23-07-2023
Дон Жуан, или Наказанный развратник |
|
Don Giovanni ossia Il dissoluto punito | |
Композитор | |
---|---|
Автор(ы) либретто |
|
Жанр |
Веселая драма (итал. dramma giocoso) |
Количество действий |
2 действия |
Место первой постановки |
Дон Жуан, или Наказанный развратник (KV 527, итал. Don Giovanni ossia Il dissoluto punito) — «весёлая драма» (итал. dramma giocoso) в двух актах В. А. Моцарта на либретто Лоренцо да Понте.
Премьера состоялась 29 октября 1787 года в Сословном театре в Праге.
Содержание |
Прага без ума от «Свадьбы Фигаро», и в феврале 1787 года Моцарт подписывает контракт с театральным предпринимателем Паскуале Бондини на сочинение новой оперы для пражского театра. Моцарт и да Понте работали легко, и премьера прошла, по выражению самого Моцарта, «с самым громким успехом».
Премьера состоялась в Праге 29 октября 1787 г.
В премьере принимали участие Луиджи Басси (Дон Жуан), Джузеппе Лолли (Командор, Мазетто), Тереза Сапорити (Донна Анна), Антонио Бальони (Дон Оттавио), Катарина Мичелли (Донна Эльвира), Феличе Понциани (Лепорелло), Тереза Бондини (Церлина).
Премьера в Вене состоялась 7 мая 1788 г. Для спектакля в Вене были дописаны две арии и один дуэт; заключительный ансамбль («Ultima scena») не исполнялся, и опера заканчивалась смертью Дона Жуана.
В премьере принимали участие Франческо Альбертарелли (Дон Жуан), Франческо Бузани (Командор и Мазетто), Алоизия Вебер (Донна Анна), Франческо Морелла (Дон Оттавио), Катерина Кавальери (Донна Эльвира), Франческо Бенуччи (Лепорелло), Луиза Момбелли (Церлина).
Образ Дона Жуана впервые появляется в пьесе Тирсо де Молина «Севильский обольститель, или Каменный гость». Однако основой для либретто послужила опера «Дон Жуан» Джованни Гаццаниги на либретто Джованни Бертати, поставленная в Венеции 5 февраля 1787, и пьеса «Мщение из гроба» Антонио де Саморы (кон. XVII в.)
Ночной скандал в доме Командора, — неизвестный в маске проник в покои Донны Анны. Пытавшийся защитить ее честь Командор убит. Этот неизвестный — Дон Жуан, бесстыдный развратник, скрывающийся под личиной благородного сеньора. На помощь Командору спешит жених Анны Дон Оттавио, но он приходит слишком поздно. Донна Анна и Дон Оттавио клянутся отомстить.
Дон Жуан приметил новую жертву, — таинственную незнакомку, чье лицо скрыто под вуалью. Таинственной незнакомкой оказывается Донна Эльвира, которую Дон Жуан соблазнил, назвал своей женой, а через три дня сбежал. Ему удается сбежать и сейчас. За Дон Жуана ответ приходится держать Лепорелло.
Возвращаясь в замок, Дон Жуан встречает деревенскую свадьбу, где ему очень приглянулась невеста. Отослав ее жениха, Дон Жуан сразу предлагает Церлине пройти в расположенную неподалеку беседку и там «пожениться». Лишь вмешательство подоспевшей Донны Эльвиры спасает девушку. Тут же появляются Донна Анна и Дон Оттавио. Они просят Дон Жуана помочь им в их мести, но неожиданно Анна узнает в Дон Жуане убийцу отца. Донна Анна, Донна Эльвира и Дон Оттавио устремляются за Дон Жуаном в его замок.
Церлина просит у Мазетто прощения. Мазетто не может устоять перед обаянием подруги, но обещает расправиться с коварным соблазнителем.
А в замке все готово к празднику. Множество людей в масках, крестьян и, главное, крестьянок… Дон Жуан вновь пытается увести Церлину, но она зовет на помощь, и перед Дон Жуаном оказываются все мстители, и Донна Анна с Доном Оттавио, и Донна Эльвира, и Мазетто. Со шпагой в руках Дон Жуан скрывается.
