19-10-2023
Добровольная пожарная охрана - форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности. Участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов. Добровольный пожарный - гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров[1]. Рекомендованная численность в населенных пунктах, в которых отсутствуют другие виды пожарной охраны: один добровольный пожарный на каждые 160 человек населения[2].
Содержание |
Имевшаяся к середине 19 века система профессиональной пожарной охраны Российской Империи оказалась неспособной успешно противостоять опасности пожаров. Профессиональные пожарные команды существовали только в городах, а в селах и деревнях пожары тушили сами жители, неся «пожарную повинность». Участие населения в тушении пожаров, а также распространение в России взаимного страхования от огня, когда сгоревшее хозяйство восстанавливалось за счет страховых сборов от каждого двора, явились причинами возникновения движения добровольных пожарных дружин. В 1843 году в г. Осташкове Тверской губернии было организовано первое в России добровольное пожарное общество. В 1897 году Министр внутренних дел утвердил «Нормальный устав добровольной пожарной дружины».[3]
Подразделения добровольной пожарной охраны создаются в виде дружин и команд, которые могут быть муниципальными или объектовыми и входят в систему обеспечения пожарной безопасности соответствующего муниципального образования. Дружина осуществляет деятельность без использования пожарных машин. Команда осуществляет деятельность с использованием пожарных машин.
Команды могут подразделяться на разряды:
Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны, а также финансовое обеспечение социальных гарантий и компенсаций их личному составу осуществляется их учредителями за счет собственных средств[5].
России существует Всероссийское добровольное пожарное общество, под эгидой которого создано свыше 300 противопожарных формирований[6].
С конца 2009 в г. Лобня проводятся мероприятия по организации добровольной пожарной охраны органами местного самоуправления и предприятиями. Обучение добровольных пожарных планируется организовать на базе профессиональной пожарной части. На апрель 2010 в городе была официально создана одна добровольная пожарная дружина в организации[7].
В Иркутской области 509 подразделений добровольной пожарной охраны общей штатной численностью 2572 человека, на вооружении находится 571 ед. техники, 51 мотопомпа[8].
На 2 сентября 2009 года в России имелись подразделения добровольной пожарной охраны:
Профессиональные пожарные службы есть только в крупных городах ФРГ. В деревнях и небольших населенных пунктах существует добровольная пожарная охрана, которая также занимается тушением лесных пожаров. Добровольные пожарные получают поддержку от государства. Их снабжают техникой и пожарно-техническим вооружением. Работа добровольных пожарных не оплачивается[10].
Статистика неприкрытых пожарной охраной сельских населенных пунктов (число которых по разным оценкам колеблется от 30 до 40 тысяч), а самое главное ощутимая доля пожаров и числа погибших людей в таких поселениях, подчеркивают особую значимость и актуальность для страны вопросов развития добровольной пожарной охраны, широкого вовлечения в деятельность по борьбе с пожарами общественности и населения, что немаловажно и в настоящей экономической ситуации для страны.
Решить проблему только путем создания государственной противопожарной службы, содержащейся за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ нереально. Бюджет ни одной, даже самой богатой страны мира, тем более с такой обширной территорией как Россия, не может позволить себе создание в каждом населенном пункте профессиональной пожарной охраны. Да и с точки зрения экономической целесообразности, при нехватке трудовых ресурсов в Российской глубинке со стареющим населением, это выглядело бы еще и абсурдно. Остается один верный и отработанный веками, как в дореволюционной России, так и в странах Запада путь - это пожарное добровольчество.
1. Опыт создания ДПО в зарубежных странах Что же такое пожарное волонтерство за рубежом? Показателен ниже приведенный зарубежный опыт.
Швеция Добровольная пожарная охрана составляет более 80% численности пожарной охраны страны
США Численность добровольной пожарной охраны в 5 раз превышает профессиональную пожарную охрану
Бельгия Почти вся пожарная охрана состоит из добровольных пожарных
Австрия ДПО создают, обеспечивают и финансируют муниципалитеты. Численность ДПО на порядок выше профессионалов.
Франция ДПО составляет 90% численности пожарных организаций
Германия 70% пожарных сил страны составляют добровольцы
Ирландия Только столица имеет профессиональную пожарную охрану, остальная территория прикрыта смешанными формированиями – добровольцев и профессионалов.
