16-06-2023
Доща́ник (также досчаник, дощан) — плоскодонное несамоходное деревянное речное судно небольшого размера с палубой (или полупалубой) и одной мачтой, использовавшееся, главным образом для транспортных целей, на большинстве рек России. Грузоподъемность от 7 до 200 т[1][2].
В устьях рек и мелководных портах применялись «догрузные» дощаники, основное предназначение которых была погрузка и разгрузка судов, стоящих на рейде. Приводились в движение парусами, веслами, шестами или при помощи буксира[3].
Впервые суда такого типа появились в древнем Новгороде в XII—XIV вв. и получили своё название по причине постройки полностью из досок, в отличие от обычной для того времени выдолбленной из дерева основы. Через некоторое время данный тип речных судов постепенно распространился на Урале и в Сибири и к XVII в. стал самым распространенным грузовым судном на западносибирских реках[4]. Передвигались дощаники под прямым или косым рейковым парусом, на веслах или же на буксире.
Император Пётр I использовал суда подобного типа в качестве десантных кораблей в составе Азовского флота. Петровские дощаники вмещали до 50 человек и составляли в длину до 15 метров[3].
По сохранившимся данным можно определить два, существующих во вторую половину XIX века, типа дощаников, отличающихся характеристиками размеров и грузоподъёмностью[5].
Длина волжского дощаника составляла от 2,8 (5,97 м) саженей[6] до 12,9 (27,5 м) саженей, ширина от 1,0 (2,13 м) сажени до 4,2 (8,94 м) саженей.
Осадка без груза достигала глубины от 0,8 до 5,0 аршин (0,56-3,55 м), с грузом 1,0—10,0 аршин (0,71—7,11 м)
Грузоподъёмность дощаника была впечатляющей даже по современным меркам и составляла от 500 до 10000 пудов (8-160 тонн)
Срок службы до 13 лет, количество пассажиров и экипажа от 1 до 12 человек.
Строительство волжских дощаников велось, в основном, в приволжских губерниях, и, в количественном соотношении выражалось в следующих пропорциях: Нижегородская губерния — около 55 % от общего числа построенных судов, Костромская губерния — 18 %, Владимирская губерния — 12 % и Казанская губерния — 6,5 %.
Также волжские дощаники распределялись на следующие подтипы, различающиеся по размерам и месту строительства:
Количество волжских дощаников по данным на 1886 года составляло 215 судов[5].
Донской дощаник отличался от волжского меньшим количеством экипажа — на нем умещалось всего двое—четверо рабочих. Кроме того донской дощаник имел штевни со значительным наклоном наружу и оборудовался каютами в корме («нора») и носу («кичка»). Средняя часть корпуса предназначалась для грузов и пассажиров. Оснащался съемной мачтой с рейковым парусом, а также 4-6 гребными веслами и одним рулевым веслом.
Длина донского дощаника составляла 4,0—11,0 саженей (9,2—25,3 м), ширина 1,2—2,3 сажени (2,76—5,3 м). Осадка без груза 0,5—1,5 аршин (0,35-1 м), с грузом 3,0—7,0 аршин (2,1-5 м). Грузоподъёмность 350—400 пудов (5,6-6,4 т). Срок службы — до 9 лет.
Количество донских дощаников по данным на 1886 года составляло 15 судов[5].
Дощаники использовались по Волге (ниже Рыбинска), Каме, Цне и Дону, а также в Сибири во время территориальной экспансии России.
Свою актуальность дощаники, как тип судов, не потеряли и в настоящее время, поскольку их основным достоинством является доступность материала для постройки (доски) и простота изготовления[7].
Дощаник присутствует в качестве элемента на флаге Тюменского района и флаге Тюмени, в знак того, что «от сего города начинается плавание по рекам всей Сибири».
Е. В. Вершинин. Евразийское пограничье. — Проблемы истории России. — Сб. науч. трудов. — Екатеринбург: НПМП «Волот». — Выпуск 4, 2001. — С. 87-131.
Дощаник.