Lt304888.ru

Туристические услуги

Днепровские пороги

23-04-2023

Днепро́вские поро́ги — природные выходы коренных горных пород (гранит) в русле Днепра, между Днепропетровском и Запорожьем. В 1932 году почти все они были затоплены при заполнении Днепровского водохранилища, образовавшегося со строительством ДнепроГЭСа. До этого они затрудняли судоходство по Днепру.

Содержание

Геология

Днепр, берущий начало на Средне-русской возвышенности, впервые встречается с Украинским кристаллическим щитом возле Киева. Щит, представляющий из себя вздыбившуюся 2,6 млрд лет назад земную кору, состоящую из твердых пород, в основном гранита, тянется широкой дугой от южного водораздела притока Днепра реки Припять вдоль Днепра, который пересекает по линии ДнепропетровскЗапорожье. Оканчивается щит в районе Донбасса.

После Киева Днепр, столкнувшийся с Украинским кристаллическим щитом, отклоняется к востоку. В районе Днепропетровска воды Днепра прорываются через длинную гранитную гряду, наполняющую русло реки огромным количеством порогов и каменных перекатов. Только после Запорожья река успокаивается и поворачивает на юг к Чёрному морю.

Днепровский порог (предположительно Кодакский)

Затопление порогов Днепровским водохранилищем

На участке Днепропетровск — Запорожье имелось 9 порогов и несколько десятков каменных гряд общей протяжённостью около 75 км. В 1932 году была построена Днепровская ГЭС, образовавшееся Днепровское водохранилище затопило пороги, что создало условия для сквозного судоходства вдоль всей протяженности реки[1].

Имена порогов

Ещё в древние времена пороги были известны путешественникам, следующими «из варяг в греки». Порожистая часть Днепра включала девять порогов, каждый из которых имел свое имя (по порядку сверху вниз по течению Днепра): Кодацкий, Сурской, Лоханский, Звонецкий, Ненасытец, Волгинский, Будило, Лишний, Вольный. Около Кодацкого порога стояла крепость Кодак. Руины крепости сохранились до наших дней. Ниже днепровских порогов в XVI веке возникла Запорожская Сечь.

Волчье горло

Мост через Днепр в районе Волчьего горла. Видно как узок был там Днепр и крутизну берегов. Мост сфотографирован после взрыва махновцами в 1920 году

В километре от Вольного порога вода с чрезвычайной силой устремлялась к левому берегу (Вольный находится напротив села Вольноандреевка). Требовались особые усилия и навыки от капитана судна, чтобы удержать идущее судно от гибельного удара о скалистый левый берег. Далее вплоть до Александровска каменных засорений в русле реки более не встречалось и течение становилось нормальным; но скалистые берега продолжали сужаться, а глубина увеличиваться, достигнув у колонии Кичкас наибольшей своей величины в 40 м при ширине русла в 175 м. Это место называли Волчьим горлом. В этом месте река протекает в грандиозной расщелине, с отвесными, возвышающимися до 60 м берегами. Расстояние от порога Вольного до Кичкасской переправы всего 8 км. От менонитской колонии Кичкас до Александровска высота берега снижалась, а русло расширялось, глубина уменьшалась. Протяженность Днепровских порогов, начиная от первого порога Старо-Кайдакского до последнего Вольного, составляет 75 км. Общее падение на этом протяжении уровня воды составляло около 30 м. Ширина русла в порожистой части реки весьма различна. В порогах она изменяется от 360 до 900 м, между тем как на плесах она местами достигает 1800 и и более метров.

Старый и Новый Днепр

Старый (казацкий) ход фарватера. Среди порогов пролегали два фарватера: естественный и искусственный. Естественный фарватер, открытый запорожскими казаками, назывался Старым, или Казацким, ходом. Старый ход проходил преимущественно у правого берега, где было больше открытой воды. Глубина фарватера Старого хода между порогами была от 2 до 4 метров и около метра на плесах и вблизи порогов.

Новый ход фарватера.

Другой фарватер, искусственный, называли Новым ходом, проходил у левого берега реки, по каналам, устроенным для улучшения судоходных условий Днепра. Первая попытка такого улучшения принадлежит первому генерал-губернатору Новороссийского края, князю Потемкину. Под руководством инженера Фалеева, и позднее — Деволана, были сооружены каналы у правого берега реки возле порогов Старо-Кайдакском, и Ненасытецком, а также струеотводные плотины под левым берегом на порогах Сурском и Лоханском. В некоторых опасных местах фарватера провели расчистку. Из этих работ только расчистка фарватера принесла некоторую пользу; что же касается каналов и шлюза, то, из-за их малой ширины и глубины они остались без всякого употребления.

В 1843 г. была предпринята новая попытка улучшения судоходности реки. Работы были закончены в 1856 г. и обошлись казне около 2 млн руб. На 8 порогах было сооружено 9 каналов, из них два на Ненасытецком, и струеотводная плотина в Сурском порогах. Все каналы были сооружены под левым берегом и образуют искусственный, так называемый Новый ход, который оказался, однако, до такой степени неудовлетворительным, что лоцманы по-прежнему предпочитали ему Старый, Казацкий ход.

После Волчьего горла Старый фарватер шел, огибая о. Хортица, с правой стороны. Видимо, по этой причине, этот рукав днепровские лоцманы называли Старым Днепром. Здесь русло всегда было глубоко и свободно от камней. Рукав, огибающий остров с левой стороны, более мелкий и широкий, использовался для судоходства меньше, это русло именовалось Новый Днепр.

Примечания

  1. Днепровские пороги

Литература

  • Яворницький Д.І. Дніпрові пороги: Альбом фотогр. з географічно-історич. нарисом — Харків: Перша друкарня держ. видавництва України, 1928. — 76 с., 69 іл.
  • Bagrow, Leo (1953). «The first maps of the Dnieper cataracts». Imago Mundi 10: 87-97. 10.1080/03085695308592036.


Ссылки

  • Статья М. Ю. Брайчевского, посвященная Днепровским порогам
  • Днепровские пороги (очерк)
  • Днепровские пороги (Ненасытец)
  • Об истории судоходства на реке Днепр

Днепровские пороги.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01