Добровольная пожарная охрана за рубежом весьма многолика и неоднородна, имеет различные исторические корни, национальные особенности и традиции. Вместе с тем, во всех странах она создана с целью объединения усилий граждан (непрофессионалов) в борьбе с пожарами. В отличие от расхожего мнения, что добровольно - это значит бесплатно, в большинстве европейских стран ДПО организована на принципах материального стимулирования (полной или частичной оплаты труда) руководящего звена и основного технического персонала (водители, мотористы, механики). Деятельность остальных членов ДПО стимулируется льготами, повременной оплатой труда за работы по тушению пожаров или за время дежурства в пожарном депо. Следует отметить, что практически во всех странах Европы очень широко применяется моральное стимулирование добровольных пожарных в виде наград, знаков отличия, общественной благодарности. Важной особенностью ДПО европейских стран является то, что она входит в общественные объединения (союзы, ассоциации и т.п.), а профессия пожарного добровольца является престижной и уважаемой.
2. Проблемы пожарного добровольчества России В настоящее время привлечение граждан в качестве пожарных волонтеров действующим российским законодательством не только не стимулируется, но и в ряде случаев делает это весьма проблематичным и неподъемным с точки зрения финансового обеспечения.
Основным законодательным актом в сфере пожарного добровольчества является 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в котором содержится статья 13 «Добровольная пожарная охрана». Справочно: СТАТЬЯ 13. Добровольная пожарная охраны Добровольная пожарная охрана – форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности. Добровольный пожарный – гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров. Участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов. В законе лишь сказано, что ДПО - это форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности, а добровольный пожарный – это гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров. Закон абсолютно не отвечает на вопрос кто и как создает ДПО, кто финансирует ее деятельность, какова социальная защита и гарантии пожарным добровольцам. Более того, в абзаце третьем статьи 13 ФЗ-69 сказано, что участие граждан в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ. А согласно ст.17 ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к социально значимым работам могут быть отнесены только работы, не требующие специальной профессиональной подготовки. Справочно: СТАТЬЯ 17. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения К социально значимым работам могут быть отнесены только работы, не требующие специальной профессиональной подготовки. К выполнению социально значимых работ могут привлекаться совершеннолетние трудоспособные жители поселений и городских округов в свободное от основной работы или учебы время на безвозмездной основе не более чем один раз в три месяца. При этом продолжительность социально значимых работ не может составлять более четырех часов подряд.
Это при том, что при пожаре пожарный доброволец отвечает не только за свою жизнь, но и за жизнь других людей, ему приходится работать со специальным снаряжением, оборудованием и техникой, требующей специальных знаний и навыков работы. Кроме того, привлечение граждан к выполнению социально значимых работ может быть только на безвозмездной основе, не чаще одного раза в квартал и в свободное от основной работы и учебы время. Статус добровольного пожарного, его социальная и страховая защита не определены, деятельность по предотвращению и тушению пожаров не отнесена к общественно полезной и благотворительной деятельности и не имеет правового механизма. Ключевым вопросом является отсутствие стимулов для граждан и реальной поддержки общественных объединений добровольной пожарной охраны со стороны государства, хотя в Российском законодательстве есть упоминание о государственной поддержке деятельности общественных объединений.
Так, согласно ст.17 ФЗ-82 «Об общественных объединениях» государство оказывает поддержку деятельности общественных объединений, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. Государственная поддержка может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ, участия в реализации программ и в виде государственных грантов и т.д. Справочно: СТАТЬЯ 17. Государство и общественные объединения Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. Государственная поддержка может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам (государственные гранты); заключения любых видов договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг; социального заказа на выполнение различных государственных программ неограниченному кругу общественных объединений на конкурсной основе.Но в реальной действительности этого нет, а запись о государственной поддержке в законе – это всего лишь декларация. Никакие налоговые льготы и преимущества для добровольной пожарной охраны законодательством не предусмотрены, отчисления на решение общественно полезных и социально значимых задач в сфере пожарной безопасности осуществляются, исключительно за счет чистой прибыли.
Есть еще очень существенная неувязка в действующем законодательстве. В положениях Федерального закона от 06.10.03 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержится неравенство полномочий органов местного самоуправления в части реализации первичных мер пожарной безопасности. Почему-то органы местного самоуправления муниципального района указанными полномочиями не наделены, хотя основные финансовые и административные ресурсы находятся в их ведении, что приводит к абсурдной ситуации, при которой муниципалитеты поселений вынуждены, чтобы соблюсти закон передавать решение задачи в области пожарной безопасности в компетенцию администрации района. Кстати, это противоречит требованиям закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», согласно которого финансовое обеспечение первичных мер пожарной безопасности является расходным обязательством всех без исключения муниципальных образований. Эти и ряд других проблем законодательного плана являются значимым тормозом развития добровольчества и благотворительности в стране. Государство не в состоянии защитить сельских жителей от пожаров в силу объективных причин, и одновременно не создает предпосылки для того, чтобы само население и общественность решили бы эту проблему.Добровольная пожарная охрана.