Лепорелло не хочет больше служить Дон Жуану, и лишь увесистый кошелек с деньгами способен удержать его. А Дон Жуан уже ищет новых приключений. Он хочет соблазнить служанку Донны Эльвиры, для чего меняется одеждой с Лепорелло. Внезапно появившаяся Донна Эльвира чуть не испортила все планы, но Лепорелло так умело подражает голосу хозяина, что Донна Эльвира и не догадалась, что уходит вместе с Лепорелло. В поисках Дон Жуана приходит Мазетто в сопровождении банды крестьян. Они принимают Дон Жуана за Лепорелло. Он одурачивает крестьян и избивает Мазетто. Церлина утешает жениха.
А Лепорелло пытается улизнуть от Донны Эльвиры, но попадает в руки мстителей. Лепорелло раскрывает обман, но тогда все грехи Дона Жуана приписывают Лепорелло. Ему едва удается спастись.
Лепорелло и Дон Жуан встречаются на кладбище. Дон Жуан смеется над приключениями Лепорелло, но замогильный голос грозит Дон Жуану скорой смертью. Дон Жуан узнает статую Командора и приглашает ее на ужин. Статуя соглашается, Дон Жуан и Лепорелло в страхе покидают кладбище.
Дон Оттавио торопит Донну Анну со свадьбой, но Анна просит отложить ее, пока не свершится месть.
Донна Эльвира в последний раз умоляет Дон Жуана опомниться и вернуться к праведной жизни, но Дон Жуан смеется над ней. Донна Эльвира в гневе уходит, но едва покинув залу, кричит от ужаса и падает в беспамятстве. В зале появляется Статуя Командора. Она призывает Дон Жуана к раскаянию, но тот с дерзостью отказывается. Огонь охватывает залу, и фурии утаскивают Дон Жуана в ад.
Все остальные предостерегают зрителя, — вот, что ждет всех развратников.
Партитура Моцарта включает:
Бассо континуо:
Увертюра
Акт 1
Акт 2
П. И. Чайковский в своей статье 1873 года охарактеризовал «Дон-Жуана» так:
… Моцарт — гений сильный, многосторонний, глубокий — устарел только своими формами инструментальной музыки; в области оперы он не имеет до сих пор ни одного соперника. Оркестровка его, в сравнении с берлиозовской или мейерберовской, разумеется, жидка; его арии несколько растянуты и подчас грешат угодливостью виртуозным прихотям певцов; стиль его, пожалуй, отзывается чопорностью нравов его времени, но вместе с тем оперы его, и «Дон Жуан» в особенности, преисполнены высочайших красот, полных драматической правды моментов; мелодии его как-то особенно обаятельно изящны; гармония — роскошно богата, хотя и проста. Но, кроме всего этого, Моцарт был неподражаемым мастером в отношении музыкальной драматической характеристики, и ни один композитор, кроме него, не создавал еще таких до конца выдержанных, глубоко и правдиво задуманных музыкальных типов, как Дон Жуан, Донна Анна, Лепорелло, Церлина… В ансамблях, в сценах, где развивается драматическое движение пьесы, он дал недосягаемые образцы музыкального творчества. В особенности полны глубокого трагизма все сцены, где является Донна Анна, эта гордая, страстная, мстительная испанка.
Раздирающие крики и стоны её над трупом убитого отца, ее ужас и жажда отмщения в сцене, где она встречается с виновником своего несчастия — всё это передано Моцартом с такой захватывающей силой, что под стать к нему по глубине производимого впечатления разве только лучшие сцены Шекспира. В противоположность к мрачному облику Донны Анны, сколько грации, непосредственного чувства вложил Моцарт в свою Церлину! Как мастерски, как цельно вылился у него Лепорелло, в самых разнообразных ситуациях! Наконец, сколько блеска, чувственной красоты, увлекательной веселости в партии самого Дон Жуана!
