hero Games помещают игрока в ганстерские 1930-е. «Operation: Fallen Reich» от Fallen Publishing,[29] показывает причудливо-эксцентричный взгляд на Вторую мировую войну, и «Dust» от Паоло Паренте[30] ставит игрока в центре фантазийной Холодной войны, в то время как игры «Call Of Cthulhu», опубликованной Chaosium и «Tannhäuser» от Fantasy Flight[31] могут иметь мрачное и гнетущие настроение.
По данным интернет-журнал «Dark Roasted Blend», в статье под названием «Dieselpunk: Love Affair with a Machine», дизельпанк-искусство «проявляет интерес к различным странным машинам, полных эзотерических рычагов, потрескавшихся стеклянных циферблатов — всё визуально интенсивное и довольно зловеще выглядящее при фотографировании».[32] В статье указывается, что японский художник Сунья Ямасита создал один из наиболее авторитетных примеров дизельпанк-искусства — работу «Я не могу объяснить»[33] Также Коу Ёкояма обозначен как дизельпанк-художник с его серией фигурок под названием «Maschinen Krieger».[34]
Другие видные художники имеющие отношение к дизельпанк-движению: Сэм ван Олфен,[35][36][37] Кит Томпсон,[38] Роб Швагер,[39] Стефан Проачка.[40], ixlrlxi,[41][42] и Алексей Липатов.[43]
Люди принадлежащие к дизельпанк-культуре черпают вдохновение и развлечения от эстетики эпохи дизеля для достижения независимости от современной эстетики, смешивая литературу, искусство, моддинг личного транспорта, музыки и технологии дизельной эпохи с современными чувствами.
Часть постмодернистской природы дизельпанка можно увидеть в важной роли, которую интернет как средство международного общения играет в его развитии. В дополнение к двум видным дизельпанк-онлайн-обществам — Dieselpunks[44] и Smoking Lounge,[45] есть растущее число интернет-журналов, посвященных жанру в том числе «The Flying Fortress»,[46] «Some Stuff Like That There»,[47] _ русское сообщество «Dizelpanki»[48] и несколько блогов, которые изветны просто под названием «Dieselpunk».[49][50] Другим активным интернет-журнал дизельпанк-движения называется «Vintage Future: Dieselpunk»,[51] который описывает себя как «Ретро-футуристический ресурс из золотой эры».
Хотя есть много сайтов посвященных истории дизельной эпохи, появляется всё большее число сайтов, посвященных темам, которые связанные непосредственно с дизельпанком. Одним из таких веб-сайтов является RetroTimes Production,[52] который является независимой кинокомпанией, посвященной созданию документальных фильмов о «ретро-жизни, ретро-дизайне, и ретро-стиле». Другие сайты — в том числе Captain Spectre and The Lightning Legion,[53] на котором находятся нарисванные онлайн комиксы и pulp fiction и Thrilling Tales of the Downright Unusual,[54] — интерактивный сериал в стиле книг «Choose Your Own Adventure».
Дизельпанк-музыка, которая уходит корнями в возрождение нео-свинга,[55] сочетает в себе элементы блюза, джаза, рэгтайма, кабаре, свинга и блюграсс, с современными инструментами и композициями.[56] Некоторые примеры групп играющих в этом стиле: Big Bad Voodoo Daddy,[57] Royal Crown Revue,[58][59] Squirrel Nut Zippers,[60] The Brian Setzer Orchestra, Indigo Swing, Wolfgang Parker,[55] The End Times Spasm Band, Big Rude Jake, and Lee Press-on and the Nails.[61]
Субкультура дизельпанка смешивает стили одежды, которые встречались в дизельную эпоху с современными стилями, с целью создать гармоничное слияние обоих. «Панковый» характер субкультуры происходит от выражения более полного присутствия в общественной моде предметов популярных в эпоху дизеля, таких как жилеты, чулки, потрёпанные обувь и головные уборы. Дизельпанк подчёркивается включением определённых деталей, делающих его более завершённым, вопреки современным требованиям. Блог Gearing Up[62] является одним из немногих веб-сайтов, посвященных дизельпанк-моде.
Киберпанк и производные | |
---|---|
Киберпанк и производные | Киберпанк · Пост-киберпанк · Биопанк · Нанопанк · Стимпанк · Дизельпанк · Сплаттерпанк · Ститчпанк |
Связанные темы | Киберкультура · Трансгуманизм · Антиутопия |
Дизельпанк.