…В числе наиболее выдающихся мест оперы укажу на финал первого действия, на сцену у могилы командора, секстет в сцене, где переодетого Лепорелло принимают за Дон Жуана, и, наконец, на знаменитую сцену появления статуи Командора, где так изумительно переданы грозные речи привидения, борьба скептического Дон Жуана с ужасом, возбуждаемым неожиданным гостем, и оторопелый страх труса Лепорелло… Если есть опера, которую можно назвать первой между всеми, то, не обинуясь, я отдал бы это первенство «Дон Жуану». Независимо от большего или меньшего соблюдения музыкально-драматической правды, не касаясь иных анахронизмов (например, менуэт на испанском народном празднике) и некоторых других промахов… в «Дон Жуане» столько красоты, столько богатейшего музыкального материала, что его хватило бы на дюжину наших современных опер, авторы коих, гоняясь за реализмом, правдивостью, верностью декламации, забывают в своем наивном донкихотстве, что первейшее условие всякого художественного произведения — красота.[1]
В России впервые опера была поставлена 21 апреля 1828 года в петербургском Большом театре (перевод с итальянского Шеллера, декорации Антонио Каноппи и Кондратьева; Дон Жуан — Василий Самойлов, Командор — Сергей Байков, Донна Анна — Александра Иванова, Донна Эльвира — Мария Шелихова, Дон Оттавио — Матвей Шувалов, Лепорелло — Гуляев, Церлина — Нимфодора Семёнова, Мазетто — Николай Дюр).
В 1834—1845 годах ставилась в России в немецкой опере, в 1843 — на казенной итальянской сцене с участием Полины Виардо (Церлина), Антонио Тамбурини (Дон Жуан), Джованни Рубини (Дон Оттавио).
Премьера в Большом театре в Москве состоялась 30 января 1839 года.
1864 — на русской сцене — в Петербурге, Русская опера.
В 1872 и 1898 годах ставилась в Мариинском театре (Дон Жуан — Иван Мельников, Богомир Корсов, Яковлев, Иоаким Тартаков; Донна Анна — Юлия Платонова, Александра Меньшикова, Ефросиния Куза, Медея Фигнер; Донна Эльвира — Вильгельмина Рааб, Александра Рунге; Церлина — Левицкая, Аделина Больска, Александра Крутикова; Дон Оттавио — Раппопорт, Иван Ершов, Митрофан Чупрынников; Командор — Петров, Константин Серебряков, Владимир Майборода, Давыдов; Лепорелло — Осип Палечек, Дмитрий Бухтояров).
1882 — Большой театр, Москва (Дон Жуан — Богомир Корсов, Павел Хохлов; Донна Анна — Мария Дейша-Сионицкая, Надежда Салина; Дон Оттавио — Антон Барцал; Лепорелло — Василий Тютюнник; Церлина — Мария Климентова)
1913 — Оперный театр Зимина (режиссёр Пётр Оленин, Донна Анна — Нина Кошиц, художник Пётр Кончаловский).
При Советской власти впервые — 11 октября 1924, Ленинградский театр оперы и балета: дирижер Самуил Самосуд, режиссёр Петров, художник Александр Головин; Дон Жуан — Ольховский, Донна Анна — Кузнецова, Донна Эльвира — Ада Кобзарева, Лепорелло — Павел Журавленко, Церлина — Розалия Горская, Мазетто — Глеб Серебровский, Дон Оттавио — Григорий Большаков).
1946 — Оперная студия Московской консерватории.
1950 — филиал Большого театра, Москва (дирижер Василий Небольсин, режиссёр Шарашидзе, художник Л.Н.Силич, балетмейстер Цаплин, хормейстер Шумский; Дон Жуан — Селиванов; Донна Анна — Татьяна Талахадзе, Покровская; Донна Эльвира — Чубенко; Лепорелло — Тютюнник, Николай Щегольков; Церлина — Ирина Масленникова, Мария Звездина).
1956 — возобновление в Театре оперы и балета имени Кирова, Ленинград (дирижер Сергей Ельцин, режиссёр Эммануил Каплан, художник Симон Вирсаладзе, балетмейстер Анисимова).
1959 — Оперная студия Музыкально-педагогического института имени Гнесиных, Москва (дирижер Олег Агарков, режиссёр Георгий Ансимов).
В настоящее время «Дон Жуан» значится в репертуаре Московского музыкального театра под руководством Б. А. Покровского (Дон Жуан — Алексей Мочалов), а также государственного музыкального камерного театра Санктъ-Петербургъ Опера (Дон Жуан - Сергей Калинов,дирижер - Александр Гойхман).
Готовится премьера оперы в Большом театре, которая состоится в октября-ноябре 2010 г. (режиссёр - Анатолий Васильев).
Дон Жуан (